По городским улицам, как по музейным залам: можно бродить в одиночку, взирая на безмолвные экспонаты, а можно в сопровождении гида, и тогда в рассказах сведущего человека оживет история, и каждый дом «поведает» о том, кто и как здесь жили, чем занимались, как любили и страдали. Вот и мы с известным в городе краеведом Светланой Константиновной Пшенниковой решили пройтись по улочкам старого Усть-Кута, ведь именно отсюда берет начало село Усть-Кутское, ставшее затем городом трех названий, одним из крупнейших транспортных узлов Восточной Сибири.
Усть-Кутским краеведам удалось достаточно точно определить первоначальное расположение острога, возникшего на слиянии рек Куты и Лены. По правилам градостроительства, существовавшим в семнадцатом веке, в центре любого поселения всегда в первую очередь возводилась церковь, вокруг которой строились приказные избы, торговые лавки и дома селян. Причем, что бы ни случалось с церковью (горела ли она, ветшала и перестраивалась), она всегда возводилась на месте прежней. Ведь место для храма выбирали неслучайно, строительству всегда предшествовал какой-то указующий знак. Сегодня о месте, где стояла старая церковь Спаса, напоминают три вековые ели, чудом сохранившиеся после пожара. Когда в Усть-Куте утвердилась советская власть, церковь закрыли, в помещении бывшего храма расположился ОСОАВИАХИМ, а в 1936 году ее и вовсе сожгли. Старожилы вспоминают, что погода стояла абсолютно безветреная, и церковь несколько дней горела, как свеча. Церковный парк сохранялся до 1950 года, начала строительства здания горкома партии, когда уничтожили не только его, но и бывшее при церкви кладбище, на котором хоронили священников и знатных селян. Здесь же стоял дом священника, где перед революцией жил последний настоятель церкви Спаса Алексей Подгорбунский. В двадцатые годы в его доме был устроен детский сад, главной достопримечательностью которого был патефон с единственной пластинкой вальсов. Под это музыкальное сопровождение и проходили все детсадовские мероприятия. Светлана Константиновна хорошо помнит, как при рытье котлована нового здания райкома выбрасывали останки погребенных и как мальчишки играли черепами, надевая их на палки. Не оттуда ли берет начало неуважительное отношение к могилам предков, так наглядно демонстрируемое в наши дни, но об этом рассказ немного позже. Краеведы девятой школы пытаются обозначить историческое место, где располагался острог, разбив здесь сквер имени первопроходца Ивана Галкина, но все их усилия без широкой поддержки общественности и нынешних меценатов пока не приносят ощутимого результата.
В числе других, активно осваивавших Приленские земли, были купцы. В Усть-Куте были известны несколько купеческих фамилий, знаменитых не только в селе, но и по всей России, и далеко за ее пределами. Отец Александра Николаевича Алексеевского был из ссыльных, но его хватка и оборотистость позволили сколотить немалый капитал, и сын получил в наследство не только торговое дело, но и стал известным экспертом по пушнине, к мнению которого прислушивались даже в Америке. В Усть-Куте Алексеевские владели несколькими домами, один из которых сохранился и поныне. Он стоит на берегу некогда полноводной Куты, напротив дома была построена пристань, куда приставал пароход Александра Николаевича, которым он владел на паях. Судьба Александра Николаевича после революции сложилась трагично. Ему не нашлось места при советской власти, имущество его реквизировали, сам Алексеевский поселился в сторожке при церкви и работал сторожем при ОСОАВИАХИМе. Старожилы вспоминают, что ровно в 12 часов он звонил в церковный колокол, отмечая таким образом наступление полдня. В тридцатые годы его арестовали по навету, следователь оказался человеком профессиональным и доказал невиновность Александра Николаевича, но из киренской тюрьмы он так и не вышел, умер от истощения.
Ноту Лейзеровича Горосфельда, по сегодняшним меркам можно было бы назвать индивидуальным предпринимателем, а его бизнес – семейным. От его дела до наших дней сохранились три торговые лавки, в которых и ныне располагаются магазины. «Торговля мясом и съестными припасами» - такая вывеска украшала фасад лавки, ныне известной как магазин «Высокое крыльцо». Во дворе лавки располагалась пекарня, где круглосуточно выпекались хлеб и вкуснейшие булочки, пироги и шаньги. Выпечка вместе с чаем были непременным угощением для пассажиров пароходов, что причаливали к пристаням на Куте. Второй гросфельдовский магазин был известен тем, что после революции менял названия по мере того, как менялись в нем продавщицы: сначала он был «Зоиным», а затем «Грушиным». Последнее название и закрепилось за торговым заведением. В третьей торговой лавке, по улице Партизанская, после революции какое-то время располагалась чайная, но заведением общественного питания она была недолго, снова была переоборудована под магазин.
