В чем корень зла?

Несмотря на то, что лесная отрасль считается приоритетной на территории нашего района, в местной прессе очень редко освещаются вопросы и проблемы, связанные с работой лесопромышленников. Больше всего меня волнует то, что жители района неправильно относятся к работе лесозаготовителей, считают нас вредителями природы и отчасти даже радуются нашим неудачам. Очень хочется изменить общественное мнение в лучшую сторону. Давайте рассмотрим этот вопрос более углубленно, и, может, мы сможем, наконец, понять друг друга, понять, в чем кроется настоящее зло.

Лес — это живой организм. Каждое дерево дышит, пьет, отдает все самое ценное и необходимое для жизнедеятельности человека. Но, как все живое, деревья стареют, болеют и в результате умирают, образуя в лесу страшные завалы, которые порождают вредителей и способствуют развитию сильнейших пожаров. Мы не рубим молодой лес, мы берем только спелый, который через несколько лет может просто упасть при сильном ветре. Я не раз видела эти груды леса, которые невозможно разобрать и как-то использовать в переработку. Все это высыхает за год-два и начинает гореть по причине нашей с вами халатности и небрежности в лесу, либо просто от удара молнии. И вот тогда все лето нам нечем дышать от дыма и смога. Больные астмой, сердечники, гипертоники задыхаются и попадают в больницы. Как можно этого избежать? Вопрос очень непростой.

Тушить пожар в лесу — задача не из легких: очень много требуется денежных вложений на приобретение средств пожаротушения, ГСМ, на подготовку тракторной техники, содержание пожарной дружины, организацию контрольно- пропускных пунктов. И тушить пожары в настоящее время практически некому. За несколько прошедших лет число лесозаготовителей уменьшилось в десятки раз, потому что с принятием нового Лесного кодекса на арендаторов лесосырьевых участков возложили весь комплекс лесохозяйственных работ, которые раньше выполняли специалисты лесхозов. То есть мы должны на своих арендованных территориях отвечать практически за все: за планирование и управление лесами, ведение рубок, лесовосстановление (посадки саженцев, посев семян), уход за молодняками, охрану леса от пожаров.

Понятно, что со всеми вышеперечисленными задачами малому бизнесу справляться очень сложно, таким образом, новое лесное законодательство изначально поставило под угрозу само существование малого и среднего бизнеса. Ситуация усугублялась тем, что отсутствовали нормативные документы, рекомендации и наставления по осуществлению этих работ. Дополнительно лесозаготовители должны предоставлять различные проекты и отчеты на вышеперечисленные работы.

В частности, у нас прошлым летом возникла проблема с покупкой семян для посадок. В лесхозах нашего района семян на продажу лесозаготовителям не было, а из других районов области не подходят по районированию. Об этой проблеме знали в лесничестве, и тем не менее мы получили претензионное письмо со штрафом на сумму 600000 руб. Мне удалось решить этот вопрос, и осенью семена сосны были посеяны на 8 га вырубленной ранее лесной деляны. Чтобы избежать этой проблемы в 2010 году, в лесничестве мне посоветовали заняться заготовкой семян своими силами. И не важно, что в лесхозах простаивает специальное оборудование для обработки семян, имеются специалисты, много лет занимавшиеся заготовкой семян. Получается по поговорке: лесозаготовитель «и сеятель, и жнец, и на дуде игрец».

В феврале этого года мы заготовили семена собственными силами, сдали их в Иркутскую лесосеменную станцию для сертификации. Дополнительно мне пришлось обучиться на специалиста по отбору семян и получить удостоверение. Считаю, что, выполняя работы по посеву семян, мы восполняем свой долг за вырубленный лес, и даем возможность нашим с вами детям и внукам любоваться и пользоваться дарами тайги.

К сожалению, не все арендаторы выполняют свои обязательства по лесосырьевым участкам. Многие лесосырьевые базы были взяты для перепродажи в субаренду, но так как на данный момент желающих платить за субаренду втридорога нет, то на этих лесных участках никакие работы не производятся несколько лет подряд. Многие тысячи гектаров леса, взятые в аренду, на деле остаются без присмотра, и в случае пожара тушить их будет некому.

