На 72-минутный монолог президента забайкальские политики отреагировали по-разному: одни приняли как руководство к действию, другие разочаровались 30 ноября Президент России Дмитрий Медведев выступил с оче редным, уже третьим по счету, Посланием Федеральному Собранию. В обращении он обозначил приоритетные направления развития страны, назвав среди основных защиту материнства и детства, поощрение многодетных семей и дальнейшую борьбу с коррупцией.
Выслушав 70-минутную речь главы государства, представители политэлиты страны и видные общественные деятели, традиционно разошлись в оценках реальности обещанного президентом. Нет единодушия и в позициях забайкальских парламентариев. Текст Послания согласились прокомментировать члены четырех фракций Законодательного Собрания — “Единой России”, КПРФ, ЛДПР и “Справедливой России”.
“Забайкальский рабочий”, в свою очередь, приглашает и читателей присоединиться к широкому обсуждению этого программного, по сути, документа.
В центре внимания — проблемы людей Сергей ТРОФИМОВ, член Забайкальского регионального отделения Всероссийской политической партии “Единая Россия":
— Прежде всего, нынешнее Послание обращает на себя внимание тем, что солидная его часть была посвящена качеству жизни россиян, особенно детей. Причем одновременно дан подробный план действий как для законодательной, так и для исполнительной власти, с точки зрения практических мер.
Благополучие государства, его будущее зависят от того, как в нем решаются проблемы людей. Вот почему тема социальной модернизации стала главной в Послании. Президент постоянно подчеркивал, что невозможно модернизировать экономику, не занимаясь модернизацией социальной сферы: решением вопросов доступности жилья, повышения качества здравоохранения, образования, социальной защиты старшего поколения. От того, удастся ли нам решить поставленные задачи, зависит, в какой стране будут жить наши дети, какими они станут. Именно этим я объясняю для себя тот факт, что основная часть Послания президента была посвящена детям.
Безусловно, положительный момент и в том, что обозначены конкретные инициативы, которые понятны, и над реализацией которых региональная и федеральная власти, в частности, мы, депутаты, сможем спокойно работать. Замечу, что часть социальных программ, о которых говорил президент, у нас в Забайкалье уже реализуется. Например, программа дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями.
Следующий блок — экономика. Это залог развития страны. И здесь, как и прежде, Дмитрий Анатольевич уделил большое внимание инновационному стилю экономики. Для этого предусмотрены определенные преференции, стимулы для поддержки модернизации. Это вторая очень важная задача, которая поставлена главой государства.
Вместе с тем в Послании был обозначен новый этап совершенствования политической системы — на местном уровне. Президент выступил с инициативой повышения роли партий на выборах в органы местного самоуправления. Сегодня более 90% кандидатов в органы местной власти выдвигает “Единая Россия”. Другие партии — в разы меньше, предпочитая местным выборам региональные и федеральные. Это неправильно. Ведь от местной власти зависит решение каждодневных проблем людей, она ближе всего к людям. И именно этот уровень власти должен быть самым эффективным, о чем постоянно напоминал Дмитрий Анатольевич в ходе Послания. Подход, инициированный главой государства к выборам на местах, будет способствовать повышению межпартийной конкуренции, ответственности партий перед избирателями. А в результате, цитирую, к власти здесь будут приходить самые эффективные, будут приниматься более профессиональные решения.
В Послании президент дал ряд конкретных поручений, в том числе по разработке и принятию законодательных мер, направленных на решение проблем людей. А “Единая Россия” сделает все, чтобы эти законы были приняты в кратчайшие сроки.
И снова декларации…
Юрий ЛЯХОВ, член Забайкальского краевого отделения политической партии “КПРФ":
— У нынешнего, третьего, Послания президента есть, на мой взгляд, один большой недостаток: в нем не ставится вопрос о том, выполнены ли прежние, данные ранее, поручения? Получается, население страны должно само разбираться — что сделано, а что нет?!
