Краевой парламент в первом чтении принял законопроект "О контроле Законодательного Собрания Забайкальского края за соблюдением и исполнением законов Забайкальского края", внесенный спикером, руководителем забайкальских единороссов Степаном Жиряковым.
Председатель Законодательного Собрания, секретарь Забайкальского регионального отделения «Единой России» ответил на вопросы как автор данного законопроекта.
- Степан Михайлович, поясните, пожалуйста, читателям, что побудило Вас взяться за решение именно этой задачи?
Сразу поясню, что над законопроектом "О контроле Законодательного Собрания Забайкальского края за соблюдением и исполнением законов Забайкальского края" мы работали с моим коллегой-единороссом Виктором Дибирдеевым. Мы понимаем, что главная задача, которая стояла перед ЗакСобранием нашего первого созыва, – формирование законодательной базы нашего нового региона России, единой для всей территории Забайкальского края, – сегодня в значительной степени выполнена. Депутаты неплохо работали, и в настоящее время создано солидное правовое поле для экономического и социального развития края. Но спрашивается, что происходит с региональными законами после их принятия на самом деле? Как реализуются заложенные в них цели и задачи? Ответить на эти вопросы нынче можно лишь с определенной степенью вероятности.
Прав у нас хватает, Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти" закрепил контроль за соблюдением и исполнением законов субъектов Российской Федерации в качестве одного из основных наших полномочий. При этом контроль осуществляется в пределах и формах, установленных законами субъекта Российской Федерации.
Безусловно, комитеты Законодательного Собрания, сложа руки не сидят, они постоянно проводят контрольные мероприятия, в том числе и по исполнению краевых законов. Однако до настоящего времени нормативно не был определен предмет, задачи контроля, виды актов, подлежащие контролю, порядок постановки и осуществления контрольных мероприятий. Этот пробел мы и устраняем, как говорится, лучше держать поводья, чем наблюдать с трибуны.
- И как это будет работать?
Основная роль в организации и проведении мероприятий по контролю за соблюдением и исполнением законов края по-прежнему отводится комитетам Законодательного Собрания края. Именно комитеты вносят предложения о постановке на контроль законов Забайкальского края, организуют подготовку и проведение необходимых мер. Уже на основании результатов проведенных контрольных мероприятий комитеты разрабатывают проекты постановлений о результатах контроля за соблюдением и исполнением законов края. Постановления, в свою очередь, подлежат обязательному рассмотрению в органах исполнительной власти, а Законодательное Собрание края, как правило, в месячный срок уведомляется о результатах данного рассмотрения. Вот такой будет теперь порядок.
Основные задачи контроля – выявление и устранение причин, препятствующих исполнению закона, оценка социально-экономической эффективности законов, выработка и принятие решений по вопросам контроля за исполнением законов. В процесс мониторинга законодательства на территории края будут активно вовлекаться организации и общественность, как наиболее активные правоприменители. Думаю, только так краевой законодатель сможет более полно учесть права и интересы населения края, ведь законы мы пишем для людей, для их благополучия.
- То есть, мы не можем управлять ветром, но теперь сможем подправить паруса?
Практика показывает, что при отсутствии надежного механизма контроля и сама законодательная деятельность становится не столь эффективной, без «обратной связи» законодатели не имеют возможности своевременно реагировать на постоянно изменяющиеся условия общественной жизни, принять правильное законотворческое или управленческое решение, подправить, как Вы выражаетесь, паруса.
Когда встречаешься с избирателями, работаешь с их обращениями, становится очевидным многое. Зачастую люди просто ничего не знают о самом факте существования того или иного закона, имеются серьезные проблемы в их реализации, законы исполняются не в полной мере. Причины могут быть разные: отсутствие механизма реализации принятого закона, его финансовая необеспеченность, недисциплинированность исполнителей и др.
- Чего Вы ждёте от своего детища?
Уверен, принятие этого Закона позволит создать целостную систему организации контроля за соблюдением и исполнением законов края, отслеживать результативность действия принятых законов, повысить качество законотворческой деятельности субъектов законодательной инициативы, а также повысить оперативность решения имеющихся социальных и экономических проблем с помощью законодательного регулирования.
И ещё хочу одно подчеркнуть - это наша своеобразная эстафетная палочка депутатам второго, будущего созыва Законодательного Собрания края. Ведь именно им надо будет исполнять этот закон, фактически он принят уже для них и уверен, что они положительно оценят его и примут для руководства в работе.
Беседовал Александр Петров