28 января в Музее истории Бурятии открылась выставка. Весь подход к музею был запружен автомобилями, среди которых выделялся черный «крузак» с мигалкой
«Ого! Никак кто-то из VIP-персон явился», — подумал я. А на входе столкнулся с министром Маргаритой Магомедовой, никогда ранее не замеченной в особом интересе к культуре. Она летела сломя голову с крайне озабоченным лицом. А в зале возвышалась над толпой другой министр — Наталья Хамаганова. Вид она имела вовсе не начальственный, а как и положено министру по «социалке», заботливой мамочки. Объектом ее внимания была первая леди республики — Нина Наговицына. «Ага! Где-то тут должны быть Анна Сергеевна (Скосырская) и Татьяна Гавриловна (Думнова)», — смекнул я, но их почему-то не было.
Нина Владимировна осмотрела экспозицию, продемонстрировав при этом практическое знание предмета, сказала, что выставка очень понравилась и она будет приглашать на нее гостей.
Накануне первая леди посетила оперу «Садко». В ходе спектакля Нина Владимировна показала глубокое понимание оперы, живо интересовалась состоянием дел в театре, его репертуаром, историей и ходом реконструкции.
А еще за день до этого она побывала на концерте оркестра бурятских национальных инструментов и солистки театра «Байкал» Даримы Дугдановой. Была опять же в сопровождении Хамагановой и Магомедовой, ждали Думнову, но та не смогла прийти.
Нина Наговицына — театралка, хорошо знает постановки Ленкома, Вахтанговского и других московских театров. В томской филармонии ее характеризуют как меломанку, которая дружит со многими артистами и музыкантами. А Даши Намдаков говорил, что неплохо бы подвигнуть Нину Владимировну на более близкие отношения с искусством Бурятии. Даши познакомился с ней на своей выставке в Третьяковской галерее и, как человек, имеющий прямой доступ в администрацию президента РФ, высоко оценил потенциал Нины Владимировны как вероятного лоббиста бурятской культуры. Хотя сам Даши, как и театр «Байкал», уже является мировым брендом и не особо нуждается в продвижении.
В этом плане правящий российский тандем грамотно использует возможности мастеров культуры для собственной пользы. ВВП встречался с киношниками и писателями. На прошлой неделе ДАМ беседовал с театральными режиссерами и возложил цветы к памятнику Антона Чехова. Российские лидеры прекрасно понимают, что без общей образованности и культуры не может быть ни инноваций, ни поступательного движения вперед.
Леонид Потапов, как харизматичный лидер, получивший мандат от избирателей, в том числе и с помощью деятелей искусства, демонстрировал подобную же модель поведения. Вячеслав Наговицын, напротив, как выходец из «красных директоров», технократ и назначенец извне, похоже, нацелен на сиюминутный финансовый результат, а не на долговременную политику сбережения культуры. Например, если ВВП выразил моральную и оказал материальную поддержку российским писателям, то глава республики публично усомнился в необходимости содержать журнал «Байкал», в полной мере отражающий современный литературный процесс.
В этом плане супруга президента с присущим ей женским обаянием, искренним интересом и тонким вкусом может в достаточной мере «подправить» в лучшую сторону его образ. Ведь первые леди традиционно занимаются благотворительностью и искусством, возглавляют фонды и попечительские советы, органично дополняя свои сильные половины и повышая тем самым их рейтинг в массах.
Так, Светлана Медведева время от времени попадает в светские хроники в движении по выставкам и премьерам. Это движение не остается незамеченным, привлекает спонсоров и меценатов и косвенно повышает рейтинг русского искусства на мировом арт-рынке. Стартовавшее сепаратное движение Нины Наговицыной по залам и сценам может подобным же образом повлиять на развитие ситуации в такой тонкой и хрупкой сфере жизни, как искусство народов Бурятии.
Александр Махачкеев
Нина Наговицына (слева) На выставке «Атлас тибетской медицины. Древнее искусство исцеления» / Фото Д. Алтаева.