Если идти по улице Советской (кстати, эта улица тоже сменила три названия: сначала она была Большой, затем Колхозной, сказались новые политические веяния, пока в 1954 году не получила сегодняшнее унифицированное название) от намечаемого сквера Галкина в западном направлении, то справа вы не сможете не обратить внимание на большое здание магазина «Охотник». Сегодня, наверное, мало кто знает, что это бывший дом купца Михайлова. В Усть-Куте у Михайлова было два дома, второй стоял на берегу Лены. Рядом с домами были богатые дворы с постройками, была у него и своя пристань, и свой пароход. В те времена особым знаком превосходства среди усть-кутского купечества как раз и было владение собственной пристанью и пароходом, пусть и на паях с кем-либо. Владел Михайлов и большой пасекой на правом берегу Лены. Старожилы вспоминали, что Михайлов был не только богатым, но и добрым, никому не отказывал в помощи, когда забивали скот, всегда развозили мясо нуждающимся. После революции в одном из домов Михайлова была устроена министерская школа, а позже он стал магазином «Охотник».
Напротив магазина «Охотник» расположился еще один скверик, место которого имеет свою немного мрачную историю. Прежде на этом месте стоял дом, где во время гражданской войны располагался белогвардейский штаб. Пленных партизан после допросов расстреливали здесь же, на берегу Куты. Уже в советское время дом снесли, а на месте расстрела девяти партизан был установлен памятный знак. Выросшие вокруг деревья превратились в небольшой парк. В октябре 1989 года сюда же перенесли останки партизан Гута и Чайкина, а в 2001 году здесь появилась еще одна могила, после того как разлившаяся река вымыла останки жителя Усть-Кута XVII века, которые решили предать земле в этом же сквере. Старожилы вспоминают, что и прежде на берегу Куты вымывало полусгнившие гробы прямоугольной формы (в таких хоронили казаков), селившихся в Усть-Кутском остроге в XVII веке. Место сквера действительно могло оказаться одним из исторических, но сегодня оно представляет собой жалкое зрелище. Покосившийся крест, заросшие сорняками могилы, кучи мусора… Все потому, что так и не определились, кто будет ухаживать за этим местом. Потомки безымянного казака, что когда-то осваивал эти земли, и красных партизан, боровшихся за лучшую жизнь, оказались людьми равнодушными и неблагодарными. А ведь рядом находятся первая школа и лицей, старшеклассникам которых вполне под силу ухаживать за сквером и могилами, и наверняка в планах этих образовательных учреждений значится «патриотическое воспитание». Чем наполнено оно? Красивыми, но пустыми словами о том, что нужно любить свою Родину?
Прежде была знаменита улица Большая и своими куркутовскими домами, которые отличались добротностью и красивым убранством. Нужно заметить, что наши предки умели не только строить крепкие добротные дома, рассчитанные на проживание не одного поколения, но и украшали дома затейливой вязью деревянных кружев. И неважно, что располагалось в нем: жилье или магазины. И сегодня сохранились остатки этого кружева и наличники на некоторых домах и торговых лавках Гросфельда. Иван Наумович Куркутов тоже был из ссыльных, но в Усть-Куте снискал славу плотника, постройку домов которому заказывали не только крестьяне, но и купцы. К сожалению, сегодня практически ничего не сохранилось в Усть-Куте от купеческого стиля домов и усадеб: во время строительства первой школы двухэтажные купеческие дома были снесены, а дом Алексеевского изуродован до неузнаваемости. О том, насколько эти дома украшали улицы, можно судить сегодня только на примере Киренска. В одном из куркутовских домов располагалась первая типография газеты «Ленский большевик». Есть на улице Советской еще один примечательный дом: «сибирского француза». Такое прозвище получил Иван Петрович Касаткин после того, как был призван в армию в 1914 году и попал во французский легион, который был сформирован по приказу Николая II, для оказания военной помощи Франции. Домой Иван Петрович возвращался долгой дорогой, через Марокко, а запомнился он селянам тем, что приобрел в далеких землях заграничные цивилизованные привычки и любил петь песни на французском языке. Когда началась Великая Отечественная война, Иван Петрович повесил в своем доме карту и флажками отмечал места боевых действий, приговаривая, что немец силен, поэтому на скорую победу надеяться не стоит.
Но вернемся снова на площадь, некогда примыкавшую к Усть-Кутскому острогу, где в старину проходили ярмарки и стояли питейные дома, в советское время народ собирался на митинги и первомайские праздники, а теперь стоит Свято-Никольский храм. Напротив храма - еще два дома с интересной историей. Один из них примечателен тем, что был подарен купцом Григорием Давыдовичем Чертоком своей дочери для организации увеселительных празднеств. В этом доме, аналоге современного Дома культуры, собиралось усть-кутское светское общество, устраивались балы, и местные ребятишки с интересом заглядывали в окна, чтобы рассмотреть, как местные барышни отплясывали с заезжими офицерами.
