Первый вопрос депутатских слушаний в думе Иркутска, обещавший долгий и напряженный разговор, завершился достаточно быстро, менее чем за час, но зато его обсудят, по предложению председателя Андрея Лабыгина, на отдельном заседании думы. О чем речь? О праве распоряжаться землями в Иркутске.
Предыстория
Депутатам городской думы было предложено принять участие в рассмотрении изменений в областное законодательство по распоряжению земельными участками на территории Иркутска. Для участия в депутатских слушаниях по вопросу, инициированному Андреем Лабыгиным, были приглашены представители областного парламента, в том числе спикер Людмила Берлина и депутаты от иркутских округов Виктория Дворниченко и Татьяна Семейкина, а также министр имущественных отношений области Антон Протасов. Однако на слушания пришел только представитель исполнительной власти, поэтому мнение областных законодателей участникам мероприятия узнать не удалось.
Напомним предысторию вопроса. Проект закона «О внесении изменений в отдельные законы Иркутской области», которым предлагается полномочия по предоставлению земельных участков в Иркутске передать на уровень области, рассматривался на заседании комитета по собственности и экономической политике Законодательного собрания 22 мая. Парламентская пресс-служба процитировала выступление Антона Протасова, пояснившего, что в Земельном кодексе РФ право на передачу полномочий по распоряжению землями в административных центрах предусмотрено, и напомнившего, что полномочия по предоставлению участков под строительство в свое время уже были переданы на уровень области. В ведении городской администрации осталось право предоставления земли под существующими объектами недвижимости, а также для других целей — для организации складов, стоянок и т. д. Решение о передаче и этих полномочий, добавил министр, связано с тем, что в последнее время в этой сфере были выявлены многочисленные нарушения, которые приносят ущерб городскому и областному бюджетам. Кроме того, поступает много жалоб на несоблюдение сроков предоставления земельных участков.
Проект закона вызвал много вопросов у депутатов областного парламента. Представители правового управления Законодательного собрания отметили, что основания для принятия законопроекта есть, но необходимо устранить коррупциогенные риски — например, уточнить, кто и в каких случаях будет принимать решения о предоставлении участков. Члены комитета по собственности и экономической политике решили отложить рассмотрение законопроекта.
Антон Протасов, которого попросили ввести городских депутатов в курс дела, в общих чертах повторил то же самое и вновь напомнил о нарушениях земельного законодательства в муниципалитете, которые несколько месяцев назад в этой же аудитории озвучил губернатор Сергей Ерощенко. Министр также сообщил депутатам о том, что в регионе в последний год кардинально в положительную сторону изменилась ситуация по выделению участков под жилищное строительство многодетным семьям, а также о принятии в сентябре 2012 года важного документа по утверждению перечня случаев, по которым предоставление земельных участков осуществляется исключительно на торгах, что дало хорошие результаты по пополнению бюджета. По мнению региональных властей, принятие законопроекта необходимо, чтобы сделать процедуру выделения земель более прозрачной и исключить нарушения в сфере земельного законодательства.
Администрация против
Точку зрения городской администрации на этот вопрос участникам думских слушаний представила руководитель аппарата мэрии Юлия Ефимова, отметившая, что администрация полагает возможным высказать свою позицию о несогласии с законопроектом о передаче распределения городских земель на областной уровень, поскольку к нему есть ряд принципиальных замечаний.
— В соответствии с пояснительной запиской к проекту рассматриваемого законопроекта одним из самых веских доводов, по мнению его разработчиков, являются факты выявленных нарушений, допущенных администрацией города при распоряжении земельными участками на территории Иркутска, — отмечает Юлия Ефимова. — При этом пояснительная записка не содержит каких-либо конкретных фактов, но министром имущественных отношений Иркутской области постоянно называются одни и те же примеры. Это нарушения, допущенные при строительстве объекта «Московские ворота», предоставлении 9 га на объездной дороге в Ново-Ленино, предоставлении участков сначала для целей благоустройства с последующим изменением вида разрешенного использования, предоставлением участка под эксплуатацию объекта площадью большей, чем сам объект.
Юлия Ефимова отметила: администрацией города после выявления и рассмотрения этих фактов на думе и депутатских слушаниях приняты меры по устранению нарушений. Так, по поручению Виктора Кондрашова проведена проверка Контрольно-правовым управлением города, нарушений при распоряжении указанными участками со стороны администрации не выявлено. Проведена работа по передаче объекта «Московские ворота» в муниципальную собственность, получены все необходимые документы, Евгений Девочкин передает объект в дар городу безвозмездно.
— Проведена инвентаризация всех земельных участков, предоставленных под благоустройство в период с 2010 года, — сообщила Юлия Ефимова. — Всего предоставлено свыше 120 участков, при этом вид разрешенного использования изменялся под строительство только по земельным участкам, предоставленным МУП УКС. На данных участках УКСом выстроено 39 тыс. кв. метров жилья, из которого по муниципальным программам по ценам, ниже рыночных по городу Иркутску, предоставлено администрации города 270 квартир для предоставления детям-сиротам, гражданам, переселяемым из ветхого и аварийного жилья.
