20 часов без воды поднимались исследователи на Барагхан, чтобы найти древнее оружие и останки захоронений великих воинов древности
В истории монгольских народов известны случаи захоронения выдающихся вождей и богатырей на возвышенностях. Величественная пирамидальная вершина горы Бархан Уула (Барагхан) и сегодня приковывает взгляды всех, кто хоть раз посещал Баргузинскую долину. За ней и сегодня закреплен статус одного из самых святых мест этнической Бурятии наряду с горами Мунку Сардык и Алханай. Самым сакральным местом на Бархан Уула считается плато Тэптээхэй, расположенное у вершины горы. Именно сюда на высоту 1800 метров в течение нескольких веков приносили тела умерших героев бурятских родов. Для себя местные жители давно уже называют это место плато Богатырей. И, возможно, что именно здесь находится могила Чингисхана. Такую версию выдвинул глава Курумканского района Даба Чирипов. Несмотря на фантастичность этой версии, у нее есть довольно реальные обоснования.
Плато Богатырей
Во-первых, здесь был захоронен Хабай-баатар – малоизученный герой бурятских легенд, реально живший примерно 200 лет назад в Баргузинской долине. В то время он возглавлял воинскую дружину и продвинул границы проживания бурят до Аргады, где под его руководством была воздвигнута ограда (отсюда и название современного села Аргада, бур. – изгородь) для защиты от внезапных нападений тунгусов. В легендах говорится, что он отличался огромной физической силой и даже в возрасте 80 лет в одиночку справился с семью воинами, посланными убить его. По словам его прямого потомка Алдара Бадмаева, за особые заслуги перед народом он был похоронен на плато Тэптээхэй. Тело его вместе с доспехами и оружием было доставлено наверх на телеге, которую на руках подняли туда члены его дружины. В Баргузинской долине факт захоронения на плато Хабай-баатора не оспаривается даже самыми заядлыми скептиками.
Еще одно подтверждение того, что плато Тэптээхэй являлось местом воинских обрядов и захоронений, – наличие на горе старинного оружия. Поисковикам удалось найти наконечники копий и стрел, обломок шашки, трезубец, кремнёвые замки ружей и ствол ружья начала XX века. Как считает историк ДоржЦыбикдоржиев, культ оружия всегда существовал у кочевых народов, вокруг него позже выстроился и обряд обоотахилгаа (почитание обоо). «Это древний общественный или народный обряд, который проводил жрец – один из старейшин селения, – отмечает ученый. – Сам обряд обоотахилгаа вообще был очень сложным, в частности, выбирали девять невинных подростков. Вооружившись, они совершали объезд обоо, при этом читался традиционный бурятский текст, как правило, связанный с данной местностью. В этнической Бурятии обоо, расположенные на высотах, очень часто связаны с воинским культом. В Аге, Кижинге, Тунке существуют так называемые нагорные псевдозахоронения вождей. Псевдо – потому что археологические данные не подтверждают именно захоронения, возможно, хоронили не тела, которые было трудно доставить, а доспехи и оружие».
Древнее оружие, обнаруженное на плато Тэптээхэй. После фотографирования исследователи
положили оружие на место, где оно лежало раньше
Более того, Баргузинская долина была святым местом не только для бурят, но и для всех монгольских племен. Первые упоминания о стране БаргуджинТокум встречаются еще в «Сокровенном сказании монголов», где рассказывается о происхождении Чингисхана. Согласно тексту сказания, праматерь Чингисхана Алан-гоа была внучкой владетеля БаргуджинТокумаБаргудай-мэргэна и дочерью Баргуджин-гоа, которая была выдана замуж за главу хори-туматовХорилартай-мэргэна. При этом знакомство Алан-гоа с предком Чингисхана произошло, когда ее родные перекочевывали из БаргуджинТокума к верховьям реки Онон. Десять поколений отделяет Чингисхана от Алан-гоа, что позволило историкам подсчитать, что жила она в середине IX - начале X вв.
Таким образом, материнская линия великого полководца восходит к Барга-Баатар, который, согласно многочисленным преданиям, являлся предком множества монгольских племен, включая бурят, баргутов, ойратов и т.д. В те неспокойные времена не всегда было возможно отследить отца человека, поэтому родство по матери считалось более надежным. Баргузинская долина была местом, где жили нагасанар (родственники по материнской линии) Чингисхана, очень почитаемые у всех монгольских народов. Благодаря этому баргуты, древние обитатели Баргузинской долины, пользовались у Чингисхана полным доверием и, согласно средневековому летописцу Рашид-ад-дину, им была предоставлена честь служить в личной гвардии хана. Бытует молва, что Чингисхан перед смертью дал наставление детям о тайном погребении своего тела на земле предков в БаргуджинТокум, на родине праматери Алан-гоа, куда ездили на моления его родичи.
Кстати, именно захоронением на Бархан Уула великого полководца можно объяснить непонятный исход баргутов из Баргузинской долины. Ведь у баргутов в период расцвета монгольской империи попросту не было врагов в Баргузинской долине. Тем не менее существует исторический факт – всё племя снялось с принадлежавших им мест и покинуло благодатную долину. Одной из причин мог стать запрет руководства монгольской империи охотиться, заниматься всякой хозяйственной деятельностью на территории БаргуджинТокум. Говорится даже о сроках такого запрета - 500 лет, что, по мнению тогдашних монголов, могло означать «навсегда». Однако в чем кроется причина такого запрета, который мог привести к насильственному, по сути, выселению не просто целого племени, а нагасанар самого Чингисхана?