Рядом сохранился дом некогда состоятельной устькутянки, которая пыталась приучить сельчан к хорошим манерам: повесила у входной двери колокольчик и не открывала тем, кто стучал в дверь, а не звонил. Здесь же брала свое начало улица Почтовая, от которой теперь остался маленький «огрызок», она была почти полностью уничтожена во время строительства первой школы. Знаменита эта улица тем, что на ней прежде располагался дом Макрыгиных, в котором во время ссылки вместе с семьей жил известный революционер Лев Троцкий. Необходимо заметить, что село Усть-Кутское в большинстве было застроено домами-пятистенками. Это неслучайно. Такие дома строили, как правило, крестьяне зажиточные, и предназначались они не только для собственного жилья, вторая половина дома сдавалась в наем людям приезжим, а в основном политическим ссыльным, которых на маленькое село было человек до семидесяти. Ссыльными в то время были люди очень образованные, интеллигентные, они оказывали очень благотворное влияние на местные бытовые устои, и местные жители уважительно относились к ним. Многие из ссыльных впоследствии обживались в селе, становились строителями, купцами, нанимались на работу на пристанях и пароходах. На улице Почтовой стоял бывший дом купца Лаврентия Ивановича Черных, который он еще до 1917 года передал сельским властям для устройства почты.
Идем от площади по улице Советская (Большая) теперь уже в восточном направлении, и снова, что ни дом, то интересная история, достойная отдельного описания. Вот дом, где останавливался известный руководитель партизанского отряда Каландаришвили, но примечателен он не только этим фактом. Если смотреть с улицы, дом одноэтажный, а со двора – двухэтажный. Почему так, что стало причиной такого архитектурного изыска строителей дома, возможно, когда-нибудь он откроет свою тайну любопытным. А вот дом №121, где в тридцатые годы, поддавшись требованиям политического момента, несколько усть-кутских семей создали коммуну, объединив все свое имущество, даже кур. Но оказалось, чтобы жить лучше, объединения мало, нужно еще и работать, и очень скоро коммуна распалась. С восточной стороны улица Большая (Советская) выходила на околицу и большой луг. Луг назывался «поповским», потому что священники церкви Спаса занимались землепашеством, выращивали овощи. Не были исключением и Алексей Подгорбунский, после пожара церкви он вскоре уехал из Усть-Кута, а Георгий Вострецов был репрессирован. В 1950 году на этих землях началось строительство Западного грузового причала Осетровского порта. Усть-Кут шагнул за границы привычного поселения, стал разрастаться вширь, подниматься вверх по склону сопки. Началась новая история Усть-Кута, которая не менее интересна и увлекательна, и еще ждет своих исследователей и повествователей. Ведь сохранились не только дома с интересными историями, живут в Усть-Куте потомки Алексеевских, Куркутовых, Чертоков, Черных, Михайловых и не только их. Судьбы этих людей удивительным образом переплелись друг с другом и с другими семьями, жившими в прошлых столетиях. Что знают о них современники?
Несколько лет назад, собирая материал для «Повестей о потерянных проектах», я неделю провела в Иркутском областном архиве и среди прочих документов о нашем городе наткнулась на воспоминание одного служивого человека, вот что он писал: «А стоит село Усть-Кутское на довольно бойком месте, и живет в нем люд крестьянский, охотный, торговый и ремесленный. И устраивают здесь ярмарки, на коих торгуют пушниной, солью, рыбой и дичью. И люди в селе в большинстве своем незлобливы, приветливы и гостеприимны». Много воды в Лене утекло с тех пор, как были написаны эти заметки, много событий, порой незаметных, порой судьбоносных произошло на Усть-Кутской земле. Так можно ли сегодня вдохнуть новую жизнь в этот микрорайон, превратить его в культурный центр, памятник старины, как это делают во многих городах, и сделать его привлекательным для этнографических туристов? Или стоит смириться с тем, что скоро все здесь изменится, что-то разрушится, что-то перестроится, и из памяти наших потомков вместе с разрушенными домами уйдут и сами воспоминания о том, с чего все начиналось, какие прославленные люди бывали здесь. Можно, конечно, отвергнуть все это, как ненужный исторический хлам, выбросить, как износившуюся одежду, но не дает покоя сказанное кем-то из мудрецов: народ, не помнящий и не хранящий своего прошлого, не имеет и будущего.
Вера Таюрская,
фото автора