Сегодня отсутствие законодательной базы в сфере культуры и искусства ставит театр в один ряд с прачечной и автомойкой.
О том, каким может и должен быть театр, что сегодня актуальнее на сцене - классика или современность, есть ли в Иркутске настоящие ценители театрального искусства и талантливые режиссёры, мы беседуем с директором Иркутского академического драматического театра им. Н.П. Охлопкова Анатолием Стрельцовым.
- Анатолий Андреевич, какую функцию должен выполнять театр? Ведь в отличие от театра столетней давности, современный храм Мельпомены перестал быть «монополистом души», поделив этот статус с кино, телевидением, Интернетом.
- Сегодня отсутствие законодательной базы в сфере культуры и искусства ставит театр в один ряд с прачечной и автомойкой, забывая при этом, что театр - это главное, что нужно для духовного воспитания нации. Нашим театром заявляется совершенно другая философия: мы проповедуем просветительскую и воспитательную функции. Театр не есть развлечение, это способ духовного очищения и обогащения.
- Но насколько иркутский зритель готов к такой функции театра? По-моему, в театр сегодня приходят, что называется, культурно отдохнуть.
- На протяжении уже почти 10 лет мы играем Чехова, Гоголя, Пушкина, Вампилова, Распутина - и все спектакли имеют успех у зрителей. Я убеждён, что в Иркутске есть люди, которые хотят не только хлеба и зрелищ, но и пищи духовной. Они понимают и ценят театральное искусство. И таких немало… А что касается понятия «культурно отдохнуть», то оно может означать для каждого из нас разные способы времяпрепровождения. Некоторые возьмут газетку, положат на неё кусочек колбаски, поставят бутылку водочки и будут «культурно отдыхать». Другие включат песню «Ксюша-юбочка из плюша» и тоже «культурно отдохнут». Для третьей категории людей культурным отдыхом станет поход в театр или на концерт.
- Приходится ли слышать или читать нелестные рецензии на ваши спектакли?
- Ругательных статей в адрес драмтеатра я практически не читал. Вообще, театр находится в своеобразной ауре добра и со стороны зрителей, и со стороны журналистов, и со стороны власти - у нас нет поводов для ссор. Серьёзных провалов я не припомню, бывает, конечно, что где-то недотянули, недожали… К сожалению, сегодня очень мало журналов, в которых печатаются профессиональные рецензии, а людей, пишущих в эти издания, ещё меньше. Всё, что касается отзывов журналистов, - их критика субъективна, то есть зависит от образа мышления автора, его эстетического, этического, нравственного воспитания.
- Анатолий Андреевич, как вы относитесь к программе реструктуризации бюджетной сферы, когда государство максимально освобождается от финансирования бюджетных организаций и переводит часть из них на коммерческую основу?
- Реструктуризация бюджетной сферы, в которую кроме культуры входят спорт и образование, подразумевает новую форму существования - автономное учреждение. Но это не значит, что театр превращается в коммерческую структуру, он субсидируется государством, как любое бюджетное учреждение. Государство отказывается руководить, управлять культурой, но продолжает содержать и поддерживать её. Нам никто не диктует, ставить Чехова или Горького, принимать тридцать артистов или пятьдесят. Та реструктуризация бюджетной сферы, которая сейчас происходит, пока приносит театру только пользу.
- Не кажется ли вам, что современный театр не спешит «сесть поближе» к современной пьесе? И это несмотря на то, что русский драматический театр традиционно существовал как театр современной пьесы. Получается, что режиссёры занимаются все новыми и новыми переработками известных сюжетов.
- К сожалению, современная драматургия больше рассчитана на сиюминутные, гламурно-клиповые отношения. Она не даёт возможности поставить серьёзные вопросы перед зрителем. Останавливая свой выбор на классике, мы хотим, чтобы символом нашего театра была серьёзная драматургия, серьёзная литература, серьёзное отношение к культуре и искусству. Театр должен говорить о человеке и его месте в этом мире. Во времена Шекспира или Чехова, наверное, тоже были бандиты, проститутки, наркоманы, но Шекспир писал «Ромео и Джульетту», а Чехов - «Вишнёвый сад». В своих произведениях писатели ставили вопрос о поиске человеческой личности - это намного мощнее, шире, глубже, нежели проблематика современной драматургии.
