Не секрет, что темпы развития дорожного хозяйства Иркутской области оставляют желать лучшего. Программа строительства дорог на 2000–2010 годы не выполнена даже наполовину от запланированного. Ситуация с ремонтом и содержанием дорог тоже не внушает оптимизма. В настоящее время на многих трассах дорожная одежда полностью изношена, перевод участков с асфальтобетонным покрытием в гравийные и далее – в грунтовые стал обыденным явлением. Причина столь бедственного положения тоже на поверхности – недофинансирование.
Фото: Николай БРИЛЬ
О состоянии дорожной отрасли региона и мерах по её стабилизации шла речь на очередном заседании Союза дорожников Иркутской области. В нём приняли участие депутат Госдумы РФ Виталий Шуба, министр строительства и дорожного хозяйства Иркутской области Руслан Болотов, заместитель начальника управления строительства ФДА Алексей Пчелин, руководители дорожных эксплуатационных предприятий и подрядных организаций.
Открывая заседание, Руслан Болотов отметил, что «2009 год был непростым, тем не менее с основной задачей по обеспечению сквозного проезда дорожная служба справилась в рамках затрат на содержание».
На строительство и реконструкцию автодорог было предусмотрено 400 млн. руб., в том числе 204 млн. руб. из областного бюджета. Сумма субсидий из федерального бюджета составила 196, 5 млн. руб., бюджетного кредита – 357 млн. руб., из которых 223 млн. руб. ушло на строительство мостового перехода через Ангару и 133 млн. руб. на завершение строительства моста через реку Лену у села Пономарёво на автодороге Качуг – Жигалово.
– Ленский мост – уникальный объект с точки зрения технологических решений, – сказал Руслан Болотов. – Сотни пришедших на торжественное открытие местных жителей искренне благодарили проектировщиков, мостовиков и дорожников за столь щедрый подарок. То же самое происходило и при сдаче нового, прежде труднопроходимого 12-километрового участка дороги Залари – Жигалово с мостом через реку Чешка.
Строительство мостового перехода через Ангару в Иркутске осуществлялось на средства федерального и регионального бюджетов. В уходящем году на объектах второго пускового комплекса было запланировано освоить 1,2 млрд. руб., в ноябре основные строительно-монтажные работы завершены. Торжества по поводу сдачи в эксплуатацию запланированы на 10 декабря. «Могли бы запустить и раньше, но нам важно, чтобы такого рода объекты вводились в присутствии федеральных чиновников, руководства Росавтодора», – подчеркнул Руслан Болотов. По его мнению, это лишний повод провести рабочую встречу по продолжению строительства, убедить федеральный центр, что оставшиеся 3-й и 4-й пусковые комплексы для Иркутска жизненно необходимы.
– На днях получили ответ из Росавтодора, что финансирование будет продолжено, – сообщил министр. – Хотя изначально позиция у них была другая: «Мост, как техническое сооружение, построен, дальше занимайтесь сами».
Подобную позицию, по информации Виталия Шубы, заняли и члены российского правительства: «Мы свои обязательства выполнили». Думается, не грешно бы им напомнить, что начиная с 2002 года стройка на протяжении трёх лет финансировалась только из средств области, федеральная составляющая, официально узаконенная постановлением правительства в 1999 году, не присутствовала. Не пора ли собрать депутатов всех уровней, чиновников администраций и выработать наконец единый подход к решению перезревшей проблемы?
В уходящем году области удалось также привлечь 134 млн. руб. федеральных субсидий на строительство дорог в Иркутске, что позволило привести в надлежащий вид ул. Байкальскую и приступить к реконструкции ул. 3-го Июля. В наступающем году работы по ней будут продолжены. Руслан Болотов не исключает возможности получить из федерального бюджета средства на Маратовскую развязку либо другие городские объекты, по которым имеется проектно-сметная документация.
Есть вероятность выделения денег и на дорожное строительство. Согласно указу Президента РФ, будет продолжено финансирование обхода г.Иркутска, строительство «замороженных» на дороге Звёздный – Ния четырёхпролётного моста через р. Ния, путепровода через железную дорогу и трёхпролётного моста через р. Жилинная. Не стоит забывать, что у нас есть и такой объект, как плотина ГЭС, которая нуждается в ремонтно-восстановительных работах, ограничении проезда грузового транспорта. Не будут остановлены работы и на трассе «Вилюй», которая требует ремонта и реконструкции.
