Что ждет пригородные пассажирские перевозки в Забайкальском крае в 2010 году?

На прошлой неделе на ноябрьской сессии Законодательного Собрания Забайкальского края сразу в двух чтениях (втором и третьем) был принят закон о краевом бюджете на 2010 год. Закрепленные в нем параметры определенным образом скажутся и на проблеме пригородных пассажирских перевозок. Прокомментировать сложившуюся ситуацию мы попросили и.о. заместителя начальника дороги по экономике и финансам Нелли КУРЧЕНКО.

— Нелли Алексеевна, в краевом бюджете на следующий год для погашения затрат, связанных с пригородными электричками, предусмотрена сумма ниже, чем в бюджете текущего года. Почему руководство Забайкальской железной дороги убеждено в том, что ситуация радикально ухудшится?

— Начиная с 1 января 2005 года, с момента вступления в действие статьи 26.3 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”, организация пригородных железнодорожных перевозок отнесена к полномочиям субъектов Российской Федерации. Именно регион должен теперь определять объемы пригородного пассажирского движения, которые способны удовлетворить спрос населения на этот вид перевозок.

Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства № 950 от 10.12.2008 года “Об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий”, обязанностью органов регулирования субъектов Федерации стало их участие в государственном регулировании и контроле деятельности субъектов естественных монополий (в данном случае — нашей компании), в том числе в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении. Власть субъектов Федерации сама должна определять тарифы на пригородные перевозки. Однако разницу между установленной ценой поездки и ее реальной стоимостью власти обязаны железнодорожникам компенсировать.

Если ранее — в 2004, 2005, 2006 годах — в бюджете Читинской области предусматривалось более 72 миллионов рублей ежегодно, и все было получено из бюджета, то в 2007-2008 годах — при планировании в бюджете по 79 и 72,6 миллиона, соответственно, полной оплаты уже не было. Задолженность перед дорогой составила более 56 миллионов. В бюджете же Забайкальского края на 2009 год было предусмотрено уже только 26,9 миллиона, а в бюджете 2010 года и того меньше — 22,7 миллиона (в том числе и на компенсацию проезда региональных льготников).

— Да, дорога стала получать меньше бюджетных средств, и, тем не менее, ситуация не должна радикально отличаться от того, что было в текущем году. Что же изменилось?

— Давайте вспомним, как развивались события в 2009 году. На этот год между дорогой и министерством территориального развития Забайкальского края был заключен договор на организацию пригородных перевозок, предусматривающий заказ региона в объеме 14 пар пригородных поездов и отмену 17 пар поездов, не вошедших в краевой заказ. Подчеркну, что это был заказ краевой власти. С 6 апреля 2009 года новое расписание движения пригородных поездов должно было вступить в действие. И за десять дней дорога получила более 500 жалоб по поводу предстоящей отмены поездов.

В целях недопущения возникновения социальной напряженности в регионе введение нового графика движения пригородных поездов, по решению начальника Забайкальской железной дороги Сергея Юрьевича Иванова, было отменено. И по сей день в адрес начальника дороги продолжают поступать письма от глав муниципальных районов, поселений о назначении пригородных поездов на том или ином направлении. Последнее — с просьбой организовать пассажирское движение на направлении Борзя-Соловьевск.

Предложения краевого правительства о сохранении курсирования только 14 пар пригородных поездов, с тарифом — 18 руб. для первой зоны, и введении экономически обоснованного тарифа на остальных 17 маршрутах осталось нереализованным. Но в новом году у дороги таких возможностей уже не будет.

К октябрю 2010 года все железные дороги ОАО “РЖД” обязаны перейти на контрактные пригородные перевозки. Со всеми субъектами РФ должны быть заключены контракты, в которых будут определены объемы перевозок и средств, которые регионы перечислят за них. Если регионы не пойдут на такое сотрудничество, компания “РЖД” будет вынуждена пойти на непопулярные, с социальной точки зрения, меры — сокращать объемы перевозок пассажиров до того уровня, который фактически оплачивает регион. Утвержденная в краевом бюджете сумма уже сегодня резко ограничивает объем будущих пассажирских пригородных перевозок.

