Учёные оцифровали находки некрополя эпохи гуннов

Учёные Сибирского федерального университета провели оцифровку древних артефактов, найденных в Богучанском районе Красноярского края. Редкие украшения, культовые и бытовые предметы позволили узнать, каким был уклад древнейших жителей берегов реки Ангары, обосновавшихся в обширной таёжной зоне Енисейской Сибири в период Великого переселения народов в III-IV вв. н.э. и масштабной миграций народа хунну (гуннов).

Цифровой проект «Пункт прошлого», созданный исследователями Гуманитарного института СФУ, базируется на ценной коллекции древних артефактов. Благодаря простой, интуитивно понятной навигации он позволяет познакомиться с внешним видом находок, их предназначением и функциями в жизни древних ангарцев. Техническая концепция проекта реализована специалистами лаборатории «Digital Humanities» и магистрантами СФУ.

«В центре внимания оказались материалы, извлечённые из могильника эпохи Великого переселения народов. Впервые для всей огромной таёжной зоны Енисейской Сибири мы смогли выявить погребения данного исторического периода. Это первый некрополь такого рода, найденный в наших краях. Конечно, хотелось сделать эти находки интересными и наглядными для самой широкой аудитории», — отметила старший научный сотрудник лаборатории археологии Енисейской Сибири СФУ Полина Сенотрусова.

Украшения и предметы утвари извлекались в 2018–2022 гг. в рамках археологических экспедиций под руководством профессора кафедры истории России, мировых и региональных цивилизаций СФУ Павла Мандрыки и старшего научного сотрудника лаборатории археологии Енисейской Сибири СФУ Полины Сенторусовой.

Для проекта были отобраны самые яркие находки. Например, два изображения хищных дневных птиц. Фигурки хорошо сохранились, они выполнены в реалистичной манере, имеют богато украшенные крылья и хвосты. Положение крыльев показывает, что птицы изображены в пикирующем полете — запечатлён момент атаки на добычу. По характерной форме крыльев, хвоста и общему абрису тела учёные предположили, что одна фигурка изображает сокола, а вторая — орла. Ещё одно изображение животного, найденное в могильнике, является неполным. Это голова копытного животного, скорее всего, северного оленя — чётко видны очертания уха и выразительной морды, а также согнутой передней ноги.

«Что касается изображений птиц и оленя, их роль скорее декоративная. Древние состоятельные жители ангарских берегов, несомненно, украшали свою одежду декоративными элементами, которые оберегали своих хозяев от дурного глаза, болезней и бед. Совсем другой тип изображения — плоские диски из белой бронзы с тонким концентрическим орнаментом. Вероятнее всего, такие диски выступали символом солнца, но их точное функциональное назначение не известно. Это могли быть предметы религиозного плана, астрономического, но требуются дальнейшие исследования, чтобы подтвердить догадки», — продолжила Полина Сенторусова.

Интересная деталь: все бронзовые изделия из некрополя для территории Нижнего Приангарья — импортные. Точное место их изготовления не известно. По словам экспертов, подобные вещи в первой половине I тыс. н.э. были распространены необычайно широко, от Приуралья до берегов Ангары. Собственно, находки красноярских учёных как раз проводят крайнюю северо-восточную черту их распространения. Учёные считают, что подобные вещи — важные маркеры, показывающие направления культурных связей ангарского населения в древности.

Руководитель технического воплощения проекта, старший преподаватель кафедры информационных технологий в креативных и культурных индустриях СФУ Никита Пиков сообщил, что сайт «Пункт прошлого» разработан с использованием библиотеки JavaScript «React», позволяющей создавать современные веб-интерфейсы, и библиотеки «Three.js», благодаря которой можно упростить процесс создания и рендеринга 3D-графики в веб-браузере.

«Сочетание этих инструментов делает сайт достаточно динамичным, позволяет органично использовать 3D-модели, которые создавались методом фотограмметрии — это определение формы, размеров, положения и иных характеристик объектов по их фотоизображениям. Поскольку модели, создаваемые таким методом, обычно имеют огромное количество полигонов, требовалось оптимизировать 3D-модели для стабильной работы на большинстве устройств, которые могут использовать посетители сайта. Для этого нам понадобилась ретопология — процесс преобразования 3D-моделей с высоким количеством полигонов (high-poly) в 3D-модели с низким количеством полигонов (low-poly), при этом визуальное качество самой модели сохраняется. Кроме того, для улучшения работы нашего сайта мы использовали формат GLTF. Он довольно стандартный для 3D-моделей и показывает наилучшие результаты по скорости загрузки в веб-браузерах», — пояснил Никита Пиков.

«По завершении проекта можно сказать, что люди, с чьей историей мы соприкоснулись, не жили замкнуто в глухих лесах. Они трудились, вели активную торговлю с другими территориями. Когда хунну были побеждены воинами империи Хань и их союзниками, они двинулись из Центральной Азии на запад. И хотя ранее считалось, что лавинообразная миграция хунну — гуннов затронула в основном степи, наша находка недвусмысленно говорит, что глобальные изменения коснулись и глубинных таёжных районов. На берегах Енисей и Ангары мастера развивали технологии обработки железа, усилился обмен с южными и западными территориями. Появилась новая керамическая посуда, оружие стало более совершенным, удобным», — сообщил руководитель исследования, доктор исторических наук Павел Мандрыка.



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