Усть-Кут — территория развития, или как удержаться на плаву?

25 октября состоялось рабочее совещание, на котором рассматривались проблемы лесного комплекса Иркутской области. В нём приняли участие представители четырёх МО: Усть-Кутского, Нижнеилимского, Киренского и Казачинско-Ленского. Проводил совещание первый заместитель председателя правительства Иркутской области Ю.В. Параничев. В состав делегации правительства вошли: заместитель начальника управления губернатора Иркутской области и правительства по региональной политике А.П. Осипов, и.о. министра лесного комплекса Ю.А. Вельдяев, руководитель Агентства лесного хозяйства В.Н. Шкода. В повестке дня были обозначены два вопроса: «О состоянии дел в лесной отрасли в северных районах Иркутской области»; «О реализации инвестиционных проектов ООО «Транс-Сибирская лесная компания», ООО «СЭЛ-груп» на территории Нижнеилимского и Усть-Кутского районов»

Последние из могикан

— Основные показатели производственной деятельности предприятий лесного комплекса, расположенных на территории УКМО, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выглядят следующим образом: фактическая заготовка древесины за 9 месяцев т.г. 500,6 тыс. куб. (92% к уровню 2008 г.); вывозка древесины — 463 тыс. куб.(77,6%); производство пиловочника — 192, 5 тыс. куб. (67,8%); производство пиломатериалов — 103,4 тыс. куб.(96,6%); производство балансов — 77 тыс. куб. (70%). За прошедшие три года существенных изменений в сторону улучшения не произошло. Современное состояние лесного комплекса можно охарактеризовать как состояние системного кризиса. И это мы связываем не столько с разразившимся глобальным финансово-экономическим кризисом, сколько, в первую очередь, с некачественно действующим Лесным кодексом РФ, а также с непродуманными решениями руководителей как регионального, так и федерального уровней, — охарактеризовал ситуацию председатель комитета по охране окружающей среды, природным ресурсам и экологическому контролю УКМО В.В. Морозов. — Весной этого года в статью 29 ЛК РФ была внесена поправка, позволяющая проведение аукционов по заключению договоров купли-продажи (долгосрочного пользования) только в исключительных случаях для государственных, муниципальных служащих. В результате владельцы малых и средних предприятий, не имеющие своих арендованных лесных участков, вынуждены сворачивать свой бизнес. При этом абсолютно не учитывается, что благополучие лесных посёлков зависит от работы предприятий малого и среднего бизнеса. В сложившейся ситуации владельцы малых и средних предприятий пока используют единственную возможность — использование через санитарные рубки лесного фонда, приобретаемого у автономных учреждений. Принятый же недавно областной закон «Об исключительных случаях заготовки древесины на основании договоров купли-продажи лесных насаждений в Иркутской области» не даёт никаких шансов сельхозпредприятиям на законных основаниях заготовить 200-300 кубометров для хозяйственных нужд, если они не включёны в федеральную или областную программы поддержки сельскохозяйственного производства.

Отвечая на некоторые прозвучавшие вопросы, Ю.В. Параничев спросил: «Когда мы вносим корректировки в федеральные законы, в Лесной кодекс, то предполагаем ли, что наши предложения сыграют положительную роль или в этом есть только отрицательные моменты?» Ответ В.В. Морозова был достаточно ясен и лаконичен: «Сколько бы мы ни готовили предложений, ещё ни одно из них не было услышано». Это значит, что чиновники высокого уровня не слышат (или не хотят слышать) не только лесопользователей, но и руководителей отделов администраций, мэров территорий. Иначе чем объяснить принятие Лесного кодекса, который усугубил и без того не безоблачное положение предприятий лесного комплекса? По мнению мэра УКМО В.П. Сенина, тогда просто «протащили чьё-то лобби».

