Манеж — это жизнь

В тишине цирка звуки флейты звучат по-особенному. Толстый и немного неуклюжий клоун с театральным прозвищем Маэстро Джованни старательно выводит известную мелодию. Забавный пудель, сделав стоечку на задних лапах, недовольно отворачивает морду от Джованни, но работа есть работа — пес несколько раз берет ноту “ми”. Потом его голос крепчает и вот он уже почти поет: по-собачьи. С поскуливанием и полузавыванием, заставляя публику взорваться аплодисментами. В этот момент конферансье и он же директор читинского цирка Олег Лазерсон объявляет: “Это был маэстро Джованни. На арене — Московский государственный цирк на проспекте Вернадского!”

Цирк-цирк. Цирк… Одно это слово заставляет нас на миг стать детьми, восхищенно смотрящими то на дурачащихся клоунов, то на дрессированных собак и кошек, то на парящих в воздухе гимнастов, то на силачей. Ну, кто из нас в детстве не мечтал хотя бы на минуточку стать артистом, вдохновленный творчеством Олега Попова, Юрия Никулина или непревзойденного Леонида Енгибарова, которому принадлежит безумно красивая фраза: “Когда стоишь на руках, кажется, что держишь земной шар на ладонях”. И пусть мы уже никогда не сможем стать ни клоунами, ни гимнастами, мы всегда можем их увидеть и даже послушать.

Мой собеседник — артист Павел Морозов, который работает в цирке с 11 марта 1980-го года. По словам Павла, свою карьеру в цирке он начинал обычным жонглером, потом пошли тарелочки, йога, а потом начались и заграничные гастроли.

— Последние десять лет я в основном работаю только за границей. Список стран, в которых показываю свое мастерство внушительный — Израиль, Япония, Тайвань, Арабские Эмираты, Турция…

Иногда на гастролях с артистами случаются забавные истории. Одна из них, свидетелем которой был Павел Морозов, случилась в Стране восходящего солнца на родине самураев и сакуры:

— В Японии мы показывали представление вместе с моим цирковым коллегой Эмилем Кио. Там был небольшой ресторанчик. В свое время это были гарантийные представления — неважно, сколько народа, хоть один зритель, все равно надо работать. На одном из таких гарантийных представлений пришлось выступать перед единственным в ресторане зрителем. Эмиль Эмильевич работает — балет, музыка, свет. Ну, красота, одним словом. Вдруг Кио останавливает метрдотель и говорит: “Пожалуйста, остановитесь”. — Эмиль Эмильевич приостановил представление. Человек встал и куда-то ушел. Кио говорит:

— А куда он пошел-то?

— Он в туалет пошел, — отвечает метрдотель.

Проходит какое-то время. Человек возвращается и садится на свое место. Метрдотель:

— Пожалуйста, продолжайте.

Эмиль Эмильевич работает, работает, потом говорит:

— Стоп! А теперь я пошел в туалет.

Многие думают, и не будем их в этом винить, что жизнь артиста цирка — это сплошное представление. Ну, а как еще — на первый-то взгляд. Целыми днями — овации, аплодисменты, улыбки, вспышки фотокамер… Но только сами цирковые знают, чего стоит их работа:

— Вся жизнь артиста подчинена только работе, — продолжает Павел Морозов. — Артист цирка — это не работа, это образ жизни. Все подчинено ей — семья, дети. Все приспосабливается к работе. Если не приспосабливается — семья разваливается, номера распадаются. Это очень тяжелый, изнурительный, рутинный труд, которого зритель никогда не видит. Самая главная работа происходит не во время представления, а перед ним. А представление — это уже результат изнурительных репетиций, переломов, ушибов, синяков. Самое трудное — это побороть себя. Это не так просто — выйти в манеж, когда на тебя смотрят сотни людей. Они сидят и что-то от тебя ждут, ведь ты артист. Есть у меня настроение или нет, я должен выйти и выдать и еще улыбнуться, хотя у меня может быть трагедия в семье. Это никого не должно волновать — манеж — это святое.

Примерно так же считает и молодой артист цирка Егор Новиков. Этот невысокого роста паренек появился в читинском цирке четыре года назад. За это время Егор заметно подрос как артист. Сегодня он выступает сразу в нескольких жанрах: тут и эквилибристика, и жонгляж, и силовой воздух.

— Мне здесь очень нравится, — признается Егор. — Это очень весело, насыщенно… Людей постоянно видишь необычных, какой-то опыт у них постоянно перенимаешь. Я отработал в цирке уже два сезона. Уже много всего повидал и теперь могу сам кого-то поучить. Например, могу показать фляк, сальто, жонгляж. Могу объяснить, как правильно это делать, а также могу рассказать, что нужно делать, чтобы развить мышцы для какого-то определенного жанра.

На мою просьбу поделиться с читателями “Забайкальского рабочего” секретами тренировки какой-нибудь мышцы, Егор тут же весело ответил:

— Главное, чтобы не курили и не пили, потому что самая важная мышца находится у нас в голове.

В антракте удалось немного посекретничать с артисткой цирка Ингой Лисицыной. Вот уже 10 лет Инга работает с голубями и собаками. Она считает, что рецепт удачной дрессуры животных довольно прост:

— Любовь, терпение и воспитание. Животные, как дети. Если остановишься, они забудут все. То есть каждый день нужно профессионально развивать уже достигнутое.

Так что, если вы хотите научить своего крылатого или четвероногого питомца делать поклон или ходить по жердочке, совсем не обязательно применять к братьям нашим меньшим какие-то насильственные меры. Помните, что сказала Инга Лисицына: “Любовь и терпение”. Что касается меня, то я с огромной любовью и таким же огромным терпением буду ждать следующей встречи с цирком, в котором всегда живет часть каждого из нас.

Максим СТЕФАНОВИЧ.



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