Вне времени и пространства

Вне времени и пространства

Город, одетый в асфальт и бетон. Весь день он — бегущий, спешащий. Мчатся автомобили. Хмурые прохожие. На лицах — отпечаток житейской занятости, круговерти рабочих дел. Люди торопятся, проходят мимо, уносят с собой груз печалей и тяжесть проблем.

А из окна доносится светлая музыка. Тихими звуками, долгими паузами, осторожно тянущаяся к небу. Существующая вне пространства и истории, она способна, словно очистительной грозой, теплым дождем или ласковым ветерком освежить человеческую душу. Музыка. Рожденная под шум берез, шепот листвы и порывы сердца. О ней говорят с признательностью, уважением и преклонением. “Без музыки, — заметил русский писатель Виктор Астафьев, — земля давно бы оглохла, ослепла, рассыпалась и погибла”.

Из-под сильных пальцев учителя вылетают звуки, преобразованные на инструменте из музыкальных знаков с нотной странички, и наполняют пространство класса. В воображении оживают пасторальные картины великих художников: живописные луга, льющийся прохладой в полуденный зной прозрачной чистоты ручей, в тени старого дуба присевший мальчик-пастушок играет на флейте незатейливую мелодию… И только пронзительный скрежет колес по асфальту за окном напоминает реальность.

Си бемоль и ритм простой. Хрупкая фигурка, трепет рук над фортепьянной клавиатурой. Теперь задуманная итальянцем Муцио Клементи в XVIII веке мелодия возникает вновь стараниями еще неокрепших детских пальчиков. Воодушевленная игрой педагога свои первые шаги в огромном мире звуков делает юная девочка-музыкант. Вместе они “колдуют” над музыкой.

— Не спеши, Ани. Послушай. Аккомпанемент должен быть более прозрачным, легким, — спокойно, певуче говорит наставник.

Как же так сделать? Все секреты исполнительского искусства перед начинающим почитателем музыки со временем раскроет опытный педагог: “Осторожно опустись на кончик первого пальца, — объясняет учитель, — играй так, словно ходишь на цыпочках”. Детские пальчики снова погружаются в клавиши. И ноты, точно горошинки одинаковой величины и огранки рассыпаются по клавиатуре.

На ее уроках кажется, что она завораживает детей тихим словом, мягким голосом. Людмила Владимировна Пономарева занимается музыкальной педагогикой на протяжении 35 лет. И с первых дней своих трудовых будней она работает в Центральной детской музыкальной школе, продолжая благородное дело своего педагога — Брониславы Павликовской, чье имя сегодня вписано на фронтоне здания школы. Вспоминая своего учителя, Людмила Владимировна рассказывает: “Первое что всплывает в памяти — ее доброта и любовь к музыке и детям”.

Этот, пожалуй, самый важный постулат Людмила усвоила с детства, и теперь сама им руководствуется. О том свидетельствуют строчки, выведенные старательной детской рукой на оборотной открыток: “Дорогая Людмила Владимировна, мы вас любим! Ваши ученики”. К столь лаконичному по объему, но емкому по содержанию тексту присоединяются и их родители. И это, наверное, самая ценная благодарность в жизни педагога.

Ежедневные изнурительные репетиции, усталость, слезы и снова репетиции. Сцена, аплодисменты и вновь репетиции. Затем концерты, конкурсы, и снова репетиции. Отточен десятками повторений каждый аккорд, такт, фраза, музыкальное произведение. Так и только так нелегким трудом юные музыканты добиваются творческих побед в союзе с требовательностью и терпением, чуткостью и вниманием их педагога-наставника.

Этот путь прошли вместе с Людмилой Владимировной и ее ученики. Элла Скоробогатова в юном возрасте стала стипендиатом дальневосточного фонда “Новые имена”. Юля Янчук, Татьяна Аникина, Светлана Новохацкая, Ани Епископасян, Андрей Патапов, Павел Мичков. Этот список звездочек, зажженных благодаря учительскому таланту Людмилы Пономаревой, год от года пополняется. И вновь она самозабвенно “колдует” над маленькими учениками. И дети увлечены музыкой, дети играют.

— Ани, твои пальчики, словно отточенные карандашики, должны исполнять остро, смело, но не грубо. Учитель говорит ученику и улыбается. Ее морщинки, словно лучики нежности обрамляет добрые и умные глаза.

По классу проскользнул солнечный зайчик. Зацепил потоком света старые картины на стене, высветив лучезарное лицо Шопена. По соседству с ним суровый Эдвард Григ. Оба композитора, будто на минутку затаили дыхание, словно внимая каждый звук, каждую фразу, исполненные детской рукой.

В дальнем углу потертый от времени шкаф, сверху донизу заполненный нотными сборниками. В пожелтевших страницах таятся шедевры мировой классической музыки: сочинения Баха, Моцарта, Чайковского… Вечные и нетленные. Это и есть музыка. В ней что-то космическое, непознанное, неподдающееся логике и научным законам мироздания.

<p style='padding-right:18px;' align=right><a target=_blank href='http://www.zabrab.chita.ru/index.php?sAction=main&nIdArticle=14557'>"Забайкальский рабочий" </a></p>



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