— И что, нет никакого выхода?

— Есть. Хотя теперь он значительно осложнен. Компания “Российские железные дороги”, понимая значимость и реальные возможности бюджетов субъектов Федерации, предлагает заключить договоры на транспортное обслуживание в 2010 году с обязательным возмещением только 50% выпадающих доходов. То есть действовать по схеме “пятьдесят на пятьдесят”.

— И о каких суммах в этом случае может идти речь?

— При региональном заказе на 22 пары поездов, которые работают в настоящее время, потребуется 185,8 млн. рублей. Если речь пойдет о 14 парах, то будет необходимо 120,1 млн. рублей бюджетных средств.

— А если бы решили вернуться, как того просят многие забайкальцы, к уровню до 2009 года?

— Тогда из краевого бюджета потребовалось бы 247,5 миллиона.

— На что же хватит той суммы, что сейчас закреплена в краевом бюджете?

— В этом случае речь пойдет о курсировании лишь двух-трех пар поездов.

— Нелли Алексеевна, на основе чего проведены все эти расчеты?

— На основе экономически обоснованного уровня тарифа (ЭОУТ) на пригородные перевозки.

— А кто его определяет?

— Согласно постановлению Правительства России, это должны делать власти субъекта Федерации. И еще в начале 2009 года губернатор края Равиль Фаритович Гениатулин поручал Региональной службе по тарифам (РСТ) провести расчет экономически обоснованного тарифа. Однако в течение всего 2009 года в этом направлении ничего не поменялось. 16 ноября в адрес руководства дороги поступило письмо, согласно которому РСТ, по сути дела, расписалась в полной несостоятельности определить ЭОУТ.

— Но ведь известно, что бюджет края дефицитный, и дорога могла в чем-то пойти навстречу?

— Мы объективно оцениваем эту ситуацию и идем навстречу. Об этом говорят и наши действия в текущем году, о чем речь уже шла. Более того, дорога активно участвует в социально-экономическом развитии края. Дорога активно развивается. Общая сумма только по налогу на прибыль предприятий, уплаченная ОАО “РЖД” в 2009 году в бюджет Забайкальского края, составила более 1 миллиарда рублей. Такие объемы уплаты налога на прибыль не предусматривались даже в самых оптимистичных прогнозах дороги на 2009 год. Полагаю, что и при формировании краевого бюджета на текущий год поступление налога на прибыль от ОАО “РЖД” прогнозировалось в гораздо меньших размерах. То есть нами были созданы все условия для того, чтобы край мог с нами рассчитаться и погасить долги. К сожалению, этого не произошло.

— Нелли Алексеевна, что же можно сказать, подводя итог нашего разговора?

— С принятием закона о краевом бюджете 2010 года и при закрепленном в этом законе подходе ясно, что ни о каких 50 процентах выпадающих доходов по пригородным пассажирским перевозкам пока речь не идет.

Если же краевые власти не осознают остроты ситуации и не пойдут на такое сотрудничество, мы будем вынуждены пойти на непопулярные, с социальной точки зрения, меры — сокращать объемы перевозок пассажиров до того уровня, который фактически будут оплачивать краевые власти. И забайкальцы уже сегодня должны об этом знать.

Понятно, что в этом случае возрастет и социальная напряженность. Ведь ясно, что в условиях нарастающих проблем на рынке труда устойчивое пригородное сообщение создает лучшие условия для обеспечения мобильности и занятости населения, территориальной и социальной целостности регионов, снижает уровень асоциальных явлений в обществе. Хочу высказать надежду, что краевые власти уже в 2010 году изменят свою неконструктивную позицию и внесут необходимые корректировки в бюджет края.



Александр Баринов

<p align=right><a target=_blank href=http://www.zabrab.chita.ru/index.php?sAction=main&nIdArticle=15072>"Забайкальский рабочий"</a></p>



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