В Иркутской области правоохранительные органы, намеренно совершив подмену понятий, возбудили уголовное дело, которое и довели-таки до судебного процесса.
О том, с чего начиналась эта грязная история, наша газета рассказывала два года назад в статье «Охота на «Аэростар». Потом были другие публикации. И вот сейчас -- суд, апофеоз более чем двухлетней напряженной работы следователей и прокуроров…
Подсудимых трое: предприниматель Олег Грейзе, его жена и мать двоих малолетних детей Анна Белоусова и Федор Мизгирев, который некоторое время назад летал пилотом вертолета «Еврокоптер», принадлежащего вышеназванному бизнесмену. Обвинительное заключение, с трудом уместившееся на двух с лишним тысячах страниц, в суде зачитывал старший помощник Восточно-Сибирского транспортного прокурора Валерий Васильев. В этом объемистом документе почти на каждой странице содержатся формулировки устрашающего содержания: «действуя умышленно, в ходе осуществления преступной деятельности…», «действуя группой лиц, согласованно…», «вступили в преступный сговор», «с целью осуществления незаконной деятельности, умышленно…» -- и так далее и тому подобное. Если не знать о том, за что привлечены к уголовной ответственности эти трое граждан, то можно ненароком подумать: их судят за тяжкие и опасные преступления. Может, они крупные наркодельцы… Или нелегальные продавцы оптовых партий оружия… Или они похищали людей и продавали их в рабство… Да что говорить: на любую жуть нормального человека могут натолкнуть страшные по своей сути формулировки из обвинительного заключения!..
Правда же состоит в том, что Олега Грейзе и двух его товарищей по несчастью, угодивших в жернова отечественной «правоохранительной» системы, судят, по мнению опытных юристов, за преступления, которых они не совершали. В самом деле: нет заявителей, сообщающих о совершенном злодеянии, нет потерпевших в результате злодеяния, нет, наконец, и нанесенного кому бы то ни было ущерба. А что же, в таком случае, есть? Есть часть 2 статьи 171 и часть 2 статьи 238 УК РФ -- незаконное предпринимательство и оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, соответственно. И есть 43 тома материалов уголовного дела, которое истово, с аппетитом, взахлеб расследовалось в течение двух с лишним лет!
Исходя из сути предъявленного обвинения, подсудимые и их адвокаты полагают, что уголовное дело, о котором идет речь, относится к категории так называемых заказных. И кто же, в таком случае, выступает в роли «заказчика»?.. Чтобы ответить на этот вопрос, надо хотя бы вкратце коснуться предыстории событий, которые в конечном счете закончились судебным процессом…
В глубине Восточных Саян, на берегах горной реки Шумака, испокон веков существует «Долина ста источников». По преданию, еще Чингисхан целебными водами из здешних родников-аршанов врачевал свои раны. Сложнейший пешеходный маршрут протяженностью 60 километров доступен людям лишь два-три месяца в году. Но все равно: из века в век несметное количество паломников, преодолевая перевал высотой 2800 метров и ледники, добирались до волшебной долины, чтобы тут поправить свое здоровье. Жаждущие исцеления граждане безжалостно пускали под топор кедры-великаны, чтобы строить избушки-зимовья. А сколько заповедного леса уходило на дрова?! После себя полчища паломников оставляли на берегах Шумака бесчисленные мусорные свалки.
