В турзону с китайскими игрушками

Будет ли Бурятия обеспечивать национальный туристический контент в особой туристско-рекреационной зоне “Байкальская гавань”

Мэр Москвы Юрий Лужков недавно возмутился тем, что на Арбате туристам продают русские матрешки, изготовленные в Китае.

Народные промыслы, связанные с выпуском этой самой популярной в прошлом русской игрушки, влачат жалкое существование, а глобализация лишь усугубляет этот печальный процесс. Между тем в Бурятии, гордящейся своей уникальностью и самобытностью и параллельно развивающей туристическую индустрию, сегодня практически нечего предложить туристам, кроме отдельных работ немногочисленных художников. Единственное училище в регионе, которое готовит специалистов уникальных творческих профессий (чеканщиков, гобеленщиц, резчиков по дереву и мастеров национальных костюмов), снято с федерального финансирования и передается на республиканский бюджет. По мнению ряда экспертов, это грозит окончательной утратой в Бурятии народных традиций изготовления произведений декоративно-прикладного искусства и, что не менее важно, — потерей привлекательности туриндустрии, которая при полном отсутствии конкурентоспособных секторов экономики (изготовления сувениров) рискует недосчитаться огромных доходов.

Традиционными видами искусства в Бурятии все же считаются пошив национальных костюмов, изготовление оружия, украшений и отделка их серебром, резьба по дереву, ткачество гобеленов, изготовление войлока. Тем не менее за годы СССР они практически были потеряны.

В 90-е годы прошлого века, когда стало очевидно, что народные традиции могут быть безвозвратно утрачены, в с. Иволгинск был создан лицей традиционных искусств народов Забайкалья №38. У истоков его становления стоял Даши-Нима Дугаров, президент Всебурятской ассоциации развития культуры (ВАРК). Училище стало готовить чеканщиков по металлу, резчиков по дереву, специалистов по изготовлению народных гобеленов из конского и сарлычьего волоса и портных национальных костюмов — бурятских, семейских, казачьей одежды.

Педагогами лицея была возрождена технология изготовления чеканных и филигранных изделий и разных видов резьбы по дереву в национальном стиле народов, населяющих регион, восстановлена технология пошива и изучены особенности бурятской национальной одежды по районам Республики Бурятия, Забайкальского края, Иркутской области. Собрана забытая технология изготовления уникальных ковров-гобеленов из конского и сарлычьего волоса, войлочного ковра с валяным рисунком, стеганых ковров “шэрдэг”. Наверняка, чтобы найти носителей древних знаний, педагогам лицея пришлось объездить все Забайкалье.

В нынешнее нестабильное время для успешного взаимодействия людей разной национальности, проживающих в республике, важно знать культуру, обычаи и традиции друг друга. Как раз эту миссию в республике выполняет лицей, который занимается народными традициями и искусством и является единственным подобного рода учреждением не только в нашем регионе, но и в Сибири. Лицей обучает не только молодежь из Бурятии, Аги и Усть-Орды, но и Тувы, где ряд традиционных ремесел (чеканка по серебру) был почти полностью утрачен.

С 1 января лицей переходит с федерального финансирования на местный бюджет. Что это означает? Во-первых, резко сокращается финансирование, во-вторых, возникает вариант объединения с каким-нибудь образовательным учреждением. К чему это может привести? К тому, что уникальные специалисты, носители уникальных знаний в области национальных ремесел, могут просто уйти, если их не обеспечить нормальным уровнем зарплат. А целые направления национальных традиций будут безвозвратно потеряны.

— Переход большей части училищ на уровень региона уже состоялся и мы видим участие бизнеса Бурятии в подготовке востребованных экономике специалистов, — говорит экономист Юрий Кравцов. — Например, обучение токарей-фрезеровщиков и других специалистов осуществляется в том числе за счет заказов авиационного завода, ЛВРЗ, “Улан— Удэстальмоста”. Есть и другие примеры государственно-частного партнерства в образовании.

Что касается лицея №38, то, по словам Юрия Кравцова, “он готовит уникальные, творческие, штучные кадры, которые обязательно будут востребованы в экономике”.

— Около пятой части доходной части бюджета Чувашии составляют доходы от продажи керамики, в том числе глиняных свистулек туристам, а в целом масштаб реализации туристических сувениров, несмотря на засилье китайского ширпотреба в России, огромен, — говорит он. — Бурятии, где имеются уникальные возможности для развития туриндустрии, необходимо поддержать самобытность и уникальность специалистов по производству бурятских национальных изделий и костюмов.

Ведь если эти знания будут утеряны, то о какой туристической зоне можно вести речь, если не обеспечить туристов качественными бурятскими сувенирами?

Однако бизнес в такие сферы профессиональной подготовки не пойдет. Ведь он близорук и на перспективу работать не будет.

По мнению Юрия Кравцова, такие училища, как лицей традиционных искусств народов Забайкалья №38, необходимо включить в специальную комплексную программу по подготовке кадров для обеспечения кадрами туристической отрасли республики.

Тогда республика сможет сохранить и развить со временем народные традиции до уровня традиционных ремесел, а бюджет получит доходы от продажи туристам сувенирной продукции. Ведь туристы всего мира оставляют в местах отдыха огромное количество денег, приобретая на память те или иные сувениры с национальным колоритом.

Не китайские же игрушки вроде матрешек “Made in Сhina” продавать туристам, приезжающим на Байкал!

Однако сможет ли республика в должном объеме финансировать такие учебные заведения?

Как считает директор Национального гуманитарного института БГУ Людмила Васильева, передача лицея традиционных искусств народов Забайкалья №38 из ведения федерального агентства в республиканское ведение дает возможность республике принять самое активное участие в развитии лицея. И может быть необходимо принять специальную программу по дальнейшему его сохранению и развитию, учитывая его особый статус с точки зрения сохранения самобытной культуры, развития национальных искусств и подготовки национальных кадров.

Сегодняшняя реальность такова, что экономически выгодно сохранить и поддержать данное учебное заведение, чем спустя годы начинать с нуля, что, вероятно, потребует наибольших затрат.

Дмитрий РОДИОНОВ

<p align=right><a target=_blank href=http://mk.burnet.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=3364&Itemid=12>"МК в Бурятии"</a></p>



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