Поиск дома без разлук – главная тема спектакля по первой пьесе Александра Вампилова «Дом окнами в поле», премьера которой состоялась в минувший вторник на экспериментальной, малой сцене Иркутского областного театра юного зрителя. Режиссер постановки Александр Лобыгин переосмыслил сюжет произведения в свете других пьес драматурга.
В результате в спектакле появился Третьяков, 30 лет спустя, (заслуженный артист РФ Владимир Привалов), а также Валентина (Виктория Криницкая) и Кашкина (Ольга Дерфлер) из «Прошлым летом в Чулимске», Таня (Людмила Ревтович) из «Прощания в июне» и Вера (Ирина Конденко) из «Утиной охоты».
– Я решил сделать своеобразный экскурс-отступление в прошлое, – подчеркнул режиссер. – Третьяков в годах приезжает в деревню в тот самый дом, куда его в течение всей жизни «теребило» желание попасть. Он переосмыслил все, что было в его жизни. Эти эпизоды родились еще и от того, что все пьесы Вампилова сквозят мотивом прощания и прощения. Его герои со всеми героинями потерпели фиаско, так же как и в «Доме окнами в поле». От того, что, будучи молодым, он встречался то с одной, то с другой девушкой и не понимал, какие вещи в жизни действительно важны, а какие суета сует. Поэтому я не пытался конкретизировать, из какой пьесы эти отрывки, и тем более не занимался ликбезом по Вампилову.
Пространство сцены превращено художником постановщиком, заслуженным работником культуры Бурятии Николаем Левашовым, в некий запущенный дом. Слева старый шкаф и огромное заколоченное накрест окно, всюду элементы резьбы и предметы деревенского быта, наверху – терраса, где разыгрываются вводные сцены спектакля, и маленькая комнатка с креслом и огромным глобусом, где дремлет пожилой учитель географии. Ткань пьесы развернута режиссером в символическом ключе. Основное действие – сцена прощания Третьякова (Вадим Карионов) и Астафьевой (Анжела Маркелова), как бы воспоминание, возвращение в прошлое, разговор с ожившими призраками пожилого героя, ведь сначала он приезжает в старый дом, блуждает в потемках, смахивает пыль со старых предметов обстановки, бережно гладит стены старого дома. И главное – попытка изменить свою жизнь.
– Любой человек ищет свое счастье, хочет встретить любимого человека и иметь свой дом, – отметил Александр Лобыгин. – Отсюда в спектакле возник подстаканник, как ушедший символ тепла в доме. Этот образ возникает и в финале в виде игрушечного домика, словно спускающегося с небес, на который с тоской смотрят все герои спектакля. На мой взгляд, во всех пьесах, написанных Вампиловым, герои маленькие и большие ищут счастье, которое заключается именно в доме окнами в поле. По сути это еще и символ возвращения к Богу.
Другой важный символ в спектакле – глобус, который держит Третьяков. По словам режиссера, он олицетворяет путешествие по жизни – герой на земле, как и все мы, транзитный пассажир.
– Это еще один камешек в огород новой моды – спешить, – пояснил Александр Лобыгин. – Современная суета, поглощает высокий смысл нашей жизни. Нам некогда остановиться и задуматься, нам некогда любить. И до поры до времени мы все больны городом, этой бесполезной беготней. Как правило, пока мы не подошли к финалу своей жизни, нам пусто в деревне, там, где только поле и лес.
Образ забытой деревни в спектакле символизирует пустая глазница окна, забитая досками, которую в финале со словами «я должен помочь ему» открывает главный герой, и через эту дверь на сцену входят все его женщины. Финал в спектакле остается открытым и одновременно оставляет надежду на то, что осознать ошибки своей жизни никогда не поздно.
Автор: Елена Орлова
Фотограф: Лариса Федорова