Арендаторов лесных участков можно разделить на две группы: арендаторы-лесозаготовители и арендаторы-коммерсанты. Первые заготавливают лес, перерабатывают, несут ответственность за возрождение лесов, тушат пожары, выплачивают в государственный бюджет арендную плату за пользование лесами, зарплату работникам, налоги в местный и региональный бюджеты. Являются спонсорами различных спортивно-оздоровительных программ, активно участвуют в строительстве храма. Открыты для проверок всех контролирующих органов. Их не так много: ООО «Велес» (руководитель С.Н.Печенкин), ЗАО « Усть-Кутский лес» (П.В. Годованюк), ООО «Леналессервис» (А.В. Душин), а ООО «Северный лес» (Т.Л. Янсуков) не только предоставляет работу жителям п. Звездный, но и оказывает существенную экономическую помощь социальной сфере поселка. Представители другой группы взяли леса в аренду для перепродажи или еще интереснее - для того, чтобы не дать работать предприятиям, неугодным руководству Усть-Кутского лесничества.

Это происходит потому, что с принятием нового Лесного кодекса осложнилась ситуация с распределением лесных ресурсов. Хочу сказать об аукционах по продаже права аренды на лесосырьевые участки. Несколько лет аукционы по продаже права на аренду лесосырьевого участка не проводились совсем. Преимущественное право на получении лесной базы имели так называемые инвестиционные проекты. Это предприятия - гиганты, которые получили в пользование леса с ежегодной заготовкой до одного миллиона кубометров древесины в год. Естественно, такое количество они не заготавливают, уход за молодняками и лесовосстановительные мероприятия не производят, к пожароопасному периоду совершенно не готовы и даже не приходят на совещания, проводимые Усть-Кутским лесничеством.

Начальник Усть-Кутского территориального лесничества закрывает на это глаза, потому что у него свои интересы в лесном деле. Гораздо проще и выгоднее решить проблему не «поднимая волну», а спустив все на тормозах. Получается, что чиновники лесного хозяйства тоже делятся на две категории: коммерсанты и защитники леса. А сколько пострадало леса на просеках, вырубленных для нефтепровода — и вовсе не сосчитать. Для этого линейного объекта не было никаких преград. Труба прошла по лесосырьевым базам ООО «Усть-Кутский лес» и ООО «Леналессервис». Руководители этих предприятий приложили немало усилий, чтобы решить вопрос о внесении изменений в договор аренды, но так и не смогли отстоять свои интересы, потому что они не совпадали с интересами начальника территориального Усть-Кутского лесничества. Как только страсти утихли, он поставил свою бригаду на рубку этой просеки, соответственно получив хорошую прибыль.

Как я уже сказала, на арендаторов возложено очень много обязанностей и не всегда можно их выполнить в срок. Не можешь - плати огромный штраф, не хочешь платить штраф, есть другой путь решения проблемы - через личный интерес чиновника. Так появляются автомобили - иномарки стоимостью 2 миллиона рублей, якобы в подарок от жены.

Я имела неосторожность высказать критические замечания в адрес начальника Усть-Кутского территориального лесничества на совещании, прошедшем в ноябре 2009 года с участием заместителя губернатора Иркутской области. С тех пор попала, видимо, в список его личных врагов. Вот уже два года мы не можем взять дополнительно лесосырьевой участок в аренду. Я подготовила всю техническую документацию, необходимую для участия в аукционе. Стоимость документации, плюс многочисленные командировки в Иркутск, хлопоты с предоставлением разных справок. Поверьте, что выход на аукцион — очень непростое дело, затратное и по финансам, и по моральным усилиям. И вот долгожданный аукцион назначен на 14 июля 2010 года. Привожу заявку в Агентство лесного хозяйства Иркутской области, а там сюрприз: подана еще одна заявка на этот участок от фирмы сомнительной репутации — ООО «Леспром», зарегистрированной в г. Братске, у которой нет даже телефона для связи. Далее узнаю, что эта фирма уже выходила на аукцион в августе 2009 года и до сих пор не заключила договор на аренду, хотя закон, ст.80 п.6 Лесного кодекса, гласит: « В течение десяти рабочих дней со дня подписания протокола аукциона стороны подписывают договор аренды лесного участка или договор купли-продажи лесных насаждений». То есть лесосырьевая база им просто была не нужна. Эта подставная фирма создана лишь для того, чтобы «кидать» неугодных лесозаготовителей, которые не хотят идти на сговор и платить откат чиновникам-коммерсантам. Но почему заявку от недобросовестного участника аукциона ООО «Леспром» приняли в Агентстве лесного хозяйства Иркутской области? Риторический вопрос!

