Сенаторы советуют регионам развивать системное управление энергетикой

В Ангарске прошло выездное совещание делегации Совета федерации РФ. Одними из вопросов, которые подняли сенаторы, стали проблемы тарифов в ЖКХ, а также реализация законодательства об энергосбережении. К настоящему времени исполнение этого закона пока не дало значительного экономического эффекта, отметили участники совещания. Более того, по мнению экспертов, в энергосбережении сейчас никто не заинтересован.

Систему управляющих компаний надо менять

Перспектива дальнейшего роста тарифов была призвана стать одним из основных стимулов реализации принципов энергосбережения. Потребители тепла, энергии, воды должны озаботиться установкой приборов учета, контролировать и по возможности сокращать объемы потребления, чтобы экономить свои средства. Однако рост тарифов способствует не только экономии, но и обострению многих проблем жилищно-коммунальной сферы, – считает заместитель председателя Совета федерации Вячеслав Штыров. – По данным статистики, во всех субъектах России назревает крупная проблема, связанная с тотальными неплатежами в адрес ресурсоснабжающих организаций. В некоторых крупных городах сумма задолженности достигает сотен миллионов рублей.

Есть проблема неплатежей и на стыке управляющих компаний и поставщиков услуг, отмечает сенатор. Не редкость, когда УК собирают платежи с населения, а потом исчезают или становятся банкротами. И даже если ресурсоснабжающая компания через суд добьется признания задолженности, взыскать долг вряд ли получится. Это проблема, для решения которой нужно менять систему взаимоотношений.

– До сих пор жестко не регламентировано, что такое управляющая компания, какую она несет ответственность перед людьми. Все это негативным образом отразилось на системе ЖКХ. Возможно, может помочь закон о саморегулировании в этой сфере. Но я считаю, уже пришло время пересмотреть итоги реформы ЖКХ и кардинально поменять эту систему, в том числе нужно вводить ответственность рублем, – подчеркнул Вячеслав Штыров.

Ответственности со стороны управляющих компаний невозможно добиться без конкуренции на этом рынке, уверен министр энергетики Иркутской области Петр Воронин. Для ее развития необходимо разработать четкий механизм смены управляющей компании и детализировать процедуру информирования собственников о деятельности УК и ТСЖ, чтобы каждый пользователь понимал, каковы его затраты на тепло и воду, на содержание дома и сколько средств идет на зарплату руководства управляющей компании.

Условная эффективность

Одним из этапов реализации закона об энергосбережении было создание соответствующих программ на местном уровне. На сегодня 93% муниципальных образований необходимые документы приняли, сообщил председатель комитета Совета федерации по вопросам местного самоуправления Степан Киричук. Еще около 6% муниципалитетов и до принятия закона уже работали по этим принципам. Однако экономические эффекты от этих программ, по словам сенатора, оцениваются в основном как условные.

Это связано с тем, что комплексной работы по этому направлению в стране еще не проводилось, считает Степан Киричук.

– Вот, к примеру, как происходит энергосбережение на железных дорогах. Чтобы перевезти одну тонну груза, у нас тратится в 13,5 раза больше кВт/часов, чем в других странах. Причем РЖД начали работать над снижением энергопотребления на перевозку груза еще за четыре года до принятия закона об энергосбережении. Но при отсутствии комплексной работы одному ведомству разрешить эту проблему невозможно.

– Этот вопрос должен решаться в масштабах страны, – говорит Вячеслав Штыров. – И корень, мне кажется, не в теплоснабжающих и не в энергетических организациях, а в производстве первичных энергоносителей. Цена на газ не соответствует возможностям экономики и реальным затратам на добычу. Цена на уголь монопольно взлетела, так и остановившись на высокой планке.

Действующую систему ценообразования и формирования тарифов также нужно переосмысливать, считает сенатор.

– При расчете тарифов, разработке программ и планов потребления берутся во внимание только действия энергоснабжающих организаций, а действия потребителей не учитываются. Теперь представим, что потребитель активно занимается энергосбережением и в результате снизил энергопотребление вдвое, это значит, что котельная недополучила выручку. На следующий год у нее два варианта: либо закрываться, либо на сумму сэкономленных потребителем средств повышать тарифы. То есть мы создаем ситуацию, когда никто не заинтересован в энергосбережении, – подчеркнул Вячеслав Штыров.

Энергетика должна опираться на местные ресурсы

Основной вопрос сегодня в том, как нам запустить механизмы, которые будут сдерживать рост тарифов, говорит заместитель председателя комиссии Совета федерации по естественным монополиям Валентин Межевич. Одним из таких механизмов, по мнению сенатора, должно стать развитие потребления местного топлива.

– Большая энергетика сегодня застрахована, ведь там применяется самый эффективный комбинированный способ производства энергии. Другое дело – коммунальная энергетика.

В Иркутской области более тысячи источников энергии, это угольные, жидкотопливные, газовые и совсем немного источников, которые используют древесное топливо. Расширение линейки используемых возобновляемых источников энергии заставляет нас задуматься о необходимости разработки региональной стратегии развития коммунальной энергетики. В ней нужно поставить цель – максимальное использование местного топлива. Вот, к примеру, Финляндия, там нет ни газа, ни угля. Половина страны отапливается лесными отходами, вторая половина – торфом. Живут прекрасно и о газе не мечтают, – заметил Валентин Межевич.

Что касается местного топлива для Приангарья, то здесь у региона достаточно большой выбор, считает сенатор. К примеру, в Черемхово это должен быть уголь. В Тулунском, Киренском, Усть-Кутском районах могут использоваться лесные отходы и попутный газ. Иркутская область – один из самых крупных лесодобывающих регионов. В год заготавливается более 20 млн кубометров леса, при этом на лесосеках остается до 30–50% неиспользуемого лесного сырья. Нам нужно разработать механизм, который позволит использовать эти лесные остатки для коммунального отопления, подчеркнул Валентин Межевич.

Также на заседании прозвучало мнение, что для повышения эффективности жилищно-коммунального комплекса необходимо создать системное управление местной энергетикой. В большой энергетике есть системность, там единообразно решаются вопросы закупа топлива, инвестиционных и ремонтных программ. В регионах же каждый теплоисточник работает самостоятельно. Муниципальные образования далеко не всегда имеют возможности заниматься ремонтом, развитием: не хватает ресурсов, профессиональных кадров.

В целом совещание прошло в живом, дискуссионном формате, что также свидетельствует о заинтересованности его участников в решении проблем реформирования энергетического комплекса страны.

Автор: Анастасия Дерягина

Фотограф: Алексей Головщиков



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