Команда «Многорукавная» стала победителем мастерской «АрхШкола», организованной Иркутским политехом и Клубом молодых архитекторов (КМА). Студенты предложили восстановить природный каркас притоков реки Ушаковка, продумали элементы благоустройства для будущего Щаповского бульвара.
Напомним, что образовательным интенсивом заинтересовались около 40 студентов ИРНИТУ. Первая часть школы состоялась на базе лагеря «Политехник». Участники прослушали лекции по градостроительству, урбанистике и ландшафтному дизайну, построили арт-объекты и разработали шесть проектов, посвященных благоустройству реки Ушаковка. С финальными презентациями авторы выступили 28 июля в Доме архитектора.
Победу одержали Александра Чичкань (капитан), Анна Жилкина, Юлия Ефимова, Александра Власенская, Елизавета Козловская, Анастасия Кузнецова, Глеб Журавлёв и Ольга Фомина.
Как отметили организаторы, именно «Многорукавная» представила рациональное решение, подразумевающее бережное отношение к речной экосистеме. Агентство развития территорий «Градостроительная школа» пригласило команду проектировать благоустройство одного из фрагментов Ушаковки.
Авторы работали по двум притокам Ушаковки. Это река Сарафановка, частично протекающая по Каштаковской роще, Тюремному замку и озеру Юнатка. Вторым рукавом является Пшеничная, чьё русло частично проходит по частному сектору и территории клинической больницы №9. Река почти неизвестна местным жителям, многие воспринимают ее как ручей.
По словам Александры Чичкань, основная идея проекта заключается в проведении ревитализации, т.е. восстановлении природных территорий рек. Необходимо сохранить береговую полосу и отодвинуть границы застройки в прибрежной части.
«Мы отказываемся от идеи бетонирования и террасирования склонов, забора участков рек в коллекторы, подсыпки берегов и других вмешательств, нарушающих саморегуляцию рек», - пояснила капитан.
На берегу Пшеничной студенты предложили обустроить вытянутую парковую зону с «функциональными карманами» - игровыми площадками, общественно-деловым пространством и зоной отдыха. Внутренние дворы будущих детского сада и школы, по мнению авторов, следует ориентировать в сторону набережной. Точкой притяжения вблизи Сарафановки может стать музей с коворкингом и конференц-залом. Создать объект культуры предлагается на месте Тюремного замка.
Ожидается, что связующим звеном между двумя притоками станет Щаповский бульвар, уже запланированный в проекте Знаменского предместья. Вдоль этой линии политеховцы предусмотрели пешеходный маршрут с тропинками, указателями, историческими стендами.
Второе место присудили команде «Природная» (Дмитрий Петров, София Говорина, Анастасия Хажеева, Светлана Кучукова, Ирина Чехович, Полина Ахмедшина, Халик Окетокун и Никита Орешкин). Студенты считают, что, избавившись от хаотичной растительности вдоль Ушаковки, можно обеспечить отдыхающим доступ к водоему.
Кроме того, проект предполагает озеленение побережья хвойными деревьями. Такое решение визуально наполнит панораму и усилит функции нижних притоков реки. Дополнительно студенты продумали три вида берегоукрепления, включая обустройство подпорных стенок из габионов и ступенчатых террасс. Преобразить прогулочную зону, по мнению разработчиков, помогут фитостены - вертикальные сады.
Как подчеркивают участники команды «Природная», во время проектирования они углубились не столько в архитектуру, сколько в экологию. Ребята изучили способы борьбы с засухой и наводнениями, освоили методики санитарного озеленения, а также проанализировали поведение воды, деревьев и мелкой растительности, сдерживающей загрязнение воздуха.
«После «АрхШколы» нам будет гораздо проще учесть экологические нюансы проектирования при подготовке курсовых и дипломных работ. Кроме того, образовательный интенсив - отличная возможность развить нетворкинг. За две недели мы научились сообща генерировать и обсуждать идеи», - признаются студенты.
Замкнули тройку лидеров Анастасия Сухарева, Ирина Гринёва, Никита Михайличенко, Елизавета Еременко, Виктория Худякова, Екатерина Брындикова и Вероника Кожевникова из команды «Связанная». Политеховцы разработали несколько вариантов мостов через Ушаковку. Один из них представляет собой композицию, состоящую из круглых площадок, имитирующих круги на воде. Особенность объекта в его расположении почти на одном уровне с водоемом. Удачно впишется в окружающий ландшафт лестничный мост, чьи очертания повторяют форму считают перспективным строительство крытого моста.
Подробная информация о проекте «АрхШкола» здесь.