Региональная инноватика модернизации

Инновационные проекты всегда есть и будут, но, как правило, они не представляют товарного продукта для продвижения на рынок капитала. Это такой некий полуфабрикат, который не находит инвестора. У финансовых структур, у бизнеса создается иллюзия отсутствия инновационных проектов, в которые можно вложить деньги. Чужой опыт подсказывает решение этой сложной задачи. Малые и средние предприятия выступают как экспериментальная база инновационного развития. Они уже по своей сути с позиции выпускаемой продукции инновационные предприятия, иначе им не пробиться на рынок. Они же формируют реальные предпосылки реструктуризации крупных предприятий, их перевода на путь инновационного развития. Важность разработки теории и практики региональной инноватики трудно переоценить. В Бурятии необходимы пошаговые «бои местного значения». Возможно, именно это имел в виду президент РБ Вячеслав Наговицын, распорядившись создать в правительстве подразделение по инновационному развитию.

Модернизация и инновационное развитие

Модернизация – ввод усовершенствований, отвечающих современным требованиям. Более широкое понятие, инструмент её реализации, база усовершенствований – инновационное развитие. Инновация – это создание чего-то нового, чего нет. Почему трудно общаться с предпринимателями? Большинство общества имеет дело с тем, что есть. А предприниматели – с тем, что могло бы быть.

Инновация – не просто вопрос технологий, набор болтов и гаек. Часто технологии лишь часть небольшая часть прогресса. Инновации должны касаться всех аспектов деятельности органов власти, организаций и предприятий.

Инновационность требует эксперимента. Среда, где поощряются инновации, должна быть терпима к ошибкам. Ошибка – часть культуры инновационности. Инновации – на основе знаний. Но знания недолговечны, если их вовремя не использовать, они скиснут, как молоко. Инновационность – процесс, характеризующийся кооперацией конкурентов. Инновации и ценности всё более и более производятся совместно. Схема успешного инновационного процесса: интеграция, кооперация, специализация производителей.

Инновации – превращение идей в действие, а действия – в новые идеи. Что нужно для этого? Инновационный потенциал – интеллектуальный, материальный, финансовый. И – система институтов его реализации.

Справка «БП»

Инноватика – область науки, изучающая различные теории и практику нововведений, формирование новшеств и их распространение, сопротивление нововведениям, приспособление к ним инновационных организаций, выработка инновационных решений. Инноватика модернизации на территории – региональная инноватика.

Когда нужно проводить модернизацию

Кризис – толчок к модернизации, переходу на инновационное развитие. Когда её проводить? Во время кризиса? Или когда он уже перешёл в стадию от депрессии к стагнации, что характерно для сегодняшнего времени? Или во время устойчивого экономического роста?

Считается, что кризис – это пожар. Но кто же будет проводить отделочные работы в помещении, когда пожар ещё не потушен до конца? В то же время, думается, мы вошли в «вечный кризис», в период кризисного состояния, когда всё более жестко обостряются проблемы нашей отсталости.

В стабильной обстановке проводить модернизацию не получится. Единственный шанс – момент, когда элементы предшествующего экономического курса подвергаются серьёзной критике. Начинать надо сегодня! Модернизация – это и есть антикризисная мера.

Однако сегодня существует главная проблема: экономика не порождает спроса на инновации. Допустим, что-то изобрели, а кто поставит на производство, коммерциализирует, придаст изобретению товарность продукта? Надо менять экономическую среду.

Модернизация в ранге государственной идеи

Модернизация не стала делом бизнеса. Почему?

Нельзя реализовать идею инновационного развития, если среда – экономика её отвергает. Уровень конкуренции на территории низок. В республике целые секторы экономики – энергетика, транспорт – избавлены от этой неприятности. Крупные торговые сети поделили между собой рынок сбыта. Торжествует естественный, иногда искусственно созданный монополизм.

И бизнесу попросту никакой модернизации не нужно. В такой среде инновации не являются аргументом конкурентной борьбы, всё решается с помощью административных рычагов. Зачастую бизнесмены тесно связаны с чиновниками и получают защиту от своих конкурентов. Некоторые сотрудники органов власти чинят всякие препятствия желающим заняться тем же бизнесом на территории. Даже в условиях кризиса цены продолжают расти.

Сейчас важно изменить модель закрытой экономики республики, которая программирует наше отставание. Беспродуктивно ставить целью создание «независимой» экономики самообеспечения республики. Такая логика приводит к консервации неэффективности, высоким ценам, необоснованной господдержке тех или иных предприятий, целых сегментов экономики. За такую логику платят жители республики, ведь это – завышенные цены, некачественные товары, ограниченный выбор.

Главный критерий успеха конкурентной политики – приход новых игроков на рынок. Следовательно, увеличение ассортимента и качества товаров, оптимизация цен. Нужна Программа развития конкуренции на республиканском, муниципальном уровне. Правительство РФ еще в мае 2009 года утвердило Программу развития конкуренции в России. Развитие конкуренции должно стать реальным приоритетом органов власти. Нужно формировать экономику, восприимчивую к инновациям.