И все-таки я приняла участие в этом аукционе, испытав непередаваемое унижение от этого театрального действа, когда конец всем известен, но, тем не менее, надеешься на чудо. Чуда не произошло! Представитель ООО «Леспром», молодой мальчик, выполняющий указания солидного дяденьки, высоко поднял цену аукционной единицы, и я, руководствуясь здравым смыслом, была вынуждена отступить.

Я работаю в лесной отрасли с 1997 года и прекрасно понимаю, что значит осваивать новую лесосырьевую базу в 130 км. от города, в труднодоступном лесном массиве. Нужно только в создание лесных дорог вложить не один миллион рублей. Поэтому я четко представляю, какой должна быть цена кубометра леса на корню. Видимо, учредители ООО «Леспром» рассчитывают найти покупателя, у которого деньги не знают счета и просто перепродать им этот участок. Хороший бизнес! Только куда смотрят представители закона? Подобных предприятий не единицы, некоторые задолжали в бюджет государства немалые суммы за аренду лесов, они не осваивают лесосеки, не производят лесовосстановительные работы и прочие мероприятия, предписанные законом. И, главное, что им все сходит с рук! Это не коррупция? А что же тогда?

Конечно, в Лесном кодексе очень много недоработок: на открытый аукцион по распределению лесосек может выйти любой желающий, даже не имеющий мощностей для переработки древесины. В результате цена лота может повышаться бесконечно. На одном из аукционов повышение доходило до 1000%. Хороший рычаг для выкачивания денег с лесозаготовителей. Плати — и все у тебя получится! «А как же борьба с коррупцией?» - скажете вы. Все так завуалировано, что чувствуешь себя беспомощным в этой системе. Но я твердо уверена, что систему нужно менять. Нельзя зло оставлять безнаказанным. Нельзя плодить чиновников - коммерсантов. Для решения этой проблемы можно было бы проводить закрытые аукционы среди переработчиков древесины. В первую очередь поддержкой должны пользоваться предприятия, заслужившие определенный авторитет в лесопромышленной отрасли, который может подтвердить администрация района, предприятия, которые следят за состоянием леса, ответственны за него, платят налоги в бюджет своего района.

Считаю, что мы вправе рассчитывать на поддержку администрации, и не только в лице председателя комитета по природным ресурсам В.В. Морозова, который со своей стороны во всех вопросах поддерживает лесозаготовителей, потому что много лет работал директором Усть-Кутского лесхоза и не понаслышке знает о наших проблемах. Если и дальше будет продолжаться беспредел чиновников, то тогда уж точно от нашего общего с вами лесного богатства останутся только пеньки да обугленные палки.

Мы живем в суровом холодном краю. Как человеку, мне хочется жаркого сухого лета, а как лесозаготовителю страшно: увидим ли солнце из-за дыма? Свои арендные участки мы сможем отстоять у огня. А те труднодоступные леса, которые нам не дают взять в аренду? Кто за них ответит?