В 2007 году иркутский предприниматель Олег Грейзе, в прошлом пилот гражданской авиации, решил навести порядок в «Долине ста источников». Ему удалось вполне законно выиграть лесной конкурс на право аренды (сроком на 49 лет) небольшого участка земли по соседству с целебными аршанами. Оппонентом у Олега Грейзе и его фирмы «Ока-Шумак», выигравшей конкурс, выступала компания «Байкал-Маркет», непосредственное отношение к которой имеет «деловой человек» Владимир Борисов (фамилия изменена), ныне -- депутат Законодательного собрания Иркутской области. Еще в 2005 году этот гражданин предпринял попытку захватить в Иркутске ОАО «Фонд «Энергия-Инвест». Попытка закончилась неудачей, но Борисов тем не менее приобрел в регионе репутацию бесцеремонного рейдера-захватчика. Эту «репутацию» Борисов, руководитель группы компаний общим числом восемьдесят, успешно подтверждает и сегодня -- судя по последним событиям в г. Улан-Удэ, где он пытается захватить Торговый дом «Юбилейный». А тогда, в 2007-м, не согласившись с итогами лесного конкурса, собственники компании «Байкал-Маркет» обратились с иском в арбитражный суд, но все процессы проиграли. Тем временем Олег Грейзе и его компания «Ока-Шумак» после получения необходимых согласований приступили к строительству турбазы на арендованной территории.
Все необходимые материалы и оборудование доставлялись вертолетами, обратными рейсами вывозился мусор, общий объем которого превысил 30 тонн. Вскоре турбаза, удобная, современная, безупречная в плане экологии, была построена и начала принимать первых цивилизованных (в отличие от «дикарей») туристов. Продажей путевок на турбазу «Шумак» занималась компания «Аэростар» -- также детище Олега Грейзе. Ничто не предвещало каких-либо серьезных проблем до того момента, когда в ноябре 2007-го в офисе «Аэростара» впервые появился начальник криминальной милиции ЛОВД в аэропорту Иркутск майор милиции Дмитрий Гончаров. Он трижды пытался провести проверку финансово-хозяйственной деятельности туристической компании, никаким образом не подведомственной транспортной милиции. Не встретив у сотрудников «Аэростара» «взаимопонимания», Гончаров в начале марта 2008 года привел в турфирму бригаду сотрудников ОБЭП УВД по Иркутской области общим числом шесть человек. Обыск продолжался около семи часов, причем адвокату «Аэростара» не были представлены ни постановление на обыск, ни иной документ, разрешающий проведение следственных действий. Были изъяты и вывезены различные документы, причем соответствующей описи бумаг и расписки милиция представителям туристической компании не удосужилась выдать.
Уже только эти факты дают основания для того, чтобы предположить: «наезд» на «Аэростар» осуществлен в чьих-то корыстных интересах. В чьих же именно? На определенные размышления наталкивает следующий факт: в августе 2008-го руководство компании «Байкал-Маркет», уже известной нам по судебной тяжбе с фирмой «Ока-Шумак», обратилось в УВД Республики Бурятия и в ГУВД по Иркутской области с заявлением о привлечении Олега Грейзе к ответственности за якобы незаконную перевозку туристов в «Долину ста источников» на вертолете… А в декабре все того же 2008-го некто Тамбовский (фамилия изменена), бывший прокурорский работник высокого ранга, от лица рейдера Борисова обратился с неожиданным предложением к Олегу Грейзе. Суть предложения: все «преследования» Грейзе со стороны правоохранительных органов будут прекращены, если в свою очередь Грейзе «поделится» с Борисовым туристическим бизнесом на Шумаке. Еще полгода спустя другое доверенное лицо Борисова вторично сделало Грейзе то же самое предложение. Олег Владиславович и в первом, и во втором случаях на сделку с рейдером не пошел: не тот у него характер!..
Из ГУВД по Иркутской области изъятые документы были переданы в ЛОВД «Аэропорт Иркутск», и теперь уже «транспортники» получили возможность возбудить два уголовных дела по статьям 171 и 238 УК РФ. Поскольку статья 238-я -- «прокурорская», то оба уголовных дела были объединены в одно, и материалы поступили в Байкало-Ангарскую транспортную прокуратуру. Расследование поручили следователю по особо важным делам Восточно-Сибирского следственного управления на транспорте Максиму Некрасову. В результате проведенного «расследования» Анна Белоусова, мать двоих малышей и беременная в третий раз, получила такой нервный стресс, что неродившийся ребенок погиб, а саму Анну Владимировну от гибели спасли врачи, успевшие сделать ей операцию.
