Как владелец ИФК «Метрополь» Михаил Слипенчук превратился из торговца ваучерами в депутата Госдумы и верного сторонника президента Путина
Декабрь 1993 года. Прячась от мороза и чужих глаз, молодой брокер юркнул в московское метро, где было не только теплее, но и намного светлее, чем на улице. Крепко вцепившись в ручку своего портфеля, он огляделся по сторонам, пристроился в конце вагона и сделал вид, что задремал. Но буквально через пару остановок, как в плохом детективе, выскочил на платформу перед самым закрытием дверей. И хотя до его станции «Чертановская» поезд шел по прямой, Михаил Слипенчук, будущий участник списка богатейших российских предпринимателей Forbes 2011 года ($500 млн, 193-е место), владелец группы компаний «Метрополь», помчался на пересадку — пытался запутать возможную слежку.
К чему такая предосторожность? В то время Слипенчук торговал «ценными бумагами» и ваучерами на Российской товарно-сырьевой бирже. Добравшись до дома, он достал из портфеля несколько пачек долларовых купюр и переложил их в чемодан. «Сделки зачастую совершались прямо на улице или в автомобилях, а народ погибал», — вспоминает финансист.
Через 18 лет, в декабре 2011 года, Слипенчук стал депутатом Госдумы по списку «Единой России» от Бурятии, где у него обширная империя — несколько месторождений цветных металлов и угля, аэропорт в Улан-Удэ, туристический комплекс и другие, более мелкие активы. В Госдуму бизнесмена привела, как он говорит, цепочка случайных событий, закономерно ставшая промежуточным итогом его карьеры. Что даст Слипенчуку активное участие в политике?
Отцы «Метрополя»
Михаил Слипенчук вырос на Алтае, в тысячах километров от моря. Его отец работал на рыболовецких судах, и мальчик, любуясь видами с полученных от него открыток, мечтал не о политике, а об экспедициях и дальних странах. После школы он хотел поступать в мореходное училище во Владивостоке. Но училище, как и гидрометеорологические институты в Ленинграде и Одессе, не приняло у него документы: он был близорук. В итоге Слипенчук поступил на географический факультет МГУ, а после окончания в 1987 году два года прослужил в частях ПВО на Дальнем Востоке инженером-синоптиком.
Родители к тому времени переехали в Новгород, вернувшийся из армии Слипенчук недолго проработал на местном предприятии «Азот» (сейчас «Акрон», производитель удобрений), написал несколько научных статей и поступил в аспирантуру МГУ. Там-то он и приобрел первый опыт предпринимательства. Во время учебы Слипенчук несколько раз съездил в Европу, где провернул первую сделку — продал в Париже по $25 за штуку привезенные из России 40 банок черной икры (они обошлись ему $2 за банку). Следующий бизнес, как говорит бизнесмен, был для него самым тяжелым в прямом и переносном смысле. Он покупал за $50 собранный в Новгороде телевизор «Садко» с японской лучевой трубкой, весивший 30 кг, вез его на поезде в Москву и продавал в общежитии МГУ за $100.
Там же, в МГУ, на одном из закрытых кинопросмотров Слипенчук впервые увидел фильм «Уолл-стрит». Голливудская сага о нечистой игре на фондовом рынке произвела на будущего инвестиционного банкира неизгладимое впечатление. Когда он позже купил себе телевизор и видеомагнитофон, то раз 20 пересмотрел фильм и решил, что непременно должен стать брокером.
Возможность реализовать мечту представилась довольно быстро — в России появились первые акционерные общества, и началась приватизация. Слипенчук ходил по общежитию МГУ и жадно ловил незнакомые слова «ваучер», «Гермес». Узнав, что акциями «Гермеса» торгуют на Каланчевке в районе трех вокзалов, он отправился туда набираться опыта и услышал о существовании Российской товарно-сырьевой биржи. Так он стал биржевым брокером, заключив первую сделку на занятые у друга $3000 — большие по тем временам деньги.
