28 июня на сцене русского драматического театра состоялась премьера романа-фантазии по пьесе Бернарда Шоу «Пигмалион». Спектакль одного из самого сложного для постановки на сцене драматурга прошел с успехом. Публика активно реагировала на игру артистов, однако сами актеры уверены, что успех спектакля еще впереди.
Неповторимый, язвительный, блистательный, афористичный, мудрый знаток человеческой природы – таким был при жизни и таким остался в своих произведениях Джордж Бернард Шоу, крупнейший английский драматург конца XIX - первой половины XX века. Он вошел в историю как непревзойденный мастер интеллектуальной драмы-дискуссии, полной парадоксальных ситуаций, разрушающей все традиционные представления о театре. «Пигмалион» – самая известная пьеса Шоу. Это история обаятельной цветочницы Элизы Дулиттл и профессора фонетики Генри Хиггинса, случайно встретившихся под проливным дождем на одной из лондонских улиц. Умоляя Хиггинса и его спутника - исследователя индийских наречий полковника в отставке Пикеринга купить у нее букетик фиалок, девушка издает такие немыслимые нечленораздельные звуки, что приводит в ужас профессора Хиггинса, рассуждающего о преимуществах своей методики обучения фонетике. Раздосадованный профессор клянется полковнику, что благодаря его урокам эта грязнуля сможет стать продавщицей цветочного магазина, в который сейчас ее не пустят даже на порог. Взявшись за воспитание бедной цветочницы, Хиггинс формирует заново ее личность, обучает светским манерам и самое главное - правильному произношению. Подобно скульптору Пигмалиону он лепит из Элизы свою Галатею.
Русский драматический театр им. Н.А. Бестужева впервые обратился к творчеству Бернарда Шоу. Специально для постановки из Санкт-Петербурга был приглашен бывший главный режиссер театра Евгений Зайд. Спектакль получился очень изысканным: все в нем изящно, красиво, трогательно. Благодаря совместной работе с художником-постановщиком из Санкт-Петербурга, дебютировавшей «Пигмалионом» в Улан-Удэ, Марией Первушиной, художником по свету Натальи Гара из Томска спектакль получился красивой, чистой и светлой картинкой, пространством, в котором легко существовать актерам. В спектакле мы видим два разных мира. Первый – серые лондонские улицы и грязные подворотни, где обитает Элиза, а второй – уютные светские гостиные, мир изящных нарядов и легких разговоров. Вместе с тем в постановке нет четкого указания на место и время действия, поскольку эта история могла произойти в любом месте в любое время. Во время отдельных сцен спектакля актеры танцуют. Эта пластика является узнаваемым почерком Евгения Зайда.
В спектакле занято 15 актеров.
- Встреча с драматургией Бернарда Шоу полезна для артистов. Это не только работа над собой, но прежде всего речевой тренинг. Разумеется, работа с голосом, дыханием - неотъемлемая часть их профессии, но при погружении в данный материал потребовалась очень интенсивная нагрузка в этом направлении под строгим руководством педагога по сценической речи - заслуженным работником культуры Бурятии Даримы Халматовой, - сообщила «Новой Бурятии» руководитель литературно-драматургической частью ГРДТ им. Бестужева Лилия Маркина. – Пьеса захватывает остроумным словесным поединком, которые ведут его герои, глубиной проблемы, но в силу ее литературности ставить ее на сцене достаточно сложно. К тому же, спектакль создавался в очень короткий срок, чтобы овладеть таким сложным материалом, но радует появление в репертуаре интеллектуальной драмы.
Главные роли исполнили: артистка Кристина Баженова (Элиза) и заслуженный артист Бурятии Евгений Аёшин (Хиггинс). «Моя героиня близка мне до такой степени, что после прочтения пьесы, я была потрясена, испытала внутренний подъем, - говорит Кристина Баженова. – Мне нравится Элиза. Она импульсивная, веселая, искренняя. Благодаря искренности происходит переворот в сознании героини. Я счастлива, что режиссер доверил мне эту роль. Каждый актер хотел бы иметь возможность сыграть двух разных людей: пройдоху и даму со стержнем».
Исполнитель роли Генри Хиггинса Евгений Аёшин уже играл эту роль еще в 1995 году во время дипломного спектакля.
- Мой герой – самодур, деспот, когда ведет уроки, но в результате их появился шедевр. Главное то, что он увидел в Элизе человека, - говорит Евгений Аёшин.
Взращивание личности в человеке – основная концепция спектакля, ведь из этого, по словам режиссера Евгения Зайда, вытекают отношения мужчины и женщины.
- Пока Элиза не осознала себя как женщину, - говорит Евгений Иванович, - она не была женщиной. Жестокие уроки профессора направлены на улучшение Элизы, чтобы выбить то, что в ней было: невежество, маленького зверька. Это как в известном выражении: мужчина – голова, женщина – шея. Но голова должна быть, прежде всего, а шею надо воспитывать, чтобы голова поворачивалась в нужную сторону. Поэтому отношения должны строиться в перспективном плане: мужчина смотрит вперед, мыслит метафизически, а женщина работает над частностями, отвечает за эмоциональный фон. Если же мужчина не мыслит стратегически, то в отношениях мужчиной становится женщина. Но так по своей природе женщины эмоциональны, перспектива теряется. Когда мужчина давит, возникает сопротивление, которое приводит к бунту. Нужно искать гармонию – тогда будут хорошие отношения.
Одержимый идеей во что бы то ни стало сделать из простой уличной девчонки настоящую леди, он абсолютно уверен в успехе и совершенно не задумывается о последствиях своего эксперимента, который коренным образом изменит не только судьбу бедной девушки, но и его собственную жизнь.
В спектакле также заняты: народный артист Бурятии Сергей Васильев (Пикеринг), заслуженный артист России Владимир Барцайкин, народная артистка России Нина Туманова (Миссис Хиггинс), заслуженная артистка Узбекистана Светлана Перевалова (Миссис Пирс, экономка) и др.
Премьерной постановкой театр закрыл очередной театральный сезон и простился со зрителями до осени. А Евгений Зайд надеется, что в ноябре он снова приедет в русский театр для работы над новогодней сказкой, а в следующем году планирует поставить в Улан-Удэ молодежный спектакль «Репетируем Шекспира».
Ирина Сапунова, "Новая Бурятия"