Это только один минус. А другой вот в чем: многие положения Послания — декларативны. А некоторые из поставленных задач — нереальны для исполнения. Например, глава государства говорит о необходимости поднимать сельское хозяйство. Необходимость, действительно, есть. А вот средств на эти цели выделяется — с гулькин нос. Для того чтобы реально возродить село, на развитие АПК нужно направлять как минимум 10 процентов от расходной части бюджета. А лучше — 15 или даже 30, как делается это в отдельных странах.
Много Дмитрий Анатольевич говорил о поддержке детей и молодежи. Они — будущее страны. Но какую же заботу государство проявляет о них сегодня? В России почти 130 тысяч детей-сирот. По закону, выпускаясь из детского дома, они должны получать квартиру. А по факту? Финансирование этого закона — минимальное.
Вызывает вопрос и вот какое замечание президента: говоря о существующем дефиците бюджета, он отметил, что у страны имеется все же финансовый запас в размере половины триллиона долларов. Но зачем нужен этот запас, если порядка 80 процентов населения страны живет сегодня фактически за чертой бедности? 13 процентов граждан живут в ситуации “крайней нищеты” (их доход ниже трех с половиной тысяч рублей в месяц), почти 28 процентов россиян можно отнести к категории “нищие”, а еще порядка 39 процентов — к “бедным”. Это те люди, уровень дохода которых не превышает 17 тысяч рублей в месяц.
Откровенно говоря, я, как человек, как гражданин России, не удовлетворен таким Посланием. Лично я услышал очередное провозглашение, никак не подкрепленное практическими делами.
Ничего нового
Александр МИХАЙЛОВ, лидер Забайкальского регионального отделения политической партии “Справедливая Россия":
— Ничего нового в очередном Послании президента я не услышал. Если сравнивать его с двумя предыдущими, то видно, что меняются только цифры, проценты, показатели, а суть остается прежней. Главного же, какой-то национальной идеи, ответа на вопрос: куда будем идти и как станем жить дальше — как не было, так и нет. Вообще, Послание изобиловало полумерами, складывалось впечатление, что каждая конкретная проблема лишь обозначена, но механизм ее решения не озвучен.
Допустим, говоря о ситуации в политической системе страны, Дмитрий Анатольевич подчеркнул, что необходимо переходить к смешанной системе проведения выборов. Это правильно. Но если уж развивать тему, то нужно возвращаться к понятию порога явки. А иначе что получается: придет 20-30 процентов населения на избирательный участок, проголосуют, как им и велели — за “Единую Россию”, и все — считается, что выборы состоялись. Это ненормально.
Как ненормально и то, что, говоря о необходимости развивать и поддерживать малый бизнес, правительство принимает решение об увеличении с 1 января ставки обязательных взносов. Это любой бизнес задушит, а уж малый — особенно. Как это скажется на российской экономике — понятно: последует стремительный рост цен, который, в конечном счете, съест все хваленые пенсионные надбавки.
Забота о детстве — забота о будущем
Андрей ХАРИН, исполняющий обязанности координатора Забайкальского регионального отделения политической партии “ЛДПР":
— Наиболее важным в Послании президента стало, на мой взгляд, акцентирование внимания на вопросах молодежной политики и детства. Вряд ли нужно объяснять, насколько это важные вещи. Из этого ведь вытекает все остальное — и медицина, и образование, и, в конце концов, управление. Если сейчас не позаботиться о молодых — то кто и как завтра будет руководить страной?
Этот вопрос перекликается с еще одной актуальной проблемой — необходимостью стимулирования рождаемости. Председатель партии ЛДПР Владимир Жириновский задолго до Послания президента говорил, что в этом направлении нужны особые меры. Ведь в 2012 году Россию ждет демографический “провал”. Забайкалье может почувствовать его особенно остро, учитывая, что происходит в наших деревнях — молодежи нет, повальное пьянство и т.п.
Еще одна важная тема — это инвестиции. Для нашего приграничного региона это актуальнейшая проблема. Я полностью согласен с тем, что эффективность работы губернатора должна оцениваться именно по этому признаку — сколько он смог привлечь инвесторов и насколько в результате увеличилась занятость, возросли отчисления в бюджеты всех уровней и улучшилась жизнь населения.
Мария Машанова