Лесной сектор в стране является вторым по значимости сектором экономики (после сельского хозяйства) для формирования рабочих мест и обеспечения занятости сельского населения. Сегодня, из-за отсутствия возможности приобрести лесосырьевые участки на аукционе, основное сокращение рабочих мест приходится на лесные поселки и районы с большими запасами леса . Усть-Кутский район непосредственно относится к этой категории. Парадокс! Живем в лесу, а леспромхозы вынуждены сокращать производство и оставлять людей без работы. Рост нищеты и безработицы в поселках - вот конечный результат, к которому мы все придем, если не сегодня, то в скором времени. Наш бизнес просто задавили. Пора трубить во все инстанции о необходимости принятия поправки в Лесной кодекс. Нужно поставить заслон фирмам-однодневкам, которые скупают на аукционах леса с целью перепродажи в дальнейшем, когда в район придут крупные лесозаготовители.

На этих крупных лесозаготовителей мы уже насмотрелись, дальше масштабных планов и разговоров дело не идет. Пример — Осетровский ЛДК: пришли в район по инвестиционному проекту, купили по дешевке Центральный грузовой район порта, расчистили территорию, подготовили «аэродром» для перевалки трубы и успешно на этом зарабатывают деньги. А как же лес? Пусть стоит до лучших времен, а потом можно китайцам продать или еще кому-то. Что с этого имеет район? Ничего. Дали для отмазки миллион на строительство церкви. Молодцы! А где рабочие места? Где налоги в местный бюджет? Так и живем! Инвестиционных гигантов принимаем с хлебом-солью, а своих запинываем под лавку. И не важно, что свои-то роднее, и в лесу работают по 15 лет, и прибыль тратят не на недвижимость за границей, а вкладывают в свое же производство. Которое, оказывается, никому не нужно. Когда же мы будем думать о своих людях и о своей малой родине? Мы здесь живем, и мы хотим работать. Так дайте нам эту возможность!

В заключение хочу сказать, что программой государственной поддержки малого сектора экономики определены приоритеты в развитии малого предпринимательства, среди них глубокая переработка природных ресурсов. Государство не запрещает нам работать в лесном бизнесе. Всем давно стало понятно, что от малого и среднего бизнеса во многом зависит благополучие тысяч людей на местах, особенно в удаленных районах и таежных поселках, но содействовать и реально поддерживать его развитие должны конкретные представители регионального правительства и местной администрации.

Многолетней работой в лесопромышленной отрасли мы заслужили право на поддержку и реальную помощь. Пора трезво оценить сложившуюся ситуацию и совместными усилиями повернуть процесс развала лесопромышленной отрасли в сторону возрождения. Пора поставить на место чиновников, получающих зарплату с уплаченных нами налогов и при этом ставящих палки в колеса.

От нас с вами зависит, как мы будем жить дальше, как будут жить наши дети, как будет развиваться наше общество. Для этого нужно совсем немного: уважать свое достоинство и не забывать, что есть такие понятия, как совесть, честь, порядочность.

Тамара КЛИМИНА, директор ООО «ЛЗПК Лена-Лес».

РЕДАКЦИЯ СОЧЛА НЕОБХОДИМЫМ ПРОКОММЕНТИРОВАТЬ ВЫСТУПЛЕНИЕ ДИРЕКТОРА ООО «ЛЗПК ЛЕНА-ЛЕС» Т. КЛИМИНОЙ И ПОПРОСИЛА СДЕЛАТЬ ЭТО МЭРА УКМО В. СЕНИНА:

Многие проблемы, которые существуют на сегодняшний день в лесной отрасли, в том числе и отмеченные в данной статье, обусловлены, в основном, действующим законодательством. И в первую очередь, конечно же, это Лесной Кодекс РФ. Ещё в период его подготовки, когда этим занималось Министерство экономического развития под руководством Г. Грефа, было уже ясно, что лесную отрасль ждут серьёзные испытания. Но была надежда, что данный закон не будет подписан Президентом РФ. Тем не менее этого не случилось и, начиная с 2007 года, Лесной Кодекс РФ вступил в своё действие. В этот период произошла тотальная реорганизация органов лесного хозяйства, поменялись многие основополагающие принципы ведения лесного хозяйства и лесопользования. Органы местного самоуправления, как районы, так и поселения, оказались законодательно исключенными из процессов обеспечения лесозаготовителей лесными ресурсами, контроля за лесопользованием, соблюдения лесохозяйственных требований, обеспечения лесовосстановительных работ. Все эти полномочия (на сегодняшний день) находятся в компетенции Правительства Иркутской области и его структурных подразделений. Мало того, примером некачественного лесного законодательства является проблема с обеспечением дровяной древесиной населения, сельскохозяйственных и бюджетных организаций и учреждений. Об органах местного самоуправления вспоминают, к сожалению, только тогда, когда возникают лесные пожары, и государственные структуры не в состоянии скоординировано бороться с этим бедствием.