В ходе следствия было проведено семь обысков, в том числе на турбазе «Шумак» с участием бойцов ОМОНа, вооруженных автоматами. Отдыхающий люд был в ужасе: маски-шоу, и где -- в сердце Восточных Саян, в тихой и мирной «Долине ста источников»?! Кстати, для доставки «важняка» Некрасова на Шумак использовался вертолет МЧС, который совершил полет в горах с грубейшими нарушениями -- без плана использования воздушного пространства и связи, при метеоусловиях ниже минимума. Причем не кто иной, как следователь Некрасов заставил командира вертолета грубо нарушить Воздушный кодекс РФ, о чем свидетельствует докладная командира вертолета.
И еще факт. Максим Некрасов сделал пилоту Федору Мизгиреву предложение, от которого Федор Анемподистович, человек в высшей степени порядочный, без раздумий отказался. «Важняк» предложил пилоту под диктовку «дать показания на Грейзе». Мизгирев сказал, что он уже дал те показания, которые имеются в уголовном деле, и что ничего нового он добавить не может, тем более -- под диктовку. Тогда Некрасов заявил, что, в таком случае, в отношении Мизгирева тоже будет возбуждено уголовное дело и что он будет осужден, получит условный срок и летать никогда не сможет. Но Федор Анемподистович оказался непреклонен, почему и занял место на скамье подсудимых рядом с Грейзе и Белоусовой…
Адвокаты Грейзе и Мизгирева обратились в суд с заявлением об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, вынесенного в марте 2009 года, в отношении их подзащитных. И суд, рассмотрев представленные доказательства, 4 июня 2009-го отменил постановление о возбуждении уголовного дела, как вынесенное незаконно и необоснованно. Прокуратура попыталась доказать свою правоту в кассационной инстанции, но Иркутский областной суд оставил решение суда первой инстанции в силе. Деваться было некуда, и руководитель Восточно-Сибирского следственного управления на транспорте Елена Липунова была вынуждена смириться и в октябре все того же 2009-го вынесла постановление об отмене (прости меня, читатель, за вынужденную тавтологию!) постановления «важняка» Некрасова о возбуждении уголовного дела в отношении Грейзе и Мизгирева. Однако следственно-прокурорская машина продолжала работать как ни в чем не бывало. Несколько дней спустя Некрасов возбудил новое уголовное дело в отношении тех же фигурантов -- с учетом процессуальных ошибок, на которые указывал суд. Причем «новому» делу Некрасов присвоил «старый» номер, тем самым, нарушив статистическую отчетность, попутно улучшил показатели своей работы! Важно отметить, что добрых семь месяцев Некрасов вел следствие по уголовному делу, возбужденному, как признал суд, незаконно и необоснованно. Однако это ничуть не помешало «важняку» положить наработанные таким образом материалы в основу обвинительного заключения!
В чем же, по мнению «важняка» Некрасова и сотрудников транспортной прокуратуры, проштрафились перед законом Грейзе, Белоусова и Мизгирев? Тут нам не обойтись без пространной, корявой в стилистическом плане цитаты из обвинительного заключения: «Грейзе О.В., действуя умышленно, с целью совместного с Белоусовой А.В. оказания услуг, не отвечающих требованиям безопасности и здоровья потребителей, по перевозке пассажиров и грузов, выполнению авиационных работ за плату воздушным транспортом – вертолетом ЕС 120В, серийный номер 1153, поскольку указанный вертолет не соответствует требованиям гражданской коммерческой авиации, ///не зарегистрирован в государственном реестре воздушных судов/// (выделено мною. -- ///Авт.///)…, пилоты Грейзе О.В., Мизгирев Ф.А. не имеют действующих свидетельств пилотов коммерческой гражданской авиации с допуском к выполнению полетов в области гражданской авиации на указанном типе воздушного судна…».