И тут нельзя откладывать в сторону, до лучших времён решение проблем экономической интеграции с соседями. Да и проблему укрупнения регионов пора переводить из сферы «политических страшилок» в сферу общественных дискуссий. А мы пока не участвуем, например, в конференции «Развитие конкуренции в регионах СФО», которая состоялась в Иркутске 5 февраля 2010 года с участием министра экономического развития РФ.

«Мы готовы объединить усилия с соседями, чтобы решать проблемы здоровой конкуренции», – заявил губернатор Иркутской области. Будет ли услышан призыв? Трудно, но надо договариваться!

Экономическая интеграция предполагает сближение и взаимоприспособление отдельных экономик регионов, региональных хозяйств, обеспечивает переплетение капиталов, проведение согласованной политики. Её основные виды возможны от отдельных договоров о сотрудничестве между хозяйствующими субъектами до экономического союза, который предполагает единую экономическую политику – ликвидацию барьеров во взаимной торговле, свободное перемещение капиталов, товаров, рабочей силы.

Теоретически у нас все за модернизацию, инновационное развитие. Проблемы начинаются тогда, когда выясняется, что любая модернизация имеет свою цену. Чьи-то интересы обязательно пострадают. Но волков бояться – в лес не ходить!

Инновационный кластер

Это наиболее эффективная форма достижения высокого уровня конкурентоспособности экономики региона. Основу экономики РБ составляют несколько крупных предприятий, вертикально интегрированных корпораций федерального уровня. Эти корпорации имеют шанс преобразоваться в транснациональные и утвердиться на рынке СНГ, а затем и на глобальном рынке.

Бурятия высокого места в этой геоэкономической иерархии никогда не займёт. Наша стратегия – создание кластерной системы региональной экономики. Для такой модели характерна горизонтальная кооперация между множеством предприятий, представляющих собой звенья накопления прибавочной стоимости, которая при этом остаётся в регионе, меняя сущность территории. Из объекта «колонизации» она превращается в место желанной жизни.

Процесс этот длителен, но ему нет альтернативы. Процесс пространственной структуризации экономики будет происходить постепенно, за счёт наращивания «точек роста». При этом формируется самоорганизация экономики, положительно влияющая на увеличение капитализации РБ. Главное – правильно выбрать приоритеты и формировать кластеры.

Именно это и будет основой для формирования системы господдержки развития, создания высокой конкуренции на базе трех «и»: интеграция, инвестиции, инновации. Эти три «и» будут притягивать друг друга, обеспечивая появление на рынке нового продукта или услуги. При этом – интеграция с выходом за пределы республики, без создания замкнутого «натурального» хозяйства.

Но особую важность при модернизации приобретает для нас инновационный кластер. Он представляет собой неформальное объединение усилий различных организаций: промышленных предприятий, исследовательских центров, вузов, индивидуальных предпринимателей, органов власти, общественных организаций. Объединение в инновационный кластер на основе вертикальной интеграции формирует не спонтанную концентрацию изобретений, а строго ориентированную систему распространения знаний, технологий.

Дело – за правильным, рациональным выбором инновационных кластеров на территории, в т. ч. с учётом экономической интеграции территорий, которые в последующем и заложат систему инновационного развития. Основываясь на анализе имеющегося потенциала технологических, научных возможностей республики, можно сформировать следующие инновационные кластеры в Бурятии:

– обработка земли, производства и переработки сельскохозяйственного сырья и рыбы;

– переработка леса;

– строительство и производство строительных материалов;

– металлообработка, машиностроение и композиционные материалы;

– туризм и сопутствующие производства;

– энергосбережение, нетрадиционные источники энергии;

– переработка вторсырья и отходов.

Далее сформировать общественные научно-технические (экономические) советы по каждому кластеру из представителей бизнеса, общественных организаций, вузов и органов власти. Они проводят полную инвентаризацию (по каждому кластеру) инновационных проектов, разработок вузов города, БНЦ СО РАН, ВСЦ СО РАН, Центра трансфертных технологий вузов г. Иркутска, отраслевых СМИ и т. д. Затем принятие рекомендаций на внедрение с полной господдержкой и стимулированием.

Наука, образование и экономика

Наука – основа цивилизации. Её материальное наполнение – задача экономики. Сегодня стоит задача модернизировать и экономику, и науку, чтобы на базе науки, научных исследований модернизировать экономику и общество. КПД любого университета должно зависеть от уровня научных исследований и объема их реализации в развитии экономики и общества. Особенно это касается сферы образования материального производства. Дабы выпускник приходил на предприятие со знаниями завтрашнего дня.

