Ассоциация ГОЛОС считает, что негативные тенденции осени 2011 года плавно перетекли в избирательную кампанию Президента РФ, усугубились жестким противостоянием «сторонников» и «противников» одного из кандидатов и лишили избирательную кампанию нормальной политической дискуссии по основным проблемным вопросам страны.
Первого марта ассоциация ГОЛОС представила второе Заявление по результатам долгосрочного наблюдения хода избирательных кампаний местных выборов и выборов Президента России, назначенных на 4 марта 2012 года.
По мнению экспертов Ассоциации ГОЛОС, отличием настоящей избирательной кампании от осени прошлого года является лишь то, что сами технологии давления на избирателей организуются более осторожно, с большей боязнью огласки и публичных скандалов.
Основная кампания ведется через центральные телеканалы и именно здесь максимально используется административный ресурс в целях косвенной агитации за В.В.Путина под видом освещения его профессиональной деятельности.
При этом, отказ от участия в прямых дебатах с оппонентами создает ореол особости и отстраненности от остальных участников выборов. В то же время, весь ресурс должностных привилегий премьер-министра используется в полном объеме – поездки по стране, встречи с трудовыми коллективами, выступления с агитационными речами и обещаниями, публикации в СМИ и новостные сюжеты.
Комментируя ход агитационной кампании, эксперты ГОЛОСА отметили разрыв между медийной кампанией и ростом гражданской активности избирателей.
- Возникает ощущение, что кампания идет не между главным кандидатом и другими кандидатами, а между главным кандидатом и общественностью, которая проводит митинги за честные выборы и политическую реформу. Остальные кандидаты эту кампанию символически поддерживают. Таким образом, главным оппонентом на этих выборах становится общественность, которая, в принципе, никакими кандидатами не представлена, - подчеркнул руководитель аналитического отдела ГОЛОС Александр Кынев.
В ассоциации также сообщили, что, по поступающим из регионов данным, сохраняется порочная практика неформального установления администрациям "плановых заданий" из федерального центра по явке избирателей на выборы и проценту голосов за "нужного" кандидата. Также активно поступают сигналы по фактическому принуждению к участию граждан в выборах, к получению открепительных удостоверений, организации избирательных участков прямо на предприятиях и объявлению 4 марта рабочим днем.
По словам руководителя отдела мониторинга выборов Ассоциации ГОЛОС Андрея Бузина, большая часть сообщений, опубликованных на сайте «Карты нарушений», связана с подготовкой к голосованию: нарушение прав членов комиссий, «мертвые души» в списках избирателей, а также передача более половины мест в составах избирательных комиссий государственным и муниципальным служащим, что противоречит закону.
- Очень много сообщений связано с принуждением людей идти на митинги, организованные в поддержку одного из кандидатов. И традиционно огромное количество нарушений связано с принуждением избирателей получать открепительные удостоверения, - сообщил Андрей Бузин.
Независмые наблюдатели отмечают также, что давлению и запугиванию подвергаются отдельные участники протестных акций, особенно в регионах. Осуществляется давление на независимые средства массовой информации, общественные организации, представителей оппозиции. Организована массовая истерия с обвинениями общественных организаций и оппозиции в работе на иностранные государства, что широко транслируется из федеральных СМИ на региональный уровень.
Андрей Бузин сообщил, что на «Карту нарушений» поступает большое количество явно провокационных сообщений, направленных на то, чтобы впоследствии обвинить Ассоциацию ГОЛОС в предоставлении недостоверной информации. В результате, модераторы отсеивают около половины сообщений от пользователей
В целом, избирательная кампания в целом отмечается многочисленными акциями «черного PR» как против общественных организаций и несистемной оппозиции, так и против зарегистрированных кандидатов в Президенты. При этом в интернете и на улицах городов присутствует большое число выпускаемых гражданами в порядке личной инициативы материалов против В.В.Путина, партии «Единая Россия», председателя Центризбиркома РФ В.Е. Чурова и т.д. Несомненно, что это обратная стороны тотального доминирования в официальных СМИ агитации за Путина и контрагитации против оппозиции.
"Байкал24"