На остальных территориях — похожие проблемы. О них говорили мэры муниципальных образований, другие участники совещания. Например, мэр Нижнеилимского района С.Я. Гендельман в своём выступлении отметил, что руководители предприятий лесного комплекса шифруют оперативную информацию о своей деятельности, ссылаясь на Закон о коммерческой тайне, отводя администрации района лишь роль сторонних наблюдателей. Есть на территории проблемы с выплатой заработной платы работникам лесозаготовительного предприятия. Мнение Ю.В. Параничева было категоричным: «Если руководитель не может отстоять интересы своего трудового коллектива, значит, не надо работать на этой должности. Очень показательным было совещание, которое проводил прокурор РФ Чайка, с руководителями предприятий, имеющих задолженность по заработной плате. Буквально на следующий день все сумели изыскать финансовые средства и погасить задолженность».

— Если в прошлом году за 9 месяцев мы заготовили 100 тыс. куб. древесины, то в этом лишь 19 тыс., 16 тыс. ещё выставим на торги. Пять лет не было проблем с обеспечением населения дровами, но нынче будут, — это выдержки из выступления мэра Киренского муниципального района П.Н. Неупокоева. Пётр Николаевич также озвучил такую проблему, как отношения с представителями трубопровода ВСТО. «Те общественные слушания, которые проводятся, никакой законной силы не имеют, и после их проведения заказчики, подрядчики изменяют наши условия», — отметил он.

Запоминающимся, очень эмоциональным было выступления генерального директора ЗАО «Велес» С.Н. Печёнкина. Чувствовалось, что наболело до такой степени, что молчать уже невозможно.

— Почему власть и бизнес так ненавидят друг друга? — спрашивал Сергей Николаевич.— В принципе мы выполняем одни задачи. В наши входит организация процесса производства, хотя это не так просто сегодня. Вы посмотрите в зал, сколько осталось предприятий? Это — последние из могикан. Одна из причин — отсутствие аукционных рубок. Я, как производственник, прекрасно понимаю, что малые и средние предприятия, имеющие арендованные леса, не могут до конца формировать планы рубок, так как зажаты небольшими площадями. Например, наше предприятие имеет только зимнюю заготовку, а содержит весь комплекс по переработке, несёт ответственность перед партнёрами. Но уже в августе мы вынуждены прекращать экспортные поставки, и ничего поделать с этим не можем. Не могут небольшие арендаторы, имеющие расчётные лесосеки порядка 10-15 тыс. куб., содержать в своём штате ни технолога по лесовосстановлению, ни мастера. Но кто-то же должен этим заниматься профессионально?

На некоторые прозвучавшие вопросы ответили В.Н. Шкода и Ю.А. Вельдяев. «Агентство лесного хозяйства — орган исполнительной власти, — отметил, например, его руководитель. — Каким бы ни был закон, я обязан его исполнять».

Закон плох — но он Закон. Только не из воздуха же появляются плохие законы, их пишут люди. Почему, например, за некомпетентный, антинародный Лесной кодекс, приведший к экономическому спаду, никого не наказали? Пишите ещё, господа разработчики, подобные законы?

Итоги совещания

На следующий день состоялась пресс-конференция, на которой на вопросы журналистов ответили первый заместитель председателя правительства Иркутской области Ю.В. Параничев и мэр УКМО В.П. Сенин.

— За трое суток мы посетили три района: Киренский, Казачинско-Ленский и Усть-Кутский. Программа была очень насыщенной: посещали, в первую очередь, социальные объекты, посмотрели, как реализуется программа по ветхому и аварийному жилью, по ремонту кровель, в первую очередь. В Усть-Куте провели кустовое совещание. Лесопромышленный комплекс не находится в моём ведении, но в связи с тем, что возникли проблемы с выплатой заработной платы, я посчитал необходимым провести рассмотрение этого вопроса на данной территории вместе с лесопромышленниками. Со мной в состав делегации вошли и.о. министра лесного комплекса Ю.А. Вельдяев и руководитель Агентства лесного хозяйства В.Н. Шкода. Они знают основные проблемы лесопромышленного комплекса, и, думаю, что открытый разговор, особенно по второму вопросу, для них был полезным. Они увидели и услышали много нового для себя. Мы подготовили протокольные решения, все прозвучавшие вчера предложения нашли там отражение. О них будет доложено губернатору Д.А. Мезенцеву.

