На воздушном шаре по Байкалу

Единственная женщина-воздухоплаватель в Иркутске Елена Аминова гордится неизменно мягкими посадками

Успешное управление воздушным шаром в условиях постоянных ветров в наших местах — настоящий подвиг. Особенно если пилот — женщина. Хрупкая иркутянка Елена Аминова с детства управляет аэростатом, за двадцать лет в ее практике не было ни единого неудачного приземления. Она и сама удивляется, как ей поддается такой сложный и громоздкий механизм.

Это хобби и опасно, и трудно

В Иркутске имеется всего три частных аэростата, у каждого есть пилот. Один из пилотов — Елена Аминова. Она увлеклась воздухоплаванием в детстве, когда летал ее знаменитый отец — Леонид Аминов. В 1996 году он совершил небывалый перелет через Байкал и стал первопроходцем в преодолении неба над озером. Он в одиночку пересек Байкал поперек, проделав путь в 180 километров. Мероприятие воздухоплаватель готовил целый год: ежедневно измерял температуру и направление потоков воздуха, ведь в воздушном шаре нет руля, во многом успех полета зависит от случая, корректируемого профессионалом.

Всем своим умениям и навыкам Елена, конечно, обязана отцу. О нем она говорит с особой нежностью и любовью, ведь отец открыл дочери прекрасный и удивительный мир. Впрочем, и опасный тоже. — Был такой случай: осенью мы совершали полет над Байкалом, а я находилась на катере «Жак-Ив Кусто», к которому был прицеплен шар, чтобы его не унесло далеко, — рассказывает Елена Аминова. — Воздух был уже прохладным, и в какой-то момент шар начал снижаться, практически полностью погрузился в воду. Если бы не опыт пилота, все могло закончиться весьма плачевно. Корзина намокла, потяжелела, наш катер накренился, и только когда пилот начал разогревать воздух максимально, шар удалось поднять. Это было страшно.

Воздухоплавание — действительно сложный и опасный процесс. Все не так просто и увлекательно, как в романах Жюля Верна. К примеру, бывают случаи столкновения аэростата в небе с другими объектами, иногда шар налетает на линии электропередачи. Не так давно на весь мир прогремел случай, когда шар лопнул и команда разбилась. Самое опасное состоит в том, что не всегда человек в силах управиться с аэростатом, ведь кроме газовой горелки никаких других инструментов для управления нет. — В небе все зависит от чутья пилота, нужно принимать решение мгновенно и очень четко понимать, что делаешь.

Ни с чем не сравнимые ощущения

Но в основном ощущения Елены от полетов связаны с удовольствием, а не со страхом. Особенно когда она сама управляет шаром. Надев кожаную куртку, кепку и перчатки, вооружившись несколькими баллонами с газом, под рев горелки она взмывает в небо, и вся земная суета тут же уходит в небытие.

— Это непередаваемые ощущения, ни с чем их не сравнить. Когда летишь низко над волнами Байкала и чувствуешь близость воды, кажется, что ты соприкасаешься с вечностью. Это минуты истинного счастья. Елена Аминова может по праву гордиться своими полетами, счет которым она давно не ведет. Ни одной опасной или неприятной посадки в ее практике не было.

— Однажды мне удалось приземлиться прямо в погрузочную машину для аэростата, — призналась Елена.

А я добавлю: высший пилотаж, доступный далеко не каждому профессионалу.

Пять дней счастья в году

Процесс воздухоплавания полностью зависит от погодных условий. В наших местах для таких полетов условия неподходящие, хотя просторы и сама природа как будто предназначены для воздухоплавания. На Байкале всегда сильный ветер, близ Иркутска расположены аэродромы, в воздухе всегда много летательных аппаратов, поэтому для полетов на таком весьма экзотическом ретроагрегате у нас, мягко говоря, условия неподходящие.

— 360 дней в году у нас ветрено, а полеты лучше совершать в полный штиль летом, поэтому расценивать это как простое и доступное развлечение не стоит, — говорит пилот.

И все-таки каждый год она рвется в небо. Кстати, бизнес из этого хобби семья воздухоплавателей Аминовых делать не стремится. Хотя сам воздушный шар по стоимости равен хорошей иномарке. Всех друзей и близких Елена и ее отец катают по мере возможности. Хотя в Европе это вполне цивилизованная туристическая услуга.

— Мы были в небольшом городке в Италии на сиесте и убедились, насколько воздухоплавание у них развито. Там нет аэропорта, военных частей, поэтому препятствий для полетов никаких нет. В наших местах все по-другому. Но мы никогда и не ставили коммерческой задачи. Для меня полет на аэростате — это самое прекрасное, потрясающее и неповторимое событие. Каждое путешествие, которое длится всего 5—6 минут, остается в памяти навсегда.

Елена Кутергина, Фото из архива Елены Аминовой





РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