Традиционная Байкальская парусная регата «Baikal Race», которой уже более полувека, сейчас переживает небывалый подъем. Нынешним летом она будет проходить в четыре этапа и продлится целых 27дней! Участники соревнований пройдут от Иркутска до Северобайкальска и обратно. Такого масштабного формата эта гонка еще не знала.
Текст: Ника ПЕСЧИНСКАЯ
История Большой байкальской регаты
Эта традиция была заложена любителями парусного спорта в Иркутске в 1973 году – собираться и уходить на Байкал под парусами на неделю, а то и больше. Маршруты и количество участников менялись, но неизменным оставалось главное: гонка совмещала долгое и интересное путешествие по Байкалу со спортивными состязаниями.
- Раньше было так: один год проходила Байкальская неделя, которая длилась семь дней, участники ходили до Малого моря и обратно. А на другой год проводилась Байкальская регата, более продолжительная. Она шла уже полторы недели, и участники успевали дойти до Чивыркуйского залива, – рассказывает иркутский капитан Виктор Макушев.
Из-за сложных длительных переходов в ней могли участвовать только профессиональные спортсмены. В 90-е годы эта традиция были прервана. В 2007 году регата получила новую активность, которая, впрочем, с годами опять снизилась.
Когда шесть лет назад Федерацию парусного спорта Иркутской области возглавил Александр Московских, он загорелся идеей – дать этой гонке новую жизнь. Задача была не из легких, основная сложность – собрать участников. Не каждый сможет уехать из дома на целую неделю. К тому же большую часть маршрута нет сотовой связи. Как быть?..
Александр Анатольевич придумал необычный ход: совместить соревнования с туризмом. Большая Байкальская регата стала доступна даже для тех, кто не имеет яхты, а про парусный спорт знал только понаслышке.
Новая жизнь
В новом формате гонка выглядит так: иркутские капитаны предоставляют свои яхты, они же управляют лодкой и обучают экипаж, если есть неопытные участники. Вскоре даже новички понимают, как управляться с парусами, а к концу регаты они становятся полноценными участниками своих команд.
Этот подход помог решить сразу несколько задач: проведение длинной и сложной гонки, вовлечение новичков в парусный спорт, развитие туризма на Байкале, а также экскурсии – регата всегда совмещается с осмотром достопримечательностей.
Да, дело пошло не сразу. Бывало, что на старт регаты «Baikal Race» выходили всего три-четыре лодки. Но Федерация парусного спорта Иркутской области сделала главное: вернула традицию гонки и организовала качественное проведение. Собрать участников было вопросом времени. А отсутствие сотовой связи и интернета сейчас является скорее преимуществом и дает терапевтический эффект. Участники гонки называют это – «цифровой детокс».
И вот наконец качество усилий перешло в количество участников! Во многом этому способствовало то, что за организацию регаты «Baikal Race» взялся активный яхтсмен и путешественник Алексей Шерстобитов.
«Приезжайте на Байкал!»
Алексей Шерстобитов родился в Челябинске. Парусным спортом увлекся уже в зрелом возрасте:
- На Урале нет больших водоемов, но много озер. Однажды сестра пригласила меня на парусную прогулку. И я удивился тому, что ветер дует мне в лицо! То есть, мы шли против ветра при помощи парусов. Тогда я влюбился в парус. Получил международную лицензию капитана – в 37 лет, арендовал лодки в разных морях и участвовал в регатах. В 2011 году в силу обстоятельств наша семья переехала на Байкал. Но я долго не решался приобрести лодку. Все же привык, что яхтинг – это в майках и шортах, а здесь довольно суровый край. Но решился. Свою первую яхту «Ясна» купил в 2014 году – 26 футов, тогда же вступил в яхт-клуб «Исток» и стал участвовать в местных соревнованиях. Сейчас у меня другая, побольше, она называется «Happy». Я продолжал ездить на регаты в разных частях света, появилось много знакомых, и я активно приглашал всех: «Приезжайте на Байкал!» Два года назад Александр Московских, видя мою активность, предложил взять в свои руки гонку «Baikal Race».
Результатом активности Алексея Шерстобитова стало то, что уже в 2024 году в регате приняли участие сразу 12 яхт! А в 2025 году их количество должно быть еще больше. О своем желании участвовать уже сообщили более сорока человека. Перебора участников быть не может, так как флот в Иркутске достаточно многочисленный. И если будут «безлошадные» спортсмены, то организаторы подключат капитанов и найдут дополнительные яхты. Прием заявок будет осуществляться до 3 июля. А уже 12 июля стартует первый этап.
Знакомство с Ангарой
Впервые в истории гонка пройдет в таком масштабном формате – в четыре этапа. Это сделано, чтобы разнообразить маршруты.
Поначалу была мысль – дать старт в Иркутске. Но подъем вверх по течению Ангары занял бы целый день. Однако познакомиться с чистой и стремительной рекой яхтсменам из других городов тоже интересно! Вопрос решили так: участники первого этапа собираются в Иркутске и на автобусах приезжают в музей под открытым небом «Тальцы». Там после осмотра экспозиций их по воде доставят к яхтам. Таким образом, часть Ангары они увидят.
