Атомный лихтеровоз «Севморпуть» отправился по Севморпути в Петропавловск-Камчатский. В этот раз судно было хорошо загружено по сравнению с рейсом, который был выполнен в августе 2022 года. Тогда загрузка составляла 15%, а теперь, по словам министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексея Чекункова, загрузка «туда» (Мурманск — Петропавловск-Камчатский) — 90%, загрузка «обратно» ожидается 84%, сообщает сайт «Сибирский экономист».
Судя по всему, маршрут грузоотправители «распробовали», и теперь у «Севморпути» появилась новая работа по трассе, в честь которой он назван. Если следующий рейс, или через рейс, загрузка «туда-обратно» будет близка к 100%, то уже надо думать, чтобы выставлять на рейс Мурманск — Петропавловск-Камчатский еще один контейнеровоз.
Насколько мне помнится, высказывались различные скептические мнения, которые сейчас уже в основном посрамлены. Дело в том, что в принципе, выгодность перевозок по Севморпути именно для Камчатки была вполне очевидна. Другой маршрут получался слишком долгим и трудным: во Владивосток или Находку, потом перегрузить контейнеры на железную дорогу, потом они будут идти по Транссибу. Это если получится быстро проскочить «игольное ушко» перегруженных дальневосточных портов. А то ведь дело доходило уже до того, что срочные грузы северного завоза на Камчатку, «зависали» в портах на долгие недели.
Однако, скептики были скептичными и на эти обстоятельства внимания не обращали. Теперь уже у нас есть возможность оценить стоимость перевозки старым и новым маршрутом. Для примера возьмем перевозку Санкт-Петербург — Петропавловск-Камчатский.
Старый маршрут, то есть железная дорога — перевалка во Владивостоке или Находке — морем до Камчатки, «Росскарготранс» согласно своему калькулятору оценивал в 205 тысяч рублей для 20-футового контейнера или 1 TEU.
Новый маршрут можно рассчитать так. Известно, что кольевой маршрут «Севморпути» стоит 280 млн рублей или по 140 млн в один конец. Валовая вместимость судна — 1320 TEU, что дает 106 тысяч рублей за TEU в один конец. Это при полной загрузке. Если в этом рейсе судно идет с 90%-ной загрузкой «туда», то есть 1188 TEU, то стоимость за единицу — 118,6 тысяч рублей. Обратно при 84%-ной загрузке или 1108 TEU — 126,3 тысячи рублей.
Поскольку лихтеровоз возит не только контейнеры, но и генеральные грузы и технику, приведение к условному «20-футовому эквиваленту» позволяет более точно оценить стоимость перевозки. С учетом некоторой прибыли, стоимость перевозки 1 TEU «туда» может составлять примерно 130-140 тысяч рублей.
Плюс еще железная дорога, 1013 км от Санкт-Петербурга до Мурманска. Железнодорожный тариф составляет от 18 до 24 рублей за км за 1 TEU, в среднем 21 рубль. То есть, железнодорожная часть маршрута составит еще 21,2 тысячи рублей.
Итого, суммарно, 1 TEU или 20-футовый контейнер новым маршрутом по Севморпути может перевозиться за 150-160 тысяч рублей или на 22% дешевле, чем традиционным путем через Дальний Восток. Даже если мы возьмем обычные контейнеровозы, стоимость перевозки которых около 37 рублей за 20-футовый контейнер за милю (по расчету перевозок Владивосток — Шанхай), то и в этом случае морская часть перевозок из Мурманска в Петропавловск-Камчатский составит порядка 180 тысяч рублей, а железнодорожная — 21 тысяч рублей, или в сумме 201 тысяч рублей. Просто трудно сходу сказать, из чего складывается стоимость морских перевозок и какую прибыль закладывают в тариф судоходные компании.
В любом случае, новый маршрут получается проще, удобнее, а в сложившихся условиях еще и дешевле, чем прежние маршруты перевозки, не говоря уже о кружных морских маршрутах. Потому, думается, что этот маршрут будет востребован и нагрузка на него будет лишь возрастать.