В ИрГТУ поговорили о воспитании изобретателей

Полученный в апреле статус Национального исследовательского университета заставляет ИрГТУ искать пути к повышению инновационной деятельности, созданию новейших разработок для промышленности. Именно этой цели была посвящена конференция с элементами научной школы для молодежи: «Международный университет изобретателя – обучение навыкам изобретательской и рационализаторской деятельности».

Для обучения были призваны мастера международной ассоциации «Теория решения изобретательских задач» (ТРИЗ) с ее президентом Марком Барканом из США.

– Динамика изменений в жизни настолько убыстрилась, что природных талантов стало не хватать, – сказал он. – Возник вопрос: а нельзя ли их воспитать? Сначала за дело взялись психологи, попытавшись вывести природу творческого процесса из психологической сущности человека. Почему одни люди могут генерировать идеи, а другие лишены этой способности? Но психология не сумела раскрыть этого секрета.

Удалось это сделать Генриху Альтшуллеру. Его имя мало что говорит широкой публике, а вот автора научно-фантастических романов Генриха Альтова наверняка знают многие. Хотя это одно и то же лицо. Свое первое изобретение, на которое он получил авторское свидетельство, он сделал, учась еще в 10 классе. Это был аппарат для погружения в воду, работающий на перекиси водорода.

Свою изобретательскую жилку Альтшуллер развивает, попав на службу в патентное бюро Бакинской военно-морской флотилии. Проанализировав сотни патентов, он закладывает основы теории решения изобретательских задач, то есть создает свод правил, с помощью которых всегда можно добиться искомого результата.

Вместе со своим другом Шапиро Альтшуллер пишет длинное, на 30-ти страницах, письмо Сталину, в котором обращает внимание на плохое состояние изобретательства в стране и необходимость обучения людей этому творческому процессу по разработанной методике. Реакция вождя последовала незамедлительно: обеим дали по 25 лет как иностранным агентам и отправили в Воркуту. Освободили через четыре года после смерти Сталина.

Но реабилитация не сказалась на судьбе теории. Десять лет центральный совет ВОИР (Всесоюзное общество изобретателей и рационализаторов) закрывал дверь перед Альтшуллером, не желая верить, что изобретательству можно обучать так же, как музыке или рисованию. И желательно начинать с самого раннего возраста. Только в 1970 году было милостиво разрешено открыть Общественную лабораторию методики изобретательства, а год спустя – Азербайджанский общественный институт изобретательского творчества.

Талантливые идеи, как и рукописи, не горят. Несмотря на запреты ВОИР, школы по изучению ТРИЗ стали создаваться по все стране. Теорией заинтересовались за рубежом, особенно в США. Ее сторонники в Советском Союзе объединились в 1989 году в ассоциацию ТРИЗ, на основе которой в 1997 году возникла Международная ассоциация ТРИЗ. В нее входят региональные организации из России, Украины, США, Японии, Эстонии, Франции, Израиля, Италии и других стран.

Авторитет ТРИЗа в мире высок. Достаточно сказать, что услугами его специалистов пользуются такие промышленные гиганты, как Ford, Daimler Chraysler, Hewlett Packard, Kodak Procter & Gamble и другие.

У ТРИЗ много достоинств. Основанная на логике, она помогает оценить ценность любого изобретения.

– Сегодня ситуация такова: из 3000 идей в дело идет лишь одна, – рассказал Марк Баркан. – Можно представить, сколько денег выбрасывается на ветер. С помощью же теории решения изобретательских задач проще отделить зерна от плевел, вычислить жизнеспособность и оригинальность любой идеи.



"Байкал24"

по материалам



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