То, что касается реализации крупных инвестиционных проектов, то они должны основываться на наличии лесной ресурсной базы. И если в этом вопросе сталкиваются интересы мелких производителей и крупных компаний, то соответственно этот конфликт будет только усугубляться. В то же время без реализации крупных инвестиционных проектов говорить о каком-то продвижении, о серьёзных шагах по развитию территорий, тоже не приходится. Вчера мы познакомились с одним из таких проектов, оценивающимся на 140 млн. долларов. Интересный проект, новейшие технологии. Считаем, что это — один из крупнейших проектов не только на территории Иркутской области, но и России. Его реализация близится к завершению. По планам, которые были доведены от имени УК, его окончательный ввод в эксплуатацию — июнь 2010 года. Вчера ещё раз говорили и об утилизации отходов. Каким образом их использовать — одна из главных проблем, которая стоит перед руководством Усть-Кутского района. В том числе был озвучен вопрос о возможности размещения на вашей территории ЦБКК. Интересная тема, но опять же нужно не навредить, — так ответил на вопрос об итогах совещания Ю.В. Параничев.

О практической пользе мероприятия рассказал В.П. Сенин:

— Мы всегда рассчитываем на то, что будем находить понимание у вышестоящих уровней власти. Лесной комплекс — для нас очень важная тема, поскольку эта отрасль является едва ли не определяющей в нашем МО. Знаково ещё и то, что, когда у нас проходило совещание группы северных территорий, в Санкт-Петербурге проходил лесной форум, который проводил премьер-министр. Кстати, некоторые моменты, даже те короткие информационные сообщения, которые прошли, в унисон, «в дуду» с нами. Всё потому, что действующий Лесной кодекс, которым руководствуются лесопользователи, службы лесного хозяйства, правоохранительные органы, не содействует развитию лесной отрасли. Вчерашнее совещание ещё раз это подтвердило: положение дел только ухудшается, динамика отрицательная. Но те приоритетные направления, которые намечены и к реализации которых стремимся, — крупнейшие инвестиционные проекты, как ООО «ТСЛК», Осетровский ЛДК, предлагаемый к реализации ЦБКК, задействованный на сырьевой базе четырёх районов, выстраиваются в единую линию устремлений нашего муниципального образования, инвесторов, правительства области и даже федерального руководства. Считаем, что перспективы есть. В итоге появятся современные мощности, новые рабочие места, налоговые отчисления в бюджет, договоры о социальном партнёрстве и т.д.

Совещание завершилось. Представители региональной и муниципальной уровней власти как будто остались довольны: первый тем, что увидел и услышал; второй — что были услышаны критические замечания и предложения арендаторов лесных участков, представителей Агентства лесного хозяйства, администрации. Не знаю, правда, о мнении остальных участников. Пока они лишь озвучили свои наболевшие вопросы и получили некоторые обещания, ничем конкретно не подкреплённые. В состав рабочей группы, готовившей тот самый злосчастный Лесной кодекс, входил и нынешний губернатор Д.А. Мезенцев. Думаю, он найдёт возможность проанализировать допущенные ошибки и исправить их. Без этого наши предприятия лесного комплекса (и не только наши!) ещё долго будут топтаться на месте, если, конечно, вообще удержатся на плаву.

Татьяна БАРКЛАТЬЕВА.

P.S. В настоящее время правоохранительные и контролирующие органы проверяют деятельность Агентства лесного хозяйства Иркутской области и ООО «Областной лесхоз». Во все времена «барыши» от природных богатств, в том числе леса, ложились в карман определённой группы людей, наделённых властью. А мы-то наивно полагали, что лес — наше, народное достояние.

<p style='padding-right:18px;' align='right'><a target='_blank' href=http://lv.ust-kut.org/?2009/42/06422009.htm>"Ленские Вести"</a></p>



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