Загадка белого оленя
Впрочем, по альтернативной версии, баргуты могли покинуть Баргузинскую долину из-за изменения климата. Существует загадочное стихотворение, объясняющее причину ухода баргутов: «Саг хубилаа, сагаанмодонургаа, сагаан гyр88hэн гyйг88». В переводе на русский «Время изменилось, береза выросла, белый олень появился». По словам микробиолога ЗоригтоНамсараева, одного из участников восхождения на БархунУула, текст стиха вызвал целую дискуссию в БНЦ. Непонятно, какой именно вид березы имелся в виду и кто может быть "белым оленем". Если взять за основу самую простую и логичную версию, что в стихе обычная береза белая и северный олень, то это может свидетельствовать об увлажнении климата. В результате толщина снега зимой могла увеличиться и это приводило к гибели скота, который не мог добывать траву из-под снега. Это и могло стать причиной ухода баргутов из Баргузинской долины и заселения ее эвенками. Тем не менее загадка всё еще остается. Летопись баргузинских бурят упоминает о том, что баргутытакже занимались и земледелием. Об этом свидетельствуют остатки оросительных систем и находки серпов. Как могло повлиять изменение климата на возможное земледелие баргутов, так и остается неясным.
Подарки Бархан Уула
Цель восхождения была понятна еще в Улан-Удэ – проверить маршрут, по которому в гору могли бы поднять телегу, груженную телом богатыря в воинских доспехах. Впрочем, это не единственная цель – клуб «СБН outdoor» уже несколько лет посещает знаменитые и не очень места этнической Бурятии. До восхождения уже были Меркитская крепость, наскальные рисунки пещеры Баин-Хара, Хара-Шибирские столбы и пик Черского. Восхождение на Бархан Уула, впрочем, стало самым сложным маршрутом, как, собственно, по подъёму, так и по организации.
Подниматься на Бархан Уула можно только мужчинам. По бурятским традициям, женщинам запрещено подниматься на святые места воинских культов. Перед отправлением на гору участники восхождения должны попросить разрешения подняться на гору как у местных хранителей, так и у покровителей своих родов. В специально отведенном месте на Барагханскомаршане такой обряд провел историк, знаток местных обычаев Валерий Очиров. После него экспедиция разделилась на две части: мужская отправилась на гору, женская ждала восходителей.
Подняться на плато Тэптээхэй можно несколькими маршрутами. Самый простой - вверх от аршана прямо к пирамидальной вершине - для экспедиции не годился. Местные жители сообщили, что поднять по нему тело богатыря на телеге невозможно, слишком крут подъем, и он годится только для туристов-одиночек. Но есть и другой вариант – обойти гору с северной стороны, пройти по долине реки Епишки и подняться по более длинному и пологому склону. Правда, оставалась другая проблема: даже местные жители редко посещают эти места, не говоря уже о том, что нахоженной тропы, которая бывает на туристических маршрутах, здесь нет.
Одна из скал у вершины Бархан Уула по форме напоминает голову богатыря
Уже через час движения по маршруту участники похода вышли к реке Епишке. Тут-то и выяснилось, что из-за долгой засухи речка пересохла и первоначальный план – набрать перед долгим подъемом воды – рухнул. Проводник, один из жителей села Элысун, уверял, что еще немного - и вода найдется, нужно просто продолжать двигаться вперед. Следуя за ним, группа удачно вышла к одному из отрогов Бархан Уула, поднялась на него, и тут произошла вторая неприятность. Группа сбилась с оптимального маршрута, попав в труднопроходимые заросли кедрового стланика. Кто хотя бы раз попадал в такие заросли, не забудет такого испытания. Ветки стланика переплетаются друг с другом, образуя живую сеть, путник может провести в ней долгие часы и за это время пройти лишь пару километров.
Поняв, что засветло подняться на плато не удастся, группа разделилась на две части. Проводник и двое более выносливых участников стали прорываться через стланик на гребень, чтобы найти место для лагеря и, если повезет, воду. Остальная часть группы продолжала идти за ними. Ближайший ручей опять оказался пересохшим и ночь пришлось провести без единой капли воды. На следующее утро нужно было принять решение – продолжать восхождение или все-таки спуститься вниз к манящим водам Баргузина. На этот момент восходители были уже 17 часов без воды. По рации глава Элысунского поселения Александр Арамхеев сообщил, что на плато вода бывает даже в засушливые годы, и экспедиция продолжила подъем. Завтракать не стали, еда вызывает жажду. Перед выходом каждый съел по ломтику сырой картофелины, чтобы увлажнить рот, и выпил 40 мл молока. Второй пакетик молока нужно было обязательно донести до обоо наверху.
На второй день подъема покровитель Бархан Уула оказался более милостив к путникам – всю дорогу их сопровождал легкий ветерок, а солнце было не таким беспощадным. Но самый главный сюрприз ожидал восходителей на плато Богатырей. «Нас встретил поистине райский уголок. После выматывающего продирания сквозь заросли стланика и каменистых осыпей, уходящих из-под ног, вдруг глазам открылось ровное плато, закрытое от ветра. А родники, бьющие буквально на всей площадке, стали просто подарком», – рассказывает координатор клуба «СБН outdoor» Алдар Базаров.
После короткого отдыха участники экспедиции поприветствовали местных хранителей и провели обряд на обоо. И Бархан Уула поделилась с восходителями своими тайнами – взору путников открылся вид на голову исполинского великана, стоящего на страже БаргуджинТокум, нашлось и оружие, принесенное сюда предками.
Нелегкий путь показал, что подняться на Бархан Уула возможно и при желании туда можно доставить тяжелый груз. А значит, плато Богатырей недаром носит свое второе название. Возможно, и версия о захоронении на нем Чингисхана имеет под собой достаточно оснований.
Автор Марина Бороева
Фото Зоригто Намсараева