Учебный год давно начался, а настроения в среде педагогической общественности трудно назвать спокойными
Известие о том, что подписанное летом этого года региональное соглашение о повышении минимальной месячной заработной платы в Бурятии в конечном счете привело к уменьшению в школах учительского жалованья, возмутило многих.
Депутаты фракции «Справедливая Россия» внимательно изучили данный вопрос и официально подтвердили, что заявленная проблема имеет место быть и требует немедленного решения. Мы встретились с лидером «справедливороссов», депутатом Народного Хурала Иринчеем Матхановым, чтобы выяснить, чего ждать нашим учителям.
— Иринчей Эдуардович, о каком соглашении идет речь и какое отношение этот документ имеет к заработной плате педагогов?
— Впервые проблему в канун нового учебного года поднял председатель правления республиканской общественной организации «Учителя Бурятии» Геннадий Федик, который заявил, что, невзирая на громкие заявления о росте учительской зарплаты, повсеместно в школах республики почему-то произошло уменьшение фонда заработной платы, а, стало быть, снизилась заработная плата у конкретных педагогов. Изучая вопрос, как такое могло произойти, Геннадий Иванович обнаружил, что причиной стал документ под названием региональное соглашение между правительством Бурятии, объединением организаций профсоюзов РБ и республиканскими союзами работодателей «О минимальной заработной плате в Республике Бурятия». Сначала такой документ был подписан в 2010 году. В соответствии с ним с 1 января 2011 года минимальная месячная заработная плата в Бурятии устанавливалась в размере 5338 рублей, увеличилась на 1008 рублей, причем это повышение касалось не только работников школ, но и всех бюджетников. Проблема заключалась в том, что соглашение было подписано, послужило для всех коллективов сигналом к обязательному исполнению, но не было подкреплено финансово. Проще говоря, на места спустили устное распоряжение срочно повысить минималку под личную ответственность руководителей, но денег на это не дали. В результате руководители вынуждены были исполнять соглашение в рамках имеющихся возможностей. В частности, в школах директорам ничего не оставалось, как повысить минималку малооплачиваемым работникам вспомогательного технического персонала за счет зарплаты самих учителей.
Действующими нормативами должно быть определено, что весь фонд заработной платы в наших школах делится на две части: 70 процентов — это зарплата учителей, 30 процентов — вспомогательного технического персонала и администрации школ. В свою очередь, фонд заработной платы учителей делится на базовую и стимулирующую части. Базовая часть выплачивалась неизменно, а стимулирующая индивидуально по результатам работы каждого учителя. Когда директорам спустили приказ повысить минималку техничкам, кочегарам, поварам, но не дали на это денег, произошло следующее. В результате повышения минималки техническим работникам общий фонд заработной платы, который внутри школы остался прежним, стал выглядеть не 70 к 30, а в некоторых школах 50 к 50. Фонд зарплаты техперсонала увеличился, в свою очередь, фонд зарплаты учителей уменьшился, и уменьшиться он мог только за счет стимулирующего фонда оплаты труда. В некоторых школах это стимулирование исчезло вовсе, что свело на нет смысл новой системы оплаты труда, с такой помпой проводившейся в Бурятии все последние годы. Учителя перестали получать индивидуальную надбавку за свой труд или эта надбавка свелась к мизерным суммам. Тем не менее первое повышение минималки коллективы проглотили, как-то справились со всеми этими пертурбациями. Причем речь идет не только об учителях, но и медицинских работниках, работниках социальной сферы, культуры и остальных бюджетниках. Однако когда летом этого года правительство вновь подписало такое же соглашение о повышении минималки с 1 июля 2012 года до 6693 рублей, то есть еще на 1355 рублей, в этот раз всем стало понятно, что выполнить это требование невозможно при всем желании. Пошли разговоры, что виноваты директора, главы муниципальных образований, но причина была совершенно в другом — планируя такие повышения, необходимо заранее закладывать эти расходы в республиканский бюджет.
— Какой выход вы видите из этой ситуации?
— Сегодня правительство изыскало 50 млн. 11 тысяч рублей на возмещение затрат на октябрь, ноябрь, декабрь текущего года, связанных с переводом из штатных расписаний муниципальных общеобразовательных учреждений отдельных должностей на финансирование из местных бюджетов, что будет способствовать повышению заработной платы в целом, в том числе минималки, но правда не во всех образовательных учреждениях республики. Совершенно непонятно, как будет оплачиваться повышенная минималка за июль, август, сентябрь.
Есть информация, что министерство образования и науки Бурятии заключает сегодня с каждым управлением муниципального образования соглашение о необходимости жесткого соблюдения в фонде оплаты труда пропорции между педагогическим составом и непедагогическим как 70 к 30. В некоторых муниципалитетах нашли способ вывести кочегаров за штат учебного заведения, оплачивать им зарплату за счет муниципалитета и таким образом повысить зарплату учителя. Сегодня при каждом отделе муниципального образования созданы хозяйственные части, куда должна быть переведена часть расходов. Однако многие районы не готовы к такому «переходу». В Прибайкальском районе 4 школы выводят за штат своих кочегаров, увеличивая таким образом фонд оплаты труда педагогов, но поступить так могут не все. Заиграевскому району выделяют на расходы, связанные с увеличением минималки, 2 млн. рублей, а им необходимо в два раза больше. В районе этих денег нет. Путь сокращения библиотекарей, психологов, логопедов, социальных работников уже пройден, всех, кого могли, в школах уже сократили. Опять же все понимают: если соглашение начало действовать с 1 июля 2012 года, а мы сегодня изыскали средства на октябрь, ноябрь, декабрь, то как быть с предыдущими тремя месяцами?
Как быть со школами, где в старших классах учится по 1 и 2 ребенка, а содержание здания требует тех же затрат, что и остальные? Сегодня мы из республиканского бюджета выделяем деньги на предшколу, подготовку детей с 6 лет, где на учителей будет идти такой же норматив. Однако надо понимать: такими вот эпизодическими мерами, разовыми подачками из бюджета мы этот вопрос не решим. Хватит заигрывать с учителями. Выход здесь может быть только один — надо повышать норматив финансирования школ, регулярно индексировать этот норматив хотя бы на уровень инфляции, и тогда каждый учитель действительно будет чувствовать, что зарплата его увеличивается.