Руководитель аппарата мэрии, сославшись на международные соглашения РФ и федеральные правовые акты, сообщила: решение вопроса о перераспределении полномочий от уровня местного самоуправления на уровень органов госвласти должно проходить при участии органов местного самоуправления и требует обязательного учета их мнения. Кроме того, Юлия Ефимова отметила неизбежность появления новых административных барьеров при передаче полномочий в область, поскольку в ведении муниципалитета находится утверждение документов территориального планирования и градостроительного зонирования, документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства и т. д.
— Вся информация в области градостроительной деятельности сосредоточена у органов местного самоуправления, без такой информации земельные участки не могут быть предоставлены, — сообщила Юлия Ефимова. — Возникнет затягивание сроков предоставления земельных участков, что будет являться нарушением федерального законодательства и нарушением прав граждан на предоставление земельных участков.
Возникают в случае принятия проекта и вопросы по земельному контролю, в частности, по объектам самовольного строительства, поскольку контроль органов местного самоуправления в этих случаях действовать не будет.
— Доходы от передачи в аренду и продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды, поступают в местные бюджеты, — отмечает Юлия Ефимова. – Эти доходы составляют значительную часть в общем объеме доходов городского бюджета. В бюджете Иркутска на 2013 год и плановый период 2014—2015 годов также учтены вышеуказанные доходные источники, в том числе на нынешний год свыше 345 млн рублей от арендной платы и 60 млн рублей — от продажи земельных участков.
Опасения городской власти вызывает то, что период передачи полномочий по распоряжению неразграниченными землями приведет к торможению процесса предоставления земельных участков, а это повлечет за собой выпадающие доходы бюджета города и увеличение дефицита бюджета в текущем году.
Юлия Ефимова привела еще несколько аргументов, говорящих не в пользу нового законопроекта. Так, работа по предоставлению земельных участков требует наличия правовой базы и штата квалифицированных специалистов. Отсутствие этого на областном уровне в данный момент приведет к затягиванию процесса предоставления земельных участков. Руководитель аппарата обратила внимание участников думских слушаний и на то, что семь субъектов Федерации вернули полномочия на муниципальный уровень (из ранее переданных на уровень области).
Учитывая все сказанное, администрация Иркутска уверена в неэффективности и необоснованности перераспределения полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на областной уровень, и предлагает Законодательному собранию отклонить проект закона.
Будем думать
Вопросы, появившиеся у депутатов городской думы, они адресовали в основном Антону Протасову. В частности, Александра Ханхалаева заинтересовало, как можно будет организовать, к примеру, остановочные пункты или как будет реализовываться ставший популярным проект «Любимому городу — новые скверы», Алексея Колмакова — какие еще города региона потребовали такого же пристального внимания областных властей, а Владислава Свердлова — планируется ли в случае принятия законопроекта взаимодействие с городским корпусом.
Антон Протасов не видит проблем в появлении новых скверов, поскольку «никто не против благоустройства», сообщил, что всегда готов к взаимодействию и открыт не только депутатам, но и жителям. Министр рассказал о трудностях, которые возникают с просьбами о выделении городской земли под строительство, например, для федеральных структур, а также сообщил о готовности привести еще примеры нерачительного распоряжения землями в Иркутске.
В результате недолгой дискуссии депутаты городской думы отложили принятие решения по оценке областного законопроекта.
— Вопрос о земле сложный, — констатировал Андрей Лабыгин. — Поскольку необходимости в немедленной реакции депутатов нет — вопрос планируется к рассмотрению на июньской сессии Законодательного собрания, есть предложение сейчас прекратить обсуждение. Мы получили информацию, осмыслим ее и буквально в первой декаде июня, не позже 10-го, соберем отдельное заседание думы, чтобы принять решение и направить его в Законодательное собрание. Есть моменты, связанные с пересечением функций, например, что касается временных сооружений, создания условий для розничной торговли, — у города будут одни взгляды, у области — другие. Может, к тому моменту мы сможем предложить свое видение по устранению возникающих нарушений, созданию некоего решения, которое позволяло бы разруливать узкие места, подключив представительный орган власти к контрольным полномочиям в принятии решений, но не передавая на другой уровень правоотношений. То есть оставив в городе, но усилив контроль и гласность, чтобы не создать лишних проблем жителям Иркутска, предпринимателям. Все помнят, что много было нареканий, когда область часть бывших у города полномочий забрала себе. Участки вообще не выделялись месяцами, годами. Но мы же не ставили вопрос о том, чтобы вернули полномочия обратно в город, потому что при каких-то обстоятельствах прежнее правительство области не выполняло обязанности в должной мере и с необходимой скоростью. Давайте подумаем над этим вопросом и вернемся к нему в рамках отдельного заседания думы.
Ирина Ружникова, «Байкальские вести»