ПроСВЕТление населения

Низкое напряжение? «Напрягайте» энергетиков!

1 января каждого года страна просыпается… с новыми тарифами на услуги ЖКХ, которым, кажется, не суждено снижаться. Ещё одна тревожная зимняя тенденция - перегрузка электросетей в морозы. И всё же светлое будущее не за горами, уверен наш эксперт заместитель генерального директора компании по транспорту и электроэнергии ГУЭП «Облокоммунэнерго» Андрей Харитонов. В минувшую пятницу он ответил на вопросы читателей «АиФ в ВС».

Тариф един для всех

- Слышала, что со следующего года значительно подорожает свет для населения. Все будем платить одинаково много? Дадут ли каким-то категориям населения, а может быть, депрессивным территориям поблажки?

Элеонора Роднина, Иркутск.

- Хотел бы особо подчеркнуть: тариф на услуги энергоснабжения устанавливают не энергетики, а служба по тарифам Иркутской области. Согласитесь, чтобы содержать сетевое хозяйство, ремонтировать и модернизировать его, необходимо приобретать материалы, платить зарплату специалистам. В связи с этим мы - электросетевые и снабжающие организации (в соответсвии с действующим законодательством запрещено совмещать передачу и реализацию электроэнергии и наше предприятие было реорганизовано с выделением энергосбытовой компании «Олкоммунэнерго-Сбыт» - подаём документы, подтверждающие затраты по инвестиционным и ремонтным программам. Служба по тарифам проводит экспертизу принятой документации и выдаёт заключение об обоснованности наших затрат. Тариф действует в течение года, он един для всех территорий Иркутской области (неважно, с какой организацией потребитель рассчитывается за потребленную электроэнергию), и его рост не может превышать предельное значение, установленное Федеральной службой по тарифам. Так что резкого скачка цены, как вы сказали, не ожидается.

Но реальность такова что тариф для населения продолжает расти. В концепции реформы электроэнергетики заложено правило: «Каждый должен платить за себя и ровно столько, насколько потребил электроэнергию». Сегодня население недоплачивает, и за него переплачивают промышленные предприятия. Это несправедливо, поэтому федеральным законодательством подразумевается постепенный отказ от перекрёстного субсидирования. Чтобы защитить в данной ситуации малоимущих, в некоторых регионах уже вводится социальная норма потребления (например, в Республике Бурятия и Забайкалье это 54 кВт\ч потребленной электоэнергии, которые потребитель оплачивает по пониженному тарифу, все, что потреблено свыше- по экономически обоснованному. Возможно, такая практика найдёт применение и в Иркутской области.

Жалуйтесь!

У нас в доме одни платят за свет, другие - нет, а сбытовая организация отключает всех без разбора. Можно ли эту проблему решить кардинально, например переподключившись на вашу компанию?

Елена, Иркутск

- В данном случае нужно писать жалобу в вашу энергоснабжающую организацию, т.к. подобные действия незаконны. Каждый абонент должен отвечать за себя сам, и добросовестные плательщики не могут страдать из-за недобросовестных. В отношении злостных неплательщиков возможны только адресные отключения. Другое дело, если отключённые абоненты несанкционированно подключаются вновь, в результате горит внутридомовая проводка и весь дом оказывается без света - скорее всего, по этому сценарию и разворачиваются события, мне не верится, что дом отключают от энергоснабжения в назидание отдельным неплательщикам… Это подсудное дело!

- Я живу в частном доме на улице 4-й Железнодорожной, напротив нас недавно был построен и теперь обустраивается большой жилой комплекс. С началом этой стройки начались перебои с электроснабжением - где-то раз в неделю свет пропадает без всяких предупреждений на несколько часов, а то и на сутки. Диспетчер компании утверждает, что отключения связаны с ремонтом опор, но когда прошу уточнить, по какому адресу ведутся работы (я же знаю, что все столбы в околотке уже давно заменили), на том конце бросают трубку. У нас уже перегорели два холодильника. Как быть?

М. Доронина, Иркутск

- Эти сети находятся не в нашем ведении, но я вам точно скажу - все работы по ремонту и реконструкции должны проводиться планово, согласно графику, о чём компания, которой вы платите за свет, должна уведомить жильцов заранее (а в случае, если обесточивается целый населённый пункт, ставятся в известность власти муниципалитета). Если это правило не выполняется, тем более если горит техника, обращайтесь с жалобой. Иного посоветовать не могу. Существуют экспертные организации, которые могут установить причину поломки бытовой техники - если это скачок напряжения, то с результатом экспертизы вы вправе обратиться в энергоснабжающую организацию и потребовать возмещения стоимости ремонта техники. Чего греха таить, нам приходится принимать такие заявки, вопросы решаются в досудебном порядке. Если же компания отказывается платить, то потребитель может обратиться в суд.

- Летом ездили с семьёй на Байкал, по пути видели, что в сторону Малого моря тянутся провода ЛЭП. Но когда приехали на турбазу, получилось так, что свет давали нам дозированно - только в определённые часы и непродолжительное время. Когда мы покупали путёвку, полагали, что оплачиваем все заявленные турфирмой удобства, но в результате не получили то, на что рассчитывали. Отдых был испорчен. Вопрос такой - как можно узнать точно, есть ли свет на той или иной турбазе на Байкале (рядом с нашей были другие базы - там фонари горели всю ночь)?