И еще цитата: «Грейзе О.В., зная, что на имеющемся у него в собственности вертолете нельзя оказывать услуги по перевозке грузов и пассажиров, выполнять авиационные работы за плату, зная, что ООО «Аэростар» не имеет лицензию на перевозку пассажиров и груза воздушным транспортом за плату, не является эксплуатантом гражданской коммерческой авиации, предоставил Белоусовой А.В. (в тот период времени -- директор фирмы «Аэростар». -- ///Авт.///) вертолет ЕС 120В, серийный номер 1153…».
Если все это неудобоваримое следственно-прокурорское «творчество» перевести на обычный человеческий язык, то можно в упрощенной форме сформулировать «виновность» подсудимых перед законом. А именно: фирма «Аэростар», дескать, не имела права заниматься перевозками пассажиров, а Грейзе и Мизгирев, не имея никакого отношения к гражданской авиации, не имели права перевозить людей и грузы за плату на «Еврокоптере», поскольку этот вертолет тоже никак не связан с гражданской авиацией!..
Но фирма «Аэростар» и не занималась перевозками пассажиров, а лишь продавала туристические путевки, в том числе и на турбазу «Шумак». Доставку туристов в «Долину ста источников» осуществляли транспортные компании, имеющие для этого все необходимые документы и допуски. Что же касается Грейзе и Мизгирева, то обвинения в их адрес представляются, мягко говоря, надуманными. Я уж не говорю о многочисленных процессуальных нарушениях, допущенных следователем по особо важным делам Некрасовым и «не замеченных» надзирающим органом -- прокуратурой и непосредственным начальником «важняка» -- руководителем Восточно-Сибирского следственного управления на транспорте Еленой Липуновой.
Однако вернемся к нашей истории. Смоделируем такую ситуацию. Некоего гражданина спрашивают: ты почему не работаешь в фирме Икс? А он отвечает: я не хочу работать в фирме Икс, потому что мне нравится работать в фирме Игрек… При этом гражданина, который предпочитает работать в фирме Игрек, никто не привлекает к уголовной ответственности за то, что не находится в трудовых отношениях с фирмой Икс, -- нет такого закона! Вот потому-то и Грейзе, и Мизгирев имели полное право не состоять в тех или иных отношениях с гражданской авиацией: у них есть свидетельства специалистов ///государственной/// авиации! Точно так же вертолет «Еврокоптер» с заводским номером 1153 и бортовым номером RF-14002 состоял в реестре воздушных судов ///государственной/// авиации, о чем свидетельствовали две буквы в бортовом номер -- RF. Может быть, «важняк» Максим Некрасов и первый заместитель Восточно-Сибирского транспортного прокурора Геннадий Крук, подписавший обвинительное заключение, не знали об этом? Если это так, то можно, вероятно, вести речь о грубейшем профессиональном браке со стороны вышеназванных должностных лиц… Но истина состоит в том, что они – Некрасов и Крук -- знали!..
В материалах уголовного дела имеется официальное письмо за подписью директора департамента авиации Центрального совета РОСТО Виктора Чернова. Он, отвечая на запрос адвоката подозреваемого Олега Грейзе, сообщает о том, что «…воздушные суда, находящиеся в реестре государственной авиации РОСТО, осуществляли и осуществляют коммерческую деятельность на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1999 года № 862, Распоряжения Правительства Российской Федерации № 31-р от 11.01.93 г., Директивы начальника ГШ ВС РФ № 315к/5/256 от 27.01.2000 г. Воздушное судно – вертолет ЕС-120В, бортовой номер RF-14002, заводской номер 1153 -- в период с 2005 по 2007 г. (именно этот период времени расследовался Некрасовым. -- ///Авт.///) состояло в реестре судов государственной авиации и имело право осуществлять перевозки пассажиров и грузов воздушным транспортом. Пилот Грейзе Олег Владиславович, 1959 г. р., имеющий свидетельство специалиста государственной авиации № 001185, протокол № 17 от 01 октября 2004 г., имел право осуществлять перевозки пассажиров и грузов воздушным транспортом…».
В 43 томах уголовного дела есть и другие документы, доказывающие невиновность Грейзе,