Такое положение дел, конечно же, не могло меня устраивать, и мы, со своей стороны, неоднократно обращались в администрацию Иркутской области, а теперь в Правительство Иркутской области, с предложениями о внесении изменений и в Лесной Кодекс РФ, и в областные законы, направленные на стабилизацию работы лесной промышленности и на поддержку предприятий малого и среднего бизнеса. Нами было инициировано проведение кустового совещания в ноябре прошлого года с участием первого заместителя председателя Правительства Иркутской области Параничева Ю.В. Выработанные предложения, которые нашли своё отражение в протоколе, пока по-прежнему остаются нерешёнными, да и Параничев Ю.В. уже не работает в составе Правительства Иркутской области. Также, до сегодняшнего дня, в составе Правительства Иркутской области остаётся вакантной должность министра лесного комплекса, что тоже не сказывается положительно на решении проблемных вопросов. Так что в этой части статьи я полностью солидарен с автором.

Что касается реализации инвестиционных проектов на территории Усть-Кутского муниципального образования, в частности, Осетровского ЛДК, то здесь ситуация не так однозначна. С самого начала, от заявления акционеров о намерении строительства деревообрабатывающего комплекса на нашей территории, администрация Усть-Кутского муниципального образования высказала свою поддержку и оказывала всяческое содействие в признании данного проекта приоритетным. Но, к сожалению, из-за позиции Агентства лесного хозяйства Иркутской области предприятие не смогло своевременного получить сырьевые ресурсы, в результате финансирование проекта на нашей территории было отложено, а все усилия инвесторов были направлены на реализацию аналогичного проекта в Красноярском крае. Вместе с тем, мы продолжаем инициировать решение данного вопроса на уровне Правительства Иркутской области с целью завершения реализации данного инвестиционного проекта.

И по ситуации со строительством трубопровода по территории не только нашего района, а и по территории других районов Иркутской области подтверждаю, что строительство велось под жёстким административным давлением с федерального уровня, нередко с нарушениями федерального и регионального законодательства и, совершенно точно, без учёта интересов населения, местных предприятий лесного, строительного и дорожного хозяйства, а также социальных нужд местного самоуправления. Это подтверждается и тем, что ни с местным самоуправлением, ни с областной администрацией в лице двух предыдущих Губернаторов нашей области договора о социальном партнёрстве так и не были подписаны, несмотря на наши совместные усилия в этом плане. И даже вмешательство, с моей подачи, Полпреда в Сибирском Федеральном округе не сдвинуло решение этой задачи.

В статье автор много внимания уделяет различным нарушениям законодательства и конкретным и, как бы обобщённым понятием, чиновниками, вплоть до обвинения в коррупции. Моё мнение таково: если автор открыто, публично обозначает это в прессе, значит должен, имея конкретные факты, официально обращаться в прокуратуру, органы внутренних дел, в антимонопольную службу и другие аналогичные инстанции. Ведь ни читатели, ни органы местного самоуправления не в состоянии действенно повлиять на положение дел в этом плане, в силу требований действующего законодательства. В противном случае, это смахивает на политический популизм, на «плакание в жилетку».

И последнее - совершенно ответственно заявляю, что всегда стоял и остаюсь на позиции безусловной поддержки, содействия, в рамках законодательства, как крупных, так и малых и средних предприятий лесного комплекса. И именно поэтому никто не сможет привести ни одного примера иного подхода местной администрации во главе со мной.

В.П. СЕНИН, мэр Усть-Кутского муниципального образования.





РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