Отметим, что в Северобайкальске 25-26 июля будут проходить мероприятия в честь дня города. И участники регаты приедут как раз вовремя, чтобы застать праздник и погоняться вместе с яхтсменами Северобайкальска. Риск не совпасть по датам исключен, говорит Алексей Шерстобитов:
- Наша гонка должна идти строго по графику. Поэтому порядок такой: ветер дует – мы даем старт и едем. Если ветер совсем заканчивается, то судейская принимает сокращенный финиш, мы заводим моторы и пошли. То есть соблюдаем график.
Первый этап
Первый этап займет семь дней – с 12 по 18 июля. Первая точка – это Большое Голоустное, где будет гонка и береговая программа. Засидевшись на яхтах, участники с удовольствием идут в небольшие походы, например, на Сухие озера. Далее – неповторимые виды бухты Песчаная, которую называют Сибирской Ривьерой. Предполагается, что там будет стоянка с двумя ночевками, во время которых гости увидят
скалу Малый Колокол, смотровую площадку, бухту Сенная.
Далее всех ждет ночной переход до бухты Ая. Вечером будет дан старт. Если участники к тому моменту уже приобретут достаточный опыт, это будет первое серьезное испытание:
- Если штиль, то мы поедем на моторах, а если будет ветер – то пойдем в ночную гонку!
Далее в районе деревни Сахюрта будет небольшой отдых после длительного ночного перехода, а потом осмотр красот Малого моря: буддийская Ступа на острове Огой, скала Шаманка в Хужире, высадка на берег, ведь гости должны попробовать настоящие бурятские позы! После чего переход до мыса Хобой. Опять же, если ветра не будет, яхты пойдут на моторах, чтобы не выбиваться из графика. Но это крайний вариант.
- Если будут ветровые условия, мы с радостью пойдем на парусах. Чем еще хорош парусный спорт? Это гармоничное движение: ветер дует, солнце светит, лодка идет по воде… Это одно из красивейших явлений. И это экологично, когда не работает мотор. И природе хорошо, и люди довольны – они веревки тянут, делом заняты.
Далее еще один ночной переход – от Хобоя до мыса Верхнее Изголовье. В Чивыркуйском заливе яхтсменов ждут горячие источники в бухте Змеиная, а также два гоночных дня. После семи дней участникам предстоит расставание. К тому времени все уже обычно становятся как одна семья. В поселке Монахово на западном берегу Байкала выходят те, кто не едет дальше, их на трансфере доставляют в Улан-Удэ.
А регата продолжается.
Второй этап
Небольшой отдых для капитанов: и там же, в Монахово, на яхты заходят участники второго этапа. Он самый долгий – с 19 по 26 июля. Первый день – знакомство с яхтой, тренировочный выход, а потом два гоночных дня.
- Почему я с такой уверенностью говорю про два дня гонок – потому что в Чивыркуйском заливе всегда идеально дует ветер. В десять-одиннадцать часов его «включают», как по расписанию, и он стабильно дует до 16-17 часов. И вообще это место очень хорошо для яхтинга: теплая вода, горячие источники.
В свободное от спорта время участникам предстоит посетить бухты Змеинка и Крутая, поселок Курбулик. Затем – путь до поселка Давша, посещение музея, долгий ночной переход до поселка Хакусы, где тоже есть горячие источники. Осмотр бухты Аяя и озера Фролиха.
Далее участники приезжают в Северобайкальск, где будет совместная регата с местными яхтсменами, планируется две гонки. И, как мы уже говорили, 26 июля можно будет посетить мероприятия, которые пройдут в Северобайкальске в честь дня города.
И на такой позитивной ноте завершится второй этап. В Северобайкальске выйдут те, кто завершит свое путешествие, и сядут те, кто его только начнет.
Третий этап
После этого яхты повернут назад, в сторону Иркутска. Третий этап продлится с 27 июля до 1 августа. До того маршрут шел вдоль западного берега Байкала, а сейчас пойдет вдоль восточного. Больше всего участников заявились именно на второй и третий этапы, некоторые – сразу на оба.
- Потому что, участвуя во втором и третьем этапах, можно практически две трети Байкала покрыть своим вниманием, – говорит Алексей Шерстобитов, – на третьем этапе мы посещаем село Байкальское, мыс Котельниковский, где тоже есть целебные источники, мыс Болсодей – излюбленное место рыбаков. И потом длинный переход до бухты Заворотная, где есть безопасное мест для стоянки. Там мы поднимемся в гору, где раньше был карьер, и добывали микрокварциты. После ночевки в Заворотной идем на мыс Хобой и возвращемся на Малое море через Хужир. Участников третьего этапа высаживаем в поселке Сахюрта и доставляем в Иркутск.
После каждого этапа будет отдельное награждение призеров, которые станут лучшими по сумме проведенных гонок. Участники будут соревноваться в двух дивизионах: «спорт» и «круиз».
Четвертый этап
Заключительный этап будет короче предыдущих – со 2 до 7 августа. Здесь также будут гонки – по расписанию, которое выдаст ветер. И осмотр достопримечательностей: мыс Уюга, поселок Хужир, остров Огой. И на обратном пути – бухты Песчаная, поселки Большое Голоустное и Листвянка. Планируется, что финиш будет в Иркутске, так как добраться вниз по течению будет гораздо быстрее.
- Я бы хотел отметить, что мы выбрали для гонки самый теплый и красивый сезон на Байкале. В это время года практически исключены шторма, – говорит Алексей Шерстобитов.
Погода