ФАС проверяет соблюдение рекламного законодательства Рекламные конструкции на улицах города – не только простор для фантазии ее создателей, но и большая работа для проверяющих ведомств. Чаще всего нарушения находят в рекламе пива и алкоголя, отмечают специалисты Федеральной антимонопольной службы. Но порой им приходится оценивать содержание рекламных щитов и с точки зрения этики.
Специалисты Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области и городской администрации провели проверку соблюдения рекламного законодательства на улицах Иркутска. Рейд начался с улицы Ленина: в нескольких метрах от средней школы №15 размещен баннер, приглашающий всех на «самую скандальную вечеринку» с вызывающим названием «Грудь года». Рекламе с таким содержанием не место возле учебного заведения, считают родители школьников. Специалисты ФАС с таким мнением согласны, но для официального заключения потребуется запросить экспертное мнение или провести соцопрос.
Помимо этического неприятия у антимонопольщиков есть претензии к рекламному щиту и с точки зрения законодательства. На баннере среди прочих есть знак известного производителя пива. И даже присутствует пометка о вреде чрезмерного употребления алкоголя. Однако рекламная конструкция размещена вблизи от школы, установленное законом расстояние в 100 метров не соблюдено, а значит, у антимонопольного органа есть все основания разобраться с этой рекламой, отметил заместитель руководителя УФАС Александр Кулиш. Кроме того, эта конструкция установлена без соответствующего разрешения органа местного самоуправления, сообщила главный специалист отдела наружной рекламы КУМИ Иркутска Вера Шевкунова.
Рейд продолжился в микрорайоне Университетский. Многие спальные районы города с плотной застройкой – это практически закрытая зона для рекламы пива, как заметил Александр Кулиш, велик риск разместить рекламу недопустимо близко к школам или детским садам.
Один из первых торговых павильонов на въезде в микрорайон сразу привлек внимание антимонопольщиков. Витрины павильона закрыты плакатами с рекламой пива, а через дорогу – детский сад. Соблюдено ли необходимое расстояние в сотню метров – на глаз сказать сложно, отмечают проверяющие. Но хозяйка павильона спорить со специалистами не стала, и через пару минут все плакаты уже лежали в мусорном баке. «Повесим сюда рекламу колы, – говорит предприниматель, – нужно же закрыть витрины от солнца». Но в протоколе проверки ему все же пришлось расписаться. Даже устранение нарушения не избавляет от ответственности, отмечают специалисты УФАС.
Через пару минут антимонопольщики составили еще несколько протоколов. На конечной остановке в микрорайоне обнаружен целый набор нарушений. И наружная реклама алкоголя, которая в принципе запрещена, и реклама пива без соответствующих пометок о вреде, к тому же размещенная ближе, чем сто метров от образовательных учреждений.
– Если нарушение выявлено, то наказание последует стопроцентно. В любом случае штраф будет наложен. При этом практически все наши решения проходят проверки в судебных органах. И более 80 процентов постановлений подтверждаются судом, – подчеркнул Александр Кулиш.
Проверки соблюдения рекламного законодательства УФАС в этом году продолжатся, особое внимание планируется уделить спальным районам города. В прошлом году было проведено два подобных рейда. По результатам одного из них на 300 тыс. рублей была оштрафована пивная компания, использовавшая в рекламе светофор с зажженным зеленым сигналом. Эксперты ФАС увидели в такой рекламе побуждение к совершению противоправных действий: управлению транспортным средством во время приема алкоголя. Учитывая тяжесть возможных последствий этой рекламы, производителю пива был предъявлен беспрецедентно высокий штраф – 300 тыс. рублей, который компания выплатила в полном объеме. Кстати, в этом году штрафы за нарушения закона о рекламе выросли. Для юридических лиц они составляют от 100 до 500 тыс. рублей.
Автор: Екатерина Семенова
Фотограф: Архив ОГ