На спекуляциях ваучерами и суррогатными ценными бумагами вроде билетов и акций МММ и «Телемаркета» (помните рекламный слоган «Мы сидим, а денежки идут»?) Слипенчук заработал к концу 1994 года $300 000. Это был уже новый уровень — и знакомый финансист свел брокера с председателем правления банка «Метрополь» Айдаром Котюжанским. И хотя на первой же встрече, рассказывает Слипенчук, банкир заявил, что знает только одну ценную бумагу — наличный доллар, им удалось найти общий язык. Они договорились, вспоминает Слипенчук, о создании ИФК «Метрополь», где он получал 30%, а банк — 70%. «Ты с улицы, а мы банк» — так, по словам Слипенчука, Котюжанский обосновал распределение долей в капитале инвестиционной компании. Сам Котюжанский отказался давать интервью для этой статьи.
По словам бывшего сотрудника банка «Метрополь», Котюжанский очень ценил выпускников МГУ и в кадровой политике старался делать ставку именно на них. Поэтому харизматичный, уверенный в себе Слипенчук произвел на него самое благоприятное впечатление, а после одной из удачных сделок с недвижимостью, организованных брокером, банкир решил нанять его на работу. Котюжанский, который в тот момент полностью контролировал ИФК «Метрополь», возможно, обещал Слипенчуку 30% прибыли, рассказывает бывший сотрудник банка.
Как бы там ни было, поначалу все сделки на фондовом рынке проводились через банк «Метрополь», а Слипенчук стал руководителем отдела ценных бумаг. С ростом оборотов самые сложные и рискованные операции Слипенчук начал проводить через ИФК «Метрополь», и в 1995 году торговля ценными бумагами принесла компании $2 млн прибыли, говорит он. Следующий, 1996 год стал для российского фондового рынка годом мечты — президентская гонка Бориса Ельцина и Геннадия Зюганова сначала загнала цены акций на минимум, а затем за четыре месяца индекс РТС вырос более чем в три раза. Слипенчук, увидев возможности для большой игры, попросил у Котюжанского $1 млн, но получил отказ. Тогда он собрал этот $1 млн у знакомых и к осени 1996 года превратил его в $7 млн. Слипенчук говорит, что тогда впервые задумался о самостоятельности.
Успешные операции привлекли в ИФК «Метрополь» нового крупного клиента и акционера — ФГУП «Алмазювелирэкспорт». Бывший менеджер банка «Метрополь» рассказывает, что Котюжанский красочно описал таланты Слипенчука экспортерам алмазов, бриллиантов и платины и предложил им стать равноправными партнерами.
Августовский кризис 1998 года превратил зарождавшийся российский фондовый рынок в пустыню. ИФК «Метрополь» потеряла весь капитал, задолжала клиентам и контрагентам $3 млн и хваталась за любую возможность заработать хоть сколько-нибудь.
В 1999 году фондовый рынок начал постепенно восстанавливаться, а 31 декабря Борис Ельцин объявил о своей отставке. Слипенчук воспринял его выступление как руководство к действию — он поверил в будущего президента Владимира Путина. ИФК «Метрополь» начала активно покупать акции. «Я считаю Путина вторым родителем ИФК «Метрополь», только он об этом не знает», — смеясь, рассказывает финансист.
Творческий поиск
В январе 2001 года на территории спорткомплекса ЦСКА прогремел мощный взрыв. Рванули припаркованные около теннисных кортов «жигули». Следователи быстро выяснили, что взрыв был спланированным покушением на Котюжанского, чей BMW стоял неподалеку. Банкиру повезло: бомба сработала с опозданием, и он отделался ранениями.
