Речники всегда живут надеждой

Киренск и флот. Как прочно связаны между собой эти два слова. Именно судоходство стало путеводной звездой этого северного городка. А Киренская РЭБ флота - своего рода его стержнем.

11 апреля 2010 года ОАО «Киренская ремонтно-эксплуатационная база флота» исполнилось 120 лет со дня ее основания.

Это старейшее речное предприятие в Ленском бассейне. Его основатель - нижнеудинский купец I гильдии Николай Егорович Глотов, выходец из крепостных крестьян, уроженец Пермской губернии.

11 апреля 1890 года он заключает контракт с Киренским городским обществом на аренду участка земли, расположенного на левом берегу Лены при устье речки Тетелячихи за плату 120 рублей в год. На приобретенном участке он сразу начинает обустраивать затон для отстоя судов с постройкой механических мастерских, кузницей и другими постройками, чтобы после закрытия навигации поставить на отстой свои первые пароходы «Пермяк» и «Якут». Так началось летоисчисление Глотовского затона, затем - Красноармейского затона, Красноармейского судоремонтного завода, ОАО «Киренская РЭБ флота».

В советское время «Киренская РЭБ флота» перевозила по Лене 27 процентов всех предъявленных грузов. Это довольно большой объём. Но пришли лихие девяностые годы. В нашей стране начали закрываться предприятия. Транспортники стали перевозить груза всё меньше и меньше. К примеру, в 2000 году КРЭБ делала 2 миллиарда 600 миллионов тонно-километров. Сегодня этот показатель составляет не больше 300 миллионов тонно-километров, т.е. почти в девять раз упали объёмы перевозок. Численность предприятия в 2000 году была 2100. Сегодня она составляет по году в среднем 650-700 человек.

В 2002 году Минимущество «навязало» Киренской РЭБ флота недостаточно квалифицированный менеджмент. В результате предприятие лишилось судов «река-море», и, самое главное, клиентуры в Якутии, которую сегодня привлечь назад уже нельзя. Как говорят в народе, от добра добра не ищут. Если их прибрали другие перевозчики, то обратно они обычно не желают идти.

Непросто складывается день сегодняшний предприятия. С 2006 года РЭБ флота находится в процедуре банкротства. И в связи с этим по нашему законодательству не может участвовать ни в каких тендерах. Поэтому нет сегодня больших прямых договоров.

База флота вынуждена работать через посредников. По сути дела сегодня выигрывают конкурсы фирмы, которые не имеют флота.

Вообще, надо сказать, что Киренская РЭБ флота - это мощное предприятие. За годы Советской власти оно выросло, создало мощную производственную базу. К примеру, было построено судоподъёмное устройство – СЛИП. На Лене их имеется всего три. В Якутске, в Осетрово и у нас. За все годы работы предприятия было построено 150 судов.

Это пассажирский флот, буксирный. Собирали плавкраны. Кроме этого, осуществляли капитальный ремонт флота, занимались модернизацией, повышали, так сказать, технико-экономические показатели.

Перипетий в судьбе предприятия было немало. Но Киренская РЭБ флота сохранила производственную базу, кадры. Когда Киренская РЭБ вышла на банкротство, то бывшим в то время директором Сергеем Павловичем Паульзеном был поставлен вопрос: продлить как можно дольше банкротство, чтобы люди могли работать, зарабатывать деньги. Была ещё, честно говоря, надежда, что правительство что-то решит более конкретно по стратегическому предприятию. Надо сказать, что пока эти ожидания не оправдываются.

Есть сегодня у предприятия в работе свои сложности. Поскольку оно является банкротом, то грузоотправители и получатели относятся к нему с недоверием. Вдруг транспортник не довезёт этот груз и по закону не будет отвечать за него. Поэтому сегодня положение РЭБ с привлечением грузов очень и очень напряжённое.

Многие наши фискальные органы хотели бы, чтобы сегодня мы вообще не работали, потому что появляются долги, которые не будут выплачены. Портится статистика, но при этом, что на предприятии работает несколько сотен людей, не берётся во внимание.

Пик грузоперевозок на РЭБ пришёлся на 2002 год. РЭБ перевезла тогда около 450 тысяч тонн груза. Заплатила налогов 125 миллионов рублей. Два года назад, когда началось строительство трубопровода «Восточная Сибирь – Тихий океан», речники тоже воспрянули духом: ведь объёмы перевозок возросли. А как только трубу проложили, у всех перевозчиков объёмы упали.

– Пример с «трубой» свидетельствует о простой истине. Если развивается территория, значит, есть груз у транспортников. А при противоположном раскладе перевозки идут на спад. Недаром же речники говорят, что транспорт умирает последним. «Нечего будет возить, и тогда он станет на мёртвый якорь»,– оценивая положение дел, говорил Владимир Михайлович Перетолчин.

