Изостудия Дома культуры шахтёрского посёлка Голубовка, Донбасс. Здесь ровно 55 лет назад впервые взял в руки кисти и краски Виктор МИРОНЕНКО. Потом его живопись начнут сравнивать с музыкой Бетховена, а творчество более полвека будет связано с Иркутском.
На пути к своей судьбе украинский паренёк сделал «остановку» в городе Свободный Амурской области, куда сразу после окончания школы в Голубовке переехал жить вместе с родителями. В течение года он постигал азы изобразительного искусства в городской художественной мастерской, пока в 1960 году не купил билет в Иркутск. Поступать в художественное училище.
«Боготворю декабристов»
- Конкурс был - 15 человек на место, - вспоминает Виктор Михайлович. - Экзамены сдавал трудно, однако меня приняли кандидатом, была такая категория учащихся в то время. А через два года уже стал полноправным студентом.
После защиты диплома получил рекомендацию для поступления в Московский художественный институт имени Сурикова, но из-за семейных обстоятельств не смог продолжить обучение в столице. Особая страница в биографии Виктора Мироненко - областной художественный фонд, директором которого он проработал восемь лет. Салон-магазин «Художник» в центре Иркутска, дом с мастерскими художников на улице Энгельса и Дом творчества на Байкале строились под его руководством.
Выбивание квартир для мастеров изобразительного искусства и организацию работы 200 художников-производственников Виктор Михайлович совмещал с творчеством. Именно в 70-е годы прошлого века зародился его известный цикл картин о декабристах. Тогда же художник положил первые краски на полотна, посвящённые экологии Байкала. С тех пор священное море и живопись Виктора Мироненко неразлучны.
«АиФ-ВС»: - У вас богатая портретная галерея…
Виктор МИРОНЕНКО: - Знаковыми для себя считаю портреты декабристов Сергея Петровича Трубецкого и Сергея Григорьевича Волконского.
«АиФ-ВС»: - Эти картины теперь - неотъемлемая часть Иркутского музея декабристов.
В.М.: - Очень люблю декабристов, боготворю. Когда приезжал с персональной выставкой в Петербург, пришёл на Сенатскую площадь и поклонился… Кстати, в Государственном мемориальном музее имени Суворова в Санкт-Петербурге хранится мой натюрморт из цикла работ о декабристах «Из искры возгорится пламя».
Беспризорник Байкал
«АиФ-ВС»: - И всё же главная тема вашего творчества - священное озеро.
В.М.: - Первую картину о Байкале написал после путешествия на остров Ольхон. Под впечатлением великого озера и романов Хемингуэя родился холст «Старик и море». Но тот Байкал, который можно увидеть в моих картинах сегодня, появился позже: когда пришло понимание, что Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат - смертельная опасность для озера. Ещё в советские времена в разговоре о постигшей байкальскую природу беде Валентин Григорьевич Распутин обратился ко мне: «Напиши Байкал!». Байкал, ставший заложником человеческой глупости. Что ещё люди искусства могут противопоставить узколобой государственной политике? Только своё искусство.
«АиФ-ВС»: - Байкальская природа в вашем исполнении часто вызывает душевную тревогу. Так, наверное, должен выглядеть мир после атомной войны. Что в этих образах художественный вымысел, а что - правда?
В.М.: - Однажды, путешествуя по Байкалу, увидел его таким... - Виктор Михайлович показывает на одну из своих картин: небо пылает в лучах рассвета над чёрным саваном воды, вдали, словно язык, тянется полоска земли. На ней видны жёлтые язвочки, будто кто-то прижигает язык папироской. Это огни Байкальского целлюлозно-бумажного комбината.
В.М.: - Байкал уникален, - продолжает художник. - Он бывает чёрным, голубым, красным, серым, зелёным, жёлтым - самых разных цветов! Я исходил побережье вдоль и поперёк. Каждая встреча с Байкалом - потрясающее общение с первозданным миром, воспоминания о котором затем навсегда остаются с тобой. Это поразительное место на нашем земном шарике - поражает прямо в сердце.