Руководитель ОГУ «Дирекция автодорог» Владимир Малых высказал озабоченность недостаточным финансированием на содержание дорог. «80 тысяч рублей на 1 км автодороги составляет лишь 12,5% от норматива финансовых затрат, – сказал он. – Недостаточно средств (44 млн. руб.) и на обслуживание пяти переправ».
– По выделению средств на содержание дорог мы отстаём от Красноярска в три раза, – заявил генеральный директор ОАО «Дорожная служба Иркутской области» Андрей Кайдаш.
– В Бурятии дорог в четыре раза меньше, а денег выделяется в семь раз больше, – продолжил тему генеральный директор ЗАО «Иркутскгипродорнии» Анатолий Косяков. – Всё это я изложил губернатору и попросил решать финансовые вопросы вместе. А ещё доложил о возможностях наших подрядчиков, которые способны выполнять работы на 9 млрд. рублей. Мы же не загружаем их и на треть, поэтому они вынуждены работать на соседних территориях.
Виталий Шуба проинформировал собравшихся о перспективах отрасли. «Бюджет на 2010 год принят с дефицитом, тем не менее объекты, которые не завершены строительством по инвестиционным программам в 2010 году, получат 100%-ное финансирование, переходящие – 50%, новых предложено не начинать». В 2009 г. дорожной отрасли было выделено 310 млрд. руб., на 2010-й планируется 273 млрд. руб., из них на содержание – 71,3 млрд. руб. Бюджетные кредиты под 2% увеличены до 50 млрд. руб.
О развитии федеральной сети рассказал начальник Управления дороги «Прибайкалье» Александр Суслов. По его информации, в уходящем году управлению было выделено 3 млрд.руб., из них на строительство и реконструкцию – 2,4 млрд. руб. Несмотря на насыщенность строительной программы, федералы справились с ней и заканчивают сезон тремя новыми объектами: построен и введён в эксплуатацию участок дороги М-53 «Байкал» протяжённостью 7,5 км в Нижнеудинском районе и 2,5 км с новым мостом через р.Курзанка в Тулунском. В ближайшее время сдаётся в эксплуатацию последний участок Тайшетского обхода (1207–1215 км). С его вводом будут ликвидированы два пересечения через ВСЖД, из города уйдёт транзит, разгрузится улично-дорожная сеть. Кстати, не только жители Тайшета, но и посёлков Байроновки и Н. Акульшета избавятся от шума, пыли и грязи.
– На 2010 год Росавтодор планирует выделить нам 3,4 млрд. рублей, – сказал Александр Суслов. – Из них на строительство и реконструкцию – 2,4 млрд. рублей.
В планах управления на следующий год – завершить работы на участке М-53, непосредственно примыкающем к Тайшету, в результате город и область получат 44 км дороги второй технической категории. На обходе Иркутска (Вдовино – Чистые Ключи) будут освоены выделяемые Росавтодором 1,1 млрд. руб. и введён 24-километровый участок с двумя мостами и путепроводными развязками. В плане федералов – приступить к ремонту моста через Оку на 1626 км трассы М-53. «Проект сделан, экспертиза позади, деньги в сумме 100 млн. рублей выделены, будем начинать работы», – заметил Александр Суслов. Усугубляет обстановку переданная в ведение управления дорога «Вилюй» протяжённостью
700 км. Многие её участки требуют и реконструкции, и срочного ремонта, пока же решается вопрос, как пройдёт трасса.
– Обход Тайшета выполнит огромную роль на М-53, но этого мало. С открытием дорог Чита – Хабаровск «Амур» и «Вилюй» потоки автотранспорта на Московский тракт значительно возрастут,– сказал Алексей Пчелин.– Отсюда ближайшая цель – ликвидировать грунтовые разрывы и приступить к строительству обходов городов и населённых пунктов.
Если говорить о перспективах в целом, то они во многом зависят от областной целевой программы по развитию автодорог общего пользования, которая является условием для получения регионом субсидий в рамках федеральной программы «Развитие транспортной системы России».
Александр Антоненко
<p align=right><a target=_blank href=http://www.vsp.ru/social/2009/12/02/466089>"Восточно-Сибирская правда"</a></p>