В прошлом году Киренская РЭБ перевезла 60 процентов от 2008 года, заработала в деньгах примерно столько же процентов. Средств хватило прожить зиму: выплачивать заработную плату, все социальные пособия. Хотя предприятию пришлось кое-где ужаться. И, прежде всего, в ремонте флота. Иначе бы просто коллектив не дожил до мая.

Был период в жизни наших речных предприятий, Киренской и Алексеевской РЭБ, когда они активно взялись за заготовку леса. Потом отошли от этого дела. Лесное направление стало много оттягивать средств, а отдача не соответствовала затратам.

Трудности часто создаются у нас искусственно. Вот и в сегодняшнем столь сложном положении РЭБ оказалась не без «помощи» государства. И хотела бы рассчитывать на его поддержку. В прошлом году в центральной прессе появилось сообщение, что Киренская РЭБ флота вместе с другими 15 предприятиями Иркутской области вошла в список, которым государство намерено «подставить плечо» льготными кредитами, заказами. Но, к сожалению, эти слова так и остались на бумаге.

В 2009 году министр транспорта Игорь Левитин, находясь в Иркутске, проводил совещание по развитию транспортной инфраструктуры. И тогда было предложено проработать вопрос о создании единой транспортной судоходной компании на Лене. И опять же, как у нас часто бывает, за этим предложением не последовало никаких конкретных шагов.

Как считает исполнительный директор Киренской РЭБ флота Владимир Перетолчин, в сложившейся ситуации выхода может быть только два. Один вариант, чтобы государство простило предприятию долги. Ведь прожило же оно эти годы без его платежей. А в добрые советские времена сельскому хозяйству страна ежегодно списывала его долги. Сейчас почему-то этого не делается. Хотя все прекрасно понимают, что заплатить такие долги нереально, что это бремя только усугубляет положение предприятия.

Есть и другой путь – обанкротить, чтобы новый собственник мог соединиться с Осетровским речным портом. Других вариантов просто не просматривается.

История Киренской РЭБ флота находит отражение в музее предприятия. И, надо заметить, что её «страницы» стали выглядеть, ярче, эффектнее, после того, как полтора года назад это направление работы возглавил Степан Кондратьевич Нижник, бывший директор профлицея, воспитавший несколько поколений речников.

Очень многие работники предприятия имеют награды. 17 человек получили орден Ленина, 23 награждены орденом Трудового Красного Знамени. Всего орденами награждены 67 человек, медалями - 394, ведомственными наградами -116. А в марте 2010 года 20 человек были удостоены юбилейного нагрудного знака «В память 200-летия Управления водными и сухопутными сообщениями».

В нашем городе есть семьи, где профессия речника передается из поколения в поколение, как эстафета. В Киренской РЭБ флота хорошо известны династии Шер, Лобановых, Зыряновых, Дмитриевых. Флотское дело и дальше будет почётным и нужным на нашей северной земле. Придёт время, когда правительство России вынуждено будет принять кардинальные меры по строительству новых судов, а главное, по обучению рабочего класса. Ведь сегодня профессиональное обучение слилось с народным образованием. И получилось, что рабочий класс как бы оказался пасынком.

Раньше мы всегда говорили, что нельзя жить одним днём. А сегодня именно по этой упрощённой схеме строят свою деятельность речники. По-другому просто не получается. Впереди навигация, как она будет складываться для предприятия, сколько будет предъявлено груза к перевозкам - в этом направлении сейчас сплошной «туман». Грузоотправители тоже ничего конкретного пока не планируют. Хотя переговоры с ними ведутся в усиленном режиме. Свой отпечаток здесь накладывает ещё и то, что предприятие находится в конкурсном производстве. Его уже несколько раз продлевал арбитражный суд. Поэтому говорить сегодня о какой-то перспективе просто невозможно. Такая однородная судьба у всех предприятий, которые находятся в стадии банкротства.

Но у речников есть надежда на рост объёма перевозок. Как сказал на мартовском совещании в Усть-Куте министр транспорта Иркутской области, с 2011–2012 года начнётся строительство газового трубопровода из Якутии на Восток. И значит, опять будет востребован речной флот.

Ещё один штрих к сегодняшнему дню предприятия. Тридцать процентов коллектива - это женщины. Примерно двести человек. И нет в районе другого такого предприятия, где работало бы столько женщин. Они заняты на флоте, в охране, на других участках. Пусть труд у них низкооплачиваемый, но ведь другой работы в районе они просто не найдут. Вообще на предприятии не проводится политика сокращения. Выходит оно из положения в летний период за счёт практикантов.

Жизнь, как судно на фарватере, не стоит на месте. Вот и в России обязательно будут изменения в лучшую сторону, коснутся они и речных предприятий. Ведь флот - её частица.

Владимир Ленский



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