В России построят два уникальных судна для научных работ

В России построят два научно-исследовательских судна, аналогов которым, по словам экспертов, в мире нет. В Минобрнауки предполагают, что проект стартует уже в этом году, а готовы «плавучие лаборатории» будут не позднее 2024-го. Такое пополнение научного флота РАН позволит на самом высоком уровне выполнять весь комплекс исследований фундаментального и прикладного значения в Мировом океане. Благодаря особым конструкторским решениям судно можно использовать и в арктических условиях — при толщине льда до 0,8 м. «Известия» впервые обнародуют информацию о том, как будут выглядеть новые суда и какие работы они способны выполнять.

Весной 2018 года в рамках нацпроекта «Наука» было принято решение создать два новых научно-исследовательских судна (НИС), способных плавать в любых морях и океанах.

Сергей Коновалов, директор Морского гидрофизического института, член-корреспондент РАН: «Все существующие в России НИС устарели, среди них нет ни одного судна младше 25–30 лет. Выполнять описанные в нацпроекте «Наука» исследования на них практически невозможно или крайне затруднительно. Поэтому была обозначена цель построить два новых судна, способных выполнять весь комплекс океанологических исследований на самом высоком уровне в любом районе Мирового океана. Прежде всего в Арктике и Антарктике».

Нацпроект определил сроки закладки судов, с 31 декабря 2020 по 31 декабря 2021-го, и срок сдачи — 2024 год. На строительство выделено 28,4 млрд рублей. Разработкой конструкторской документации занялось ЦКБ «Лазурит», специалисты которого успешно сдали проект 10 июня.

Новые суда предназначены для проведения морских научно–исследовательских работ фундаментального и прикладного значения. В них входят гидрофизические, химические, биологические, метеорологические, геофизические, геологические и другие виды исследований в акваториях Мирового океана. Для их выполнения предусмотрено 11 научных лабораторий. Каждая из них размером с небольшую квартиру. Есть и две «мокрые» лаборатории — 55,4 и 79,3 кв. м. Они предназначены для получения нано- и ультрадисперсных неорганических порошков из водных и неводных растворов. Это нужно, например, для анализов проб воды.

Благодаря особым решениям судно можно использовать и в арктических условиях — при толщине льда до 0,8 м. Обеспечено это формой выступа на носу судна, которая дает возможность эффективно разрушать ледовое поле, а также конструкцией носовых ватерлиний, помогающих эффективно отводить обломки льда. Были также приняты меры для обеспечения работоспособности гидроакустического оборудования, необходимого для подводных исследований.

Анатолий Петров, главный конструктор ЦКБ «Лазурит»: «Для этого надо предотвратить попадание пузырьков воздуха из поверхностного аэрированного слоя океана к гидроакустическим антеннам. Как правило, меры по защите антенн от пузырьков приводят к увеличению сопротивления движению судна. Мы разработали такую форму корпуса судна, которая обеспечивает отсутствие пузырьков воздуха в месте установки антенн без увеличения сопротивления движению судна».

По словам Сергея Коновалова, суда оснащены таким образом, чтобы можно было выполнять забортные работы при любых погодных условиях. Оборудование позволит заниматься геологическими работами автоматически, в том числе брать пробы донных отложений даже на самых больших глубинах. Приборы для выполнения анализов и исследований объектов морской среды будут установлены прямо в корпусе НИС.



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