«АиФ-ВС»: - Поэтому на ваших картинах он такой эмоциональный: на холсте запечатлена не только природа, но и душевные переживания.
В.М.: - Почему столько фотовыставок о Байкале проводится? Очень любопытных, между прочим. Фотографы играют состоянием озера: новый кадр - новое видение. Байкал многолик, только успевай щёлкать. А художник по-другому воспринимает. Там на эффектах, а здесь - на эмоциях, на чувствах. Первое впечатление - небесная красота! На этом уровне и делаются фотографии. А художник идёт дальше. Он видит, насколько красота хрупкая. Замечает сухие ветви лиственниц, загаженное побережье: тут битые бутылки, там мусорка. Это и есть сегодняшняя действительность байкальской природы, поэтому писать идиллию рука не поднимается. Не такой Байкал, как его на фотографиях показывают.
«АиФ-ВС»: - Значит, известный всем былинный образ «дедушки Байкала» - уже в прошлом?
В.М.: - Байкал сейчас ближе к образу беспризорника - забытого и забитого ребёнка.
Клякса любимая
«АиФ-ВС»: - Виктор Михайлович, только за последние несколько лет у вас было несколько персональных выставок в Москве, выставка в Санкт-Петербурге, я уже не говорю про Иркутск. В 2007 году ваши картины побывали в Германии...
В.М.: - Первая моя поездка за рубеж состоялась в начале 90-х. Я тогда организовал выставку группы иркутских художников в Польше. Затем были ещё поездки в эту страну. Несколько раз выставлялся в Германии. Художник не должен сидеть на месте. Надо ездить, смотреть, общаться, делиться с людьми своим творчеством.
«АиФ-ВС»: - А как художник определяет, что сделан последний мазок?
В.М.: - Мои картины не всегда получаются цельными - когда воедино сливаются цвет, тон и композиция. Это то, как я их оцениваю. Можно говорить об удачном фрагменте в картине, но чтобы передать всё, что чувствуешь…
«АиФ-ВС»: - Герой одного из романов Достоевского однажды заметил, что лишь дурак может быть доволен тем, что сказал. Очевидно, это утверждение справедливо и по отношению к изобразительному искусству.
В.М.: - У меня дом-мастерская в Шаманке, место красивое под горой, рядом река, лес. Ощущаю себя здесь совершенно свободным. Такая благодать! Вот где черпаю вдохновенье. Если встал у мольберта, то пишу до тех пор, пока не завершу картину - и день и ночь. Какую краску положить и куда - сам художник порой не знает. На одной из моих картин на тёмную гладь воды упала маленькая белая клякса - лунный свет. Жена, Аллочка, как её увидела, ахнула: красота какая! Строго-настрого наказала - эту картину никому! В домашний фонд! Творчество - всегда тайна. Сейчас, к сожалению, есть «художники» - фотографию на холст переведут: сидят и раскрашивают. Это уже не творчество и даже не производство.
«АиФ-ВС»: - На ваш взгляд, насколько большой интерес современное общество проявляет к изобразительному искусству?
В.М.: - Немножко помнят российских художников 19 века, и то потому, что тысячу лет не было подобных мастеров и тысячу лет, возможно, ещё не будет. А что мы знаем об искусстве соцреализма? О художниках века 20-го? А ведь это глыбы! Они «перепахали» 30-е годы, Великую Отечественную войну, стройки века. Это такой гигантский пласт в изобразительном искусстве! Дух захватывает. Где всё сейчас? В запасниках. Искусство соцреализма ещё заявит о себе. Такую мощь не утаить, не спрятать. Пойдут выставки по городам и весям, люди ещё будут штурмовать музеи, чтобы посмотреть картины Мыльникова, Моисеенко, Коржева, Дейнека, братьев Ткачёвых. Такой могучей свою страну новые поколения россиян ещё не видели.