Каждый день иркутяне слышат одного из лучших звонарей страны



Звук разносится над утренним городом. Потемневшее от времени дерево, узкие ступеньки… Центр Иркутска ­ как на ладони. Колоколов не видно, они находятся за моей спиной.

Поэтому кажется, будто тонкие ниточки сразу соединяют Артура ПСАРЁВА с небом ­ вот так напрямую, безо всяких посредников. В колокольне уникального сибирского храма, который вот­вот должны занести в фонд всемирного наследия ЮНЕСКО, работает удивительный звонарь.

Это по его записям колокольных звонов студенты Гарварда, американской военной академии знакомятся с русской культурой. О нём снимали каналы ВВС,NHK, венгерское телевидение, его не раз признавали лучшим на всероссийских фестивалях… Мастер-самоучка, «русское чудо» - простой, естественный и обаятельно-хулиганистый, недавно он выпустил уже второй свой фильм «Время Дождей». Фильм-концерт уже показали на четырёх кинофестивалях, в том числе «Золотом Витязе».

Говорящие исполины

В марте будет двадцать лет с того момента, как колокола Крестовоздвиженской церкви, благодаря Артуру, обрели голос после долгого молчания. Актёр по образованию, наш герой рассказывает, что стал звонарём случайно, «на волне общего увлечения». Тогда, в начале девяностых, вместе с друзьями - музейными работниками он впервые попробовал звонить в колокола. Теперь мечтает установить огромный колокол в том месте, где вытекает из Байкала Ангара - почти в центре нашей страны. Он говорит, что такие колокола - будь они на Байкале, в Москве, Сочи, на Камчатке и во Владивостоке - в крайних точках страны - образовали бы огромный крест размахом во всю страну - символ Андрея Первозванного, знак могущества и нерушимости.

- Я думаю, колокол - это символ России. Он - не только голос Бога на земле, но и символ русской державности, хоть и подзабытый, - рассказывает звонарь. - Мне нравится странная любовь наших русских людей к этому инструменту. В Европе колокола большого веса - редкость, потому что их было принято не закреплять, а раскачивать и многотонный колокол мог сломать колокольню. Поэтому колокола-гиганты в Кёльнском соборе долгое время молчали и назывались «великими немыми». А русские отливали огромные колокола - больше ста тонн - и звонили в них.

«Рабочие инструменты» иркутского мастера - колокола небольшие, но звонкие, в хорошую погоду их звук долетает с улицы Тимирязева, где стоит храм, до сквера Кирова. Наш герой знает историю каждого из них: один, например, был отлит в девятнадцатом веке в Германии, другой - в Воронеже, третий - в старой Москве. Самый звонкий колокольчик родом из Ярославля, производства фирмы «Оловянишников и сыновья». Именно им начинается и заканчивается утренний звон в старинном иркутском храме.

- Это не совсем традиционно для русского звона, но я предпочитаю делать именно так - в напоминание о том, что мир очень хрупкий, нежный, тонкий, - говорит Артур. Он рассказывает, что, несмотря на церковный устав, каждый звонарь может привнести свой рисунок. Что церковный звон - отражение народной культуры, и до сих пор можно видеть где-то на фестивалях людей, пляшущих под колокольные звоны, когда-то на колокольнях пели песни и водили хороводы.

В современной России, по словам нашего собеседника, по-настоящему играют 25-30 звонарей. У иркутского мастера нет учеников:

- Каждый должен прийти к этому сам, да и не так уж это сложно, - говорит Артур. Часто на его колокольне бывают делегации иностранных туристов: сибиряка по его фильму «Здесь начинается набо» знают в Берлине, Вене, Будапеште...

«Дембель-культурист»

В шутку наш герой называет себя «культуристом», то есть служителем культа, и говорит, что через пять лет сможет считать себя «дембелем РПЦ» - ведь раньше в солдаты уходили на 25 лет. Он похож на рок-музыканта, как уже не раз отмечали журналисты. Он умеет смеяться глазами. В нём чувствуется бунтарская струнка - например, когда он говорит о боге:

- Я думаю, у нас с ним достаточно простые отношения. А какие еще могут быть отношения у простого парня с тем, кто наверху? Вера - это ведь не умение истово молиться и бить поклоны. Вера позволяет человеку идти по этой земле с поднятой головой. Для меня её истинный пример - ребята, которых Гоголь описывал в «Тарасе Бульбе». Они пропивали всё, вплоть до крестов, но когда было нужно, едва ли не голышом с шашкой в руках бросались в бой за свою страну и веру. Для меня это более значимо, чем искусство биться челом об пол.

Мастер шутит, что сегодня «не у каждого есть двухэтажный офис в престижном районе города с «прямой связью с начальством» и панорамным обозрением». И только после добавляет, что сегодняшняя зарплата звонаря, пусть и одного из лучших в стране… шесть тысяч рублей в месяц.

- Зато несколько лет назад мне сразу подняли зарплату на триста процентов, а этим может похвастать не каждй американский топ-менеджер, - улыбается Артур.

Чтобы несколько лет назад приобрести на Урале передвижную звонницу, наш герой несколько месяцев расплачивался с кредитом. Сегодня инструмент весом почти в полтонны хранится на территории Музея истории Иркутска, и иногда его можно услышать на городских праздниках.

Сейчас Артур Псарёв с известным барабанщиком Евгением Маслобоевым и несколькими московскими музыкантами мечтает записать новый диск - совместить колокольный звон с игрой ударной установки и виолончели. И уже почти подготовил вместе с Евгением Маслобоевым семь мелодий, чтобы часы-башня, установленные год назад в центре Иркустка, «заговорили» голосами наших колоколов.

...Он живёт свободно. Как птицы, что кружат над его колокольней.

Досье

Артур Псарёв родился 11 ноября 1965 года в городе Краматорске Донецкой области. В 1982 году окончил среднюю школу в Ленске. После службы в армии поступил в Иркутское театральное училище. Работал в «Театре пилигримов» и ансамбле «Сибирская народная песня». С февраля 2012 года Артур входит в Ассоциацию колокольного искусства России. В свет вышло два его DVD-диска «Здесь начинается небо» (2004 г.) и «Время дождей» (2012 г.).



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