К началу учебного года Забайкалье подошло с кадровым дефицитом
В школе, в которой училась я, до сих пор работают педагоги, которые вели уроки еще у моего отца. Трудовой стаж некоторых уже перевалил за 40 лет. Многие из них уже в глубоко преклонном возрасте, однако свое место у школьной доски пока не сдают – некому. Тема нехватки учителей остается актуальной до сих пор.
Будни сельского учителя
На сегодняшний день в районах края свободно 675 вакансий педагогических работников (данные на 15 июля 2013 года, предоставленные министерством образования, науки и молодежной политики Забайкальского края).
- Больше всего сельские школы нуждаются в учителях начальных классов, математики, русского языка и литературы, а также иностранных языков. Имеются единичные вакансии преподавателей ИЗО, музыки и педагогов-психологов, - рассказали в образовательном ведомстве.
Дефицит кадров в районах края понятен – мало кто из новоиспеченных специалистов рвется пополнить плеяду сельских учителей. Немного спасает ситуацию целевой набор, однако, отработав положенный срок по контракту в районной школе, молодой специалист зачастую уезжает из села в город, где предпочитает работать продавцом, охранником, менеджером… да кем угодно, только не учителем. Кроме невысокой зарплаты начинающих учителей отпугивает и отсутствие жилья. В начале нулевых, помню, однокурсница уехала отрабатывать контракт в одно из сел родного района. 22-летняя учительница русского языка и литературы первый месяц жила в спортзале, в комнате для инвентаря. Спала на раскладушке, питалась заваривающейся лапшой и кофе 3 в 1. Глубокой осенью ей выделили «жилье» - покосившуюся хибару на окраине села. В письмах рассказывала, как научилась колоть дрова и отбиваться от пьяных ухажеров, норовящих заглянуть на огонек к молодой «учителке». Через несколько месяцев не выдержали нервы у родителей – какими-то неведомыми способами им удалось перевести ее в родное село, где она и доработала контракт. А сейчас экс-учительница трудится в Чите, офис-менеджером…
А районные школы так и остаются без педагогов. Особо остро нехватка учителей ощущается в Краснокаменске, Борзе, Нерчинском и Чернышевском районах.
Крыша – всему голова
В 2013 году по сравнению с началом прошлого учебного года в Чите резко сократилось число молодых педагогов – если к началу сентября 2012 года в городские школы пришли работать 56 молодых специалистов, то к началу нынешнего учебного года – лишь 22. Такие данные озвучила 2 сентября на пресс-конференции, посвященной Дню знаний, председатель городского комитета образования Оксана Кирик.
Одна из причин – тоже квартирный вопрос. Моя приятельница после института устроилась в одну из городских школ. Зарплата 8 тысяч, аренда квартиры – 10 тысяч в месяц. Чтобы решить эту жизненную арифметику, пришлось делить крышу с подружками. Такой вот «общагой» прожили несколько лет, и никакой личной жизни. Недавно по ипотеке с помощью сертификата купила квартиру. Итог: 33 года, мужа нет, детей нет, зарплата 18 тысяч. «Зато сама себе хозяйка», - радуется приятельница.
Из года в год читинские школы бьют тревогу – учебный год начинается, а очереди из желающих работать в школе нет.
- На сегодняшний день свободно около 100 вакансий в школах города и около 160 – в дошкольных учреждениях Читы, - сообщила Оксана Кирик. – Особо остро школы Читы нуждаются в учителях начальных классов – 44 вакантных места, физической культуры, английского языка – 12 мест, нужны школам и высококвалифицированные учителя математики. В детских садах не хватает воспитателей.
Надо сказать, что за год ситуация практически не изменилась. К началу учебного сезона-2012 в Чите тоже не хватало учителей начальных классов и физкультуры, иностранных языков, ОБЖ, технологии и истории.
Проблема нехватки педагогов актуальна для всей России – по данным Минобрнауки, не хватает более 17 тысяч учителей. В основном - педагогов по иностранному языку, математике и физкультуре. По оценкам экспертов, после окончания педвузов в школу идут работать не более 25% специалистов. Причин тому можно назвать массу: невысокая зарплата при весьма высоких требованиях и ответственности, зачастую социальная неустроенность, отсутствие карьерного роста (повышение разряда практически не отражается на доходе педагога), отношение родителей и детей… Все это вопросы весьма высокого уровня, и решаться им еще не один год. А тем, кто остается верен профессии, и тем молодым специалистам, кто все же идет работать в школу, - успехов и терпения! С началом нового учебного года!
Татьяна Белокопытова