К Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Иркутской области Алексею Москаленко поступило обращение от гендиректора компании с жалобой на бездействие агентства лесного хозяйства Иркутской области, выраженное в нарушении сроков рассмотрения заявления о согласовании заключения договора уступки прав на арендованный участок лесного фонда.
В 2011 году между агентством лесного хозяйства Иркутской области и компанией заключен договор аренды лесного участка для осуществления рекреационной деятельности в Ангарском лесничестве сроком на 49 лет. По условиям договора с согласия агентства управляющая компания вправе сдавать участок в субаренду, передавать свои права и обязанности другим лицам, отдавать право аренды в залог.
В январе текущего года от гендиректора управляющей компании в агентство лесного хозяйства поступило заявление о согласовании возможности заключения договора уступки права на объект арендованного лесного участка строительно-производственной компании.
Через месяц агентство лесного хозяйства Иркутской области известило предприятие о том, что представленный пакет документов находится на рассмотрении. В течение восьми месяцев никаких ответов по существу заявитель не получал, и решения по вопросу не было принято: ни о согласовании, ни об отказе. В указанный период управляющая компания неоднократно обращалась в агентство лесного хозяйства с повторными заявлениями с просьбой согласовать договор уступки права.
По результатам правового анализа Уполномоченным выявлено, что агентство лесного хозяйства допустило нарушения статей 10 и 12 Федерального закона № 59-ФЗ от 2 мая 2006 года "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ". Поступившее в государственный орган письменное обращение рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации. В исключительных случаях руководитель или должностное лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, предварительно уведомив об этом заявителя.
В ответе на запрос Уполномоченного агентство лесного хозяйства поясняет, что в число видов экономической деятельности потенциального нового арендатора не входит рекреационная деятельность. Однако согласно Лесному кодексу РФ и другим нормативным актам, отсутствие в уставных документах рекреационной деятельности не может являться препятствием для рассмотрения обращения.
При этом генеральный директор строительно-производственной компании направил в агентство лесного хозяйства гарантийное письмо с подробным описанием проекта освоения лесного участка с указанием планируемой рекреационной деятельности.
Помимо этого, агентство ссылалось на специальную комиссию, которая пока не приняла взвешенного решения по поводу согласования переуступки права на лесной участок.
Информация о конкретном порядке рассмотрения вопросов согласования переуступки права аренды лесного участка, требуемых документах, сроках, основаниях для отказа в согласовании (со ссылкой на нормативный акт), от агентства лесного хозяйства представлена не была.
Уполномоченный направил обращение в прокуратуру Иркутской области о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении прав и законных интересов предпринимателя.
По результатам проведенной областной прокуратурой проверки также было выявлено наличие признаков административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.29 КоАП РФ - нарушение порядка рассмотрения обращений граждан. Поскольку срок привлечения к ответственности должностного лица - бывшего руководителя агентства лесного хозяйства истек, вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Нынешнему временно замещающему должность руководителя агентства вынесено представление с требованием незамедлительно принять меры к устранению нарушений законодательства: обеспечить всестороннее, объективное рассмотрение обращения и направить мотивированный ответ заявителю.