Федеральный закон № 217, принятый полгода назад, открывает дорогу формированию в вузах среды генерации знаний и их коммерциализации. Но закон оказался во многом нерабочим, поэтому готовится много нормативных документов, поправок в Бюджетный, Налоговый кодексы. В Госдуму ещё в апреле 2009 года внесён законопроект о передаче технологий. Он позволит частным инвесторам приобретать право на инновационные разработки государственных научных учреждений, при этом университеты не получат полномочий продавать свои технологии: процессом будут рулить госорганы. А это вряд ли целесообразно. Надо думать!

Вузам нужно вносить уже сейчас изменения в свой устав, чтобы иметь право на создание малых предприятий. Межвузовский студенческий инкубатор в ВСГТУ должен выращивать студентов с идеями на их коммерциализацию. Предоставить им офис, юридический адрес, оказывать методическую и техническую помощь, давать дополнительное образование научными сотрудниками университета. И чтобы – от формирования идеи до разработки бизнес-плана её реализации. Процесс реализации инновационного проекта будет, конечно, обрываться на разработанном бизнес-плане идеи. И тут без бизнеса не обойтись.

Государство должно стать лидером инновационного процесса, начать строить мост между наукой и производством. И вот когда контуры этого моста увидит бизнес, тогда он решится встать на этот путь.

Агентство инновационного проектирования и производства

Нужен единый надведомственный орган в правительстве РБ, координирующий все вопросы инновационного развития. Ну не назначать же в каждое министерство ответственного по инновационному развитию!

Возможно, стоит Республиканское агентство по развитию промышленности, предпринимательства и инновационных технологий преобразовать в Республиканское агентство инновационного проектирования и производства. С полной кадровой перезагрузкой, с персональной ответственностью за каждый инновационный кластер. С надведомственным характером агентства в совместной работе с министерствами образования и науки, экономического развития, сельского хозяйства, строительства и энергетики.

Оно должно формировать инновационные кластеры, создавать экспертные научно-технические советы и координировать их деятельность. Полностью реформировать Республиканский бизнес-инкубатор в Центр поддержки инновационного предпринимательства. Этот центр должен будет перехватить эстафету от Межвузовского бизнес-инкубатора в виде бизнес-планов, оценить их научно-техническим советом инновационного кластера, объявить конкурс на реализацию и обеспечить победителю полный набор мер стимулирования развития малого предпринимательства, в том числе финансового обеспечения через Венчурный фонд. Агентство должно активно участвовать в деятельности технико-внедренческих, научно-производственных зонах и технопарках территории.

Возможно дополнительное формирование реестра инновационных площадок на территории республики с предоставлением льгот на этих территориях: пониженных региональных налогов на прибыль, на имущество, транспортного налога. Этакие территории с особым режимом предпринимательской деятельности.

Для превращения идеи в товар нужны деньги. Венчурный фонд – единственная возможность добиться финансирования наукоёмкого производства товара на ранних стадиях развития.

Венчурное инвестирование – непредсказуемый вид бизнеса. Срок возврата денег – более 7-10 лет. В США из 10 профинансированных проектов 3 приносят убытки, 3 возвращают деньги, 3 приносят доход на уровне средних рыночных показателей. И только один приносит высокий доход. Но чтобы реализовать венчурное инвестирование даже с такими итогами, требуется высококвалифицированная организация – управляющая компания венчурного фонда. Управляющая компания должна принимать на конкурс наукоёмкие проекты, отвечающие понятию инновационных, от 100 тыс. до 10 млн. рублей, только от юридических лиц, с нормой расчета окупаемости, допустим, 5 руб. на 1 руб. вложений. Выбирать проекты наверняка, с последующим проведением технологического аудита, вплоть до создания единой команды управления проектом.

Здесь нас ждут трудности. Авторы психологически не готовы поделиться своими изобретениями. Венчурные деньги – кредит, их не надо возвращать. Но надо понимать, что инвестор – венчурный фонд – становится совладельцем реализованного проекта и требует не какие-нибудь 10%, а контрольный пакет. Венчурный фонд должен получать доход. Но доход приходит не всегда, поэтому надо «на берегу» оговаривать условия, порядок выхода его из совместного предприятия. Опыта никакого, но начинать надо.

В 2006 году в России создана Российская венчурная компания, так называемый фонд фондов. На конкурсной основе и на особых условиях он выделяет средства субъектам для создания региональных венчурных фондов.

Архитектура среды экономической генерации

В итоге формируется архитектура среды экономической генерации.

Полноценный государственный орган – агентство – обладающий информацией, правами, возможностями, полномочиями по стимулированию и контролю других ведомств, занятых текущей работой в части инноваций.

Полноценные инкубаторы – межвузовский, республиканский. В основе их деятельности экспертная оценка инновационности проектов, участие в разработке бизнес-плана реализации, поиск и стимулирование бизнес-производства, соответственно, формирование сводного реестра инновационных площадок на территории.

Венчурный фонд – софинансирование, участие в реализации проектов, доведение до продукта, признаваемого рынком.

Появляется возможность запустить процесс самообновления экономики РБ.

Юрий Кравцов



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