О. Штынь, Иркутск

- Здесь возможны три варианта: либо недобросовестная турбаза экономит на своих отдыхающих, либо использует дизель-генератор, либо занимается воровством электроэнергии. Я записал название фирмы, в этой проблеме разберёмся. У нас есть закон о защите прав потребителей, в соответствии с ним, я как получатель услуги могу узнать о ней всё и требовать того, чтобы она оказывалась с соответствующим качеством. То есть, ещё до покупки путёвки нелишне поинтересоваться не только вопросами питания, размещения и т.д., но и наличием постоянного электроснабжения.

- Когда отключают свет, звоню в нашу сбытовую компанию и всякий раз натыкаюсь на автоответчик…

Н. Зимина, Иркутск

- Если говорить, о нашей диспетчерской службе (телефон в Иркутске 611-051), то она, как и оперативно-выездные бригады, работает круглосуточно. Иначе как мы узнаем об отключениях и необходимости оперативного реагирования?

Перезимуем

- С наступлением холодов в нашем посёлке падает напряжение - до 160 вольт, техника сгорает, а лампочки еле светят.

Н. Лыско и Г. Поздеева, п. Тельма

- В этом году в Тельме построена одна новая трансформаторная подстанция, реконструирована часть линий, строительство ещё трёх запланировано на 2011 год в рамках инвестпрограммы, согласованной с Министерством жилищной политики. Поэтапно, но проблема решится - к следующей зиме с напряжением в Тельме всё будет в порядке.

Это, кстати, вообще общая беда старых населённых пунктов (аналогичный вопрос поступил на прямую линию из п. Большой Луг Шелеховского района. - Авт.). Стоит деревня - не отстраивается и не расширяется. Казалось бы, старая трансформаторная подстанция должна справляться с этим числом абонентов, но общее потребление растёт, т.к. стала доступной бытовая техника. Чайники, большие телевизоры и холодильники… люди элементарно перестали топить печи - обогреваться конвекторами быстрее и дешевле. Разумеется, мы заинтересованы в росте электропотребления и качество поставляемой электроэнергии будем повышать с помощью реализации инвестиционных программ.

Но есть отдалённые территории, где за короткий период времени проблему просто не решить - требуется большой объём финансовых вложений. Особенно сложная ситуация в Мамско-Чуйском районе, где мы начали реализовывать большой проект по реконструкции высоковольтной линии Мамакан - Мусковит. ВЛ-110 более 30 лет, загнивание опор выше предельно допустимой нормы, соответственно аварийность была очень высокой. Начата масшабная реконструкция линии, рассчитанная до 2012 года, уже построены первые 20 км новой линии.

Плюс к этому, для оперативного реагирования на внештатные ситуации в этом году мы перестроили работу оперативно-выездных бригад: для них закуплены новые автомобили, в том числе вездеходы, специалисты оснащены как сотовой, так и спутниковой связью, есть приборы, которые позволяют определить место порыва линии электропередачи на расстоянии в несколько десятков километров. В результате, существенно уменьшилось количество и продолжительность аварийных отключений.

Спросите у соседей

Сейчас очень много отводится участков под индивидуальное строительство и продаются они якобы уже со светом. Где можно уточнить, какая организация имеет лицензию на проводку электричества?

С. Михайлова, Иркутск

- Когда выделяется земля под коттеджный посёлок, на ней, как правило, создаётся организация, которая действует в интересах собственников земельных участков - берёт на себя затраты по электрификации, технологическому присоединение всего посёлка и монтажу внутренних электрических сетей, т.е. установку опор, натяжку линии электропередачи. Цена такого участка складывается из стоимости самой земли, прибыли организации, а также расходов, которые она понесла на технологическое присоединение, водопровод, канализацию. Если же вы покупаете «голый» участок, то нелишне будет поинтересоваться у владельца наличием договора технологического присоединения с сетевой организацией, техническими условиями на электроснабжение данного участка и действующего договора энергоснабжения. Если такие документы наличествуют, то после покупки они переоформляются на ваше имя.

Куда обратиться? У нас работает служба единого окна (ул. Ширямова, 54 тел.611-051), где вас могут проконсультировать по самому широкому кругу вопросов, объяснят, какой пакет документов нужно собрать, помогут их заполнить, тут же назначат время, когда инспектор побывает на объекте - строящемся коттедже, предприятии и т.д. в соответсвии с законодательством, физическое лицо мы обязаны подключить не позднее, чем через 6 месяцев после заключения договора, технологическое присоединение мощностью до 15 киловатт включительно обойдётся в 550 руб., если вам нужно больше, то будет предложено целое тарифное меню.

- Мы собираемся покупать участок. С какой организацией решить вопрос о подведении электроэнергии?

О. Попова, Иркутский район

- По законодательству - в любую сетевую организацию, чьи опоры ЛЭП и сети увидите рядом со своим участком. Другими словами, поинтересуйтесь у ваших новых соседей, с кем они заключили договор электроснабжения, если это наша организация, обращайтесь в нашу службу единого окна.

Выноска:

5-7% - ежегодный прирост энергопотребления.



"АИФ-Иркутск"



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