Сто лет музыканты исполняют произведения Вагнера, Чайковского, пять веков в театрах ставят Шекспира. И все спектакли получаются разными, не похожими друг на друга. Это происходит не только потому, что меняются исполнители ролей - просто меняются поднимаемые режиссёрами темы. Ведь любую пьесу можно преломить к реалиям современной жизни и поставить в ней тот вопрос, который актуален сегодня в стране, в мире. Не стану отрицать, что и во времена Пушкина было очень много авторов, которые писали пьесы-однодневки. Мы тоже это проходили: и «Сталеваров» ставили, и «Целину». Но остался Володин, Шукшин, Вампилов с теми «объёмными» пьесами, в которых обсуждаются вечные проблемы.
- Как вы подбираете режиссёров?
- По оригинальному способу мышления. Режиссёр должен посмотреть на пьесу другими глазами и придумать некое авторское решение. Например, в спектакле «Гамлет» во время коронации Клавдия рваный половик закрывается красивым ковром - по этой детали зритель сразу прочитывает, что действительность лакируется, Клавдий хочет казаться лучше, чем есть на самом деле.
- Американский режиссёр Боб Уилсон в одном из своих интервью сказал: «Считать, что на сцене можно быть естественным, - значит, сознательно лгать себе. В театре всё искусственно. Но чем более искусственным становится театр, тем ближе, как ни странно, становится к природе, к естеству». Вы согласны?
- Конечно. Как бы мы ни вели себя, как бы ни говорили, все мы лицедеи, все мы притворяемся, но притворяемся так мастерски, что становимся натуральными. Чем выше степень актёрского мастерства, тем более убедительно выглядит игра на сцене.
- На следующей неделе в Иркутске откроется Всероссийский театральный фестиваль современной драматургии им. Александра Вампилова. Какие коллективы приедут, что нового и интересного ждёт зрителей?
- В этом году впервые посетят Иркутск Санкт-Петербургский академический малый драматический театр - Театр Европы, Театральное объединение «Провинция» (г. Москва), Ярославский государственный театральный институт, Театр Людовы (г. Краков), Тюменский драматический театр. Фестиваль откроет спектакль «Братья и сёстры» Санкт-Петербургского театра по произведению Фёдора Абрамова «Пряслины». Спектаклю уже более 20 лет, но он не утратил своей ценности и за это время объездил почти все европейские страны, показывался в США, Японии и был удостоен многих премий - как российских, так и зарубежных.
- В этом году вампиловский фестиваль совпадает с фестивалем «Звёзды на Байкале. Не боитесь остаться без зрителей?
- Нет, потому что у каждого фестиваля есть свой зритель. Я переживаю, что некоторые иркутяне не смогут побывать и там, и там. Как правило, интеллигентному, воспитанному человеку интересна и музыка, и живопись, и театр.
Досье
Анатолий Стрельцов родился в 1950 году в г. Азове Ростовской области. В 1973 году окончил Ростовское театральное училище, а в 1985-м - Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии по специальности «экономика и организация театрального дела». Анатолий Стрельцов работал в театрах Новочеркасска, Архангельска, Ярославля, в Московском академическом театре им. Моссовета. С 1981 года занимал пост заместителя директора Иркутского академического драматического театр им. Н.П. Охлопкова, а спустя пять лет стал директором театра. Анатолий Андреевич - заслуженный работник культуры РФ.
Екатерина МИТРОФАНОВА
<p style='padding-right:18px;' align=right><a target=_blank href='http://irk.aif.ru/culture/article/7245'>"АиФ Иркутск"</a></p>