14 февраля, в первый день Сагаалгана, Хамбо лама Дамба Аюшеев принял президента Вячеслава Наговицына
Прием проходил поздним вечером тет-а-тет и длился более двух часов. На первый взгляд это была традиционная встреча духовного и светского лидеров по случаю празднования национально-религиозного праздника. Однако ей предшествовали долгие и напряженные коллизии.
Отношения между ними стали портиться еще до приезда Дмитрия Медведева в республику. А после визита накалились до предела. На спортивных играх, посвященных Хамбо ламе Итигэлову, Дамба Аюшеев публично высказал недовольство отсутствием на них президента. По его словам, это случилось в нарушение существующих между ними договоренностей — два раза в год наносить официальный визит в резиденцию иерарха. Игнорирование президентом игр в сентябре могло обернуться его отсутствием в дацане на Сагаалгане зимой.
Однако истинные причины нараставшей конфронтации лежат гораздо глубже. Речь идет о немалых бюджетных средствах, выделяемых на благоустройство Иволгинского дацана, а также о судьбе финансовой помощи федерального центра сельскому хозяйству республики. Хамбо лама не первый год ведет активную деятельность по возрождению пастбищного скотоводства как основы традиционного образа жизни бурят, включающего в себя и буддийское мировоззрение. По поводу республиканской программы агролизинга, согласно которой выделяется 669,5 млн. рублей на закуп сельхозтехники, Хамбо лама заявил: «Впервые федеральный центр выделяет такие громадные средства на сельское хозяйство республики, и они должны дойти до адресата. На эти деньги можно было закупить более 200 тысяч голов овец или 10 тысяч голов крупного рогатого скота!».
Но самое любопытное в другом: ныне Хамбо лама консолидирует бурятскую национальную элиту. Это самая удобная и сильная фигура, способная выступить от ее лица в качестве «теневого переговорщика» в решении наиболее важных проблем, в том числе этнического распределения власти.
Почему же именно Хамбо лама? Его позиции в буддийском сообществе России исключительно сильны. Позиция Аюшеева во внешней политике сангхи полностью согласуется с политикой федерального центра, в том числе по вопросу визита Его Святейшества Далай-ламы XIV в Россию. Напомним и о способности Хамбо ламы Аюшеева оказаться в нужное время в нужном месте. 31 декабря 1999 года он участвовал в поездке и.о. президента РФ Владимира Путина в Чечню. После ночной вылазки на вертолете в Гудермес он прочно вошел в путинскую обойму.
Хамбо лама продемонстрировал несгибаемость в затяжном конфликте с Леонидом Потаповым, и ситуация оппозиционности в отношениях с республиканской властью для него привычна. К тому же он доминирует на буддийском поле республики. Его конкуренты из крупных лам оттеснены на периферию. Авторитетный лама тибетец Ело Ринпоче сознательно держится в стороне от политики, сосредоточившись на духовной практике со своими последователями, среди которых Сергей Шойгу, Анатолий Чубайс и другие фигуры подобного масштаба. Внутри сангхи у Хамбо ламы нет организованной фронды, и в ближайшей перспективе он в принципе непотопляем. Плюс независимость монашеской общины от светской власти и ее мобилизационный ресурс в порядка тысячи лам с их гипотетически мощным влиянием на буддийское население республики.
В этой ситуации президент Наговицын принял единственно верное и безусловно смелое решение, встретившись с Хамбо ламой на его территории. Он не дал тлеющему конфликту перерасти в острую фазу и тем самым оставил себе свободу для маневра. При этом, учитывая его выдающиеся способности переговорщика, вряд ли взял на себя определенные обязательства.
Сейчас на уровне неформальной информационной среды доминирует однозначная оценка этого визита. Вячеслав Наговицын сохраняет контроль за ситуацией в регионе, и это хорошо как для республики в целом, так и для его дальнейшего персонального карьерного роста.
Автор: Александр Махачкеев