Через несколько месяцев доля банка в ИФК «Метрополь» перешла к Слипенчуку. Совпадение? «Это не мои методы работы. Считаю, что карма всегда возвращается», — уверенно отвечает теперь Слипенчук на вопрос о его возможной причастности к взрыву. По его словам, к тому моменту он окончательно разошелся с Котюжанским в стратегии развития бизнеса и выкупил у него долю в ИФК «Метрополь» за $7 млн. Вскоре «Алмазювелирэкспорт», выполняя распоряжение правительства, также вышел из числа совладельцев ИФК, и Слипенчук аккумулировал почти 100% компании.
После развода с партнерами Слипенчук продолжил делать то, что умел, — торговать на фондовом рынке. «Метрополь» ничем не отличался от десятка других инвесткомпаний средней руки, действовавших в то время на фондовом рынке. Как и всех инвестиционных банкиров, Слипенчука, по его словам, интересует поиск недооцененных активов. Разница лишь в том, что слово «играть» в применении к профессиональной деятельности в ИФК «Метрополь» произносить запрещено.
Чего только «Метрополь» не перепробовал. Одно время Слипенчук делал ставку на телекоммуникации и собрал 7% акций «Ростелекома». Инвесткомпания неплохо заработала на сделке, хотя организовать мощную долгоиграющую операцию не получилось: пакет был продан на рынке для финансирования других проектов.
В середине 2000-х бизнесмен загорелся идеей консолидации нескольких банков и продажи их иностранцам, которые в то время были готовы платить за российские кредитные организации три-четыре капитала. Так «Метрополь» стал совладельцем двух банков — Обибанка и Международного акционерного банка. Но до кризиса найти покупателя так и не удалось, а сейчас о таких мультипликаторах уже забыли. Только в 2011 году Слипенчук подыскал наконец партнера для банковского проекта — японский SBI Holdings купил 50% Обибанка (с заместителем председателя правления SBI Йошитака Китао он познакомился в японской бане, в 2007 году). Год японцы присматривались к новым партнерам, еще на год растянулись российские бюрократические процедуры. Менеджер Обибанка называет внутреннюю атмосферу в банке сонной, за два года общения с осторожными и медлительными японцами команда полностью расслабилась.
Параллельно Слипенчук занимался прямыми инвестициями — покупкой промышленных компаний и недвижимости. Одним из крупнейших проектов стало приобретение участка земли на территории бывшего АЗЛК. Автомобильное предприятие (на 60% принадлежало государству в лице ФАУФИ) задолжало 23 млрд рублей федеральному бюджету, но правительство Москвы не хотело выкупать завод с долгами, хотя было заинтересовано в его территории, намереваясь расширить совместное с французским Renault производство бюджетных иномарок («Автофрамос»).
В итоге на «Москвиче» ввели конкурсное производство и стали распродавать имущество. И 4 декабря 2006 года ИФК «Метрополь» выиграла аукцион, заплатив за территорию и постройки на ней 5,55 млрд рублей, всего на 48 млн рублей больше стартовой стоимости. Спустя месяц компания продала большую часть земли по такой же цене правительству Москвы для нужд «Автофрамоса», в качестве комиссии оставив себе 21 га. Единственный реальный конкурент ИФК «Метрополь» — Mirax Group — не смог принять участие в аукционе. «Наши представители в сопровождении нотариуса не были допущены к конкурсному управляющему, в результате не было подписано соглашение о задатке», — рассказывал в одном из интервью председатель совета директоров Mirax Group Максим Темников.
На землях «Москвича» Слипенчук решил реализовать девелоперский проект: офисы, торговые площади, гостиницы и апартаменты. Своего рода зеркальное отражение «Москва-Сити» по другую сторону Третьего транспортного кольца. Инвестиции в проект оцениваются в $3–4 млрд, а партнером стала японская архитектурно-инжиниринговая группа Nikken Sekkei. Впрочем, с мертвой точки дело так и не сдвинулось.
Как ни странно, дорога в список богатейших бизнесменов страны открылась Слипенчуку благодаря сделке, состоявшейся в 2000 году, которую трудно было назвать удачной.