Сегодня на станции Култук в Слюдянском районе Иркутской области прошли крупномасштабные тактико-специальные учения по ликвидации чрезвычайного происшествия на железной дороге у берега Байкала. По легенде учений, произошло столкновение маневрового локомотива с наливным грузовым поездом, перевозившим сырую нефть. В результате, четыре цистерны сошли с рельс с повреждением котлов. Розлив нефтепродукта с последующим загрязнением суши и акватории озера Байкал составил на суше 500 кв.м., в акватории 150 кв.м. Начался пожар.
Во время учений был продемонстрирован комплексный подход к ликвидации аварийной ситуации на железнодорожном транспорте, отрабатывалось взаимодействие подразделений ГУ МЧС России по Иркутской области и различных служб Восточно-Сибирской железной дороги.
После получения сообщения о происшествии, дежурный по станции известил поездного диспетчера, начальника станции, территориальные органы МЧС, Штаб ГО, ЛОВД, медучреждения о чрезвычайной ситуации. К месту пожара прибывает караул пожарной охраны из поселка Култук, а в это время на станции Слюдянка готовятся к отправке пожарный и аварийно-восстановительный поезда. Также вызываются дополнительные подразделения МЧС из Байкальска, а сотрудники полиции ставят оцепление вокруг места пожара. Прибывает бригада "скорой помощи", готовая к приему пострадавших.
Тем временем, пожарные расчеты производят охлаждение раскаленных цистерн для предотвращения взрыва, а затем, при подержке прибывшего пожарного поезда производят пенную атаку.
На учениях были продемонстрированы несколько видов пожарной техники и снаряжения, которые позволяют эффективно бороться с огнем в сложных условиях. В частности, использовались огнеупорные спецкостюмы, делающие пожарных похожими на персонажей фантастического фильма о пришельцах, и установка комбинированного тушения пожара "Пурга-30", в считанные секунды залившая толстым слоем химической пены площадь предполагаемого горения нефти.
По оценке специалистов, присутствовавших на учениях, действия пожарных подразделений привели к ликвидиации пожара. Далее в дело вступают работники железной дороги, которые останавливают течь из цистерны с помощью специальных магнитных накладок. Однако возникла угроза экологической катастрофы. Вылившаяся нефть устремилась по склону к Байкалу.
Для предотвращения попадания больших объемов вредного вещества в воду, бульдозеры начинают обвалку разлившейся жидкости и выкапывают своебразное временное мини-хранилище для сбора нефти. Позднее, зараженные участки почвы будут обработаны специальными реагентами, которые разлагают нефтепродукты на безвредные вещества. Сотрудники МЧС в акватории Байкала начинают развертывание боновых заграждений для локализации нефтяного пятна, а затем проводят работы по сбору нефтепродуктов во временное хранилище с помощью специальной установки.
В это же время работники железной дороги на подошедшем к месту событий восстановительном поезде ВСЖД ведут подготовку к постановке на рельсы сошедших цистерн. Работы выполняются с помощью специального крана, грузоподъемностью 60 тонн, смонтированного на платформе поезда. Операция по подъему занимает не более получаса, начиная с монтажа опор для крана.
Как сообщили в пресс-службе ГУ МЧС России по Иркутской области, спасатели оценили прошедшие учения на "хорошо". По словам заместителя главного ревизора Улан-Удэнского региона ВСЖД В.Глуховского, руководившего учениями, на железной дороге оценка будет дана после всестороннего анализа, в том числе и экономического, решений должностных лиц и действий подразделений ВСЖД в смоделированной сегодня чрезвычайной ситуации.
В штабе учений уточнили, что в них принимали участие пожарные подразделения ГУ МЧС России по Иркутской области в Слюдянке и Култуке, работники восстановительных поездов и предприятий ВСЖД, специалисты филиала ФГП ВО РЖД на ВСЖД, спасателеи «Центра аварийно–спасательных операций» города Красноярска, бригады скорой помощи из Слюдянки и личный состав ВС УВДТ Иркутской области.
"Байкал24"