Алло! Вас беспокоят мошенники!

Отчего некоторые из нас так охотно расстаются со своими кровными деньгами, отдавая их аферистам и жуликам? Главной причиной процветания мошенничества сотрудники полиции считают избыточную доверчивость граждан и желание быстро разбогатеть, не прилагая к этому никаких усилий. Этому способствуют и навязчивая реклама о многочисленных «беспроигрышных» лотереях, розыгрышах, участников которых ждут дорогие призы и подарки. Чаще всего в сети, расставленные аферистами, попадают люди в возрасте от 45 лет и старше. Хотя и люди более молодого возраста не исключение.

Преступники входят в доверие к своим жертвам хорошо продуманными способами, умело играют на таких чувствах, как сострадание, жалость, стремление помочь ближнему в беде. Их надежный помощник – юридическая безграмотность некоторых людей.

Предугадать поведение мошенников, варианты обмана и место, где жулики планируют очередную аферу, невозможно. Последнее время подобные преступления все чаще совершаются посредством телефонных звонков, которые могут поступить к потенциальной жертве с другого конца страны за тысячи километров. Перевод денег потерпевшие осуществляют на электронные счета или счета указанных им мобильных телефонов, с которых все перечисленные деньги злоумышленники переводят тут же на другие свои счета.

Чтобы уберечься от социального мошенничества, стоит быть бдительнее и понимать, что именно кроется за «тревожным» сообщением или заманчивыми предложениями обходительных и убедительных молодых людей. Не зря говорят: предупрежден - значит вооружен.

Рассмотрим несколько распространенных вариантов обмана, которыми пользуются современные комбинаторы.

Вариант первый. Передача информации осуществляется по телефону, связь, как правило, плохая, в трубке шумы и хрипы. Звонит, якобы, близкий родственник хозяев квартиры:

«Мама, я попал в аварию, со мной все нормально, но пострадал другой водитель (или пассажир). Здесь на месте следователь, он готов мне помочь все уладить. Только надо заплатить ему и пострадавшему за лечение».

«Сынок, у тебя изменился номер телефона?» (Этот вопрос задают редко, поскольку жертва уже введена в состояние стресса и думает только о том, как помочь любимому чаду выбраться из ситуации.)

«Нет мам, мой телефон разбился во время аварии, Мне дал телефон следователь, чтобы я тебе позвонил. Поговори с ним».

После этого телефон передается псевдоследователю и тот уверенным голосом сообщает жертве, какая сумма требуется и куда необходимо перечислить или привезти деньги. Что она и делает».

Вариант второй. Передача информации также осуществляется по телефону. Связь отличная.

- Здравствуйте, Вас беспокоит служба безопасности банка. Ставим Вас в известность, что в Вашу кредитную (или зарплатную) карту неизвестные нам преступники внедрили вирус и незаметно для вас снимают незначительные суммы. Вы этого не замечаете, но за год набегает приличная сумма. Удалить вирус мы не можем.

-Что же мне делать?

-Вам необходимо снять со своей сберкарты все деньги и перечислить их на такой-то счет. А мы заведем вам новую сберкарту и перечислим на нее ваши деньги. Вам останется только забрать карту.

После перевода денег на указанные счета мошенники, естественно, больше не отвечают на телефонные звонки жертвы. Кстати, совсем недавно таким простым и эффективным способом мошенники обманули жительницу Усть-Илимска, которая перечислила на счет аферистов 48 тысяч рублей.

Вариант третий, тоже телефонный, но передача информации осуществляется посредством службы коротких сообщений (СМС):

«Поздравляем! Ваш номер сотового телефона участвовал в розыгрыше призов «Русского радио»! Вы выиграли автомобиль «Нива-Шевроле». Для получения приза позвоните по телефону ( указывается номер) или перейдите по ссылке в Интернете …». Развитие ситуации зависит от выбранного абонентом варианта связи с отправителем сообщения. При телефонном разговоре подтверждается информация о выигрыше и предлагается до получения автомашины оплатить налог с выигрыша в определенном мошенниками размере. Указывается номер телефона, на который необходимо перечислить сумму, или адрес электронного кошелька. При этом и звонок, и переход по ссылке могут оказаться платными.

Вариант четвертый, тоже осуществляемый посредством СМС сообщений:

«Вам прислали поздравительную открытку (ММС сообщение) перейдите по ссылке …». Когда вы открываете ссылку в Интернете, со счета вашего телефона автоматически снимаются деньги. Собственно, это и есть «поздравление». Ничего другого в Интернете вы можете и не найти.

Вариант пятый, осуществляемый посредством личного общения. Жертва - пенсионеры. На пороге их квартиры - молодой человек с хорошими манерами и привлекательной внешностью:

«Здравствуйте, социальная служба (департамент здравоохранения, социальная защита, компания по защите прав пенсионеров и т.п.) проводит благотворительную акцию и распространяет среди пенсионеров лечебные аппараты. Вы можете приобрести уникальный аппарат «Чудесный доктор» за половину его стоимости. Но и эта сумма будет вам возмещена указанным ранее департаментом или медицинской страховой компанией. Далее описываются чудеса излечения, которые творит распространяемая техника. Аппарат, как правило, стоит в разы дешевле объявленной стоимости, и может оказаться не сертифицированным. А может сломаться во время первой же процедуры. И уж конечно, никакая служба не возместит пенсионерам затрат на приобретение чудо-прибора.

Вариант шестой - сострадательный. На ваш мобильник поступает СМС-сообщение:

«Маленькой Насте 1,5 года срочно нужна помощь (или операция). Вы можете перечислить деньги на специальный счет N ….». Эти сообщения рассчитаны на добросердечных граждан, которые, не выясняя деталей, сразу отправляют на указанный счет свои сбережения, чтобы помочь «умирающему ребенку». А вместо маленькой Насти их деньги получает расчетливый проходимец.

Это наиболее распространенные варианты обмана. На деле в арсенале мошенников их гораздо больше. Следует помнить, что информацию о чрезвычайных ситуациях, происшествиях с родственниками, выигрышах в лотерее и тому подобные телефонные звонки следует тщательно перепроверять. Прежде чем что-либо предпринять, позвоните родственнику, «попавшему в беду» на стационарный телефон, наберите номер указанной компании, свяжитесь с офисом мобильного оператора. Только так вы сможете узнать, что на самом деле происходит. Внимательно читайте договоры, которые подписываете с продавцами и различного рода торговыми представителями, уточняйте условия возврата приобретенного товара.

Помните, что даже если полиция установит и задержит преступников, вернуть потраченные или переведенные мошенникам деньги зачастую невозможно. Расскажите своим пожилым родителям о способах обмана, подскажите, как им вести себя в той или иной ситуации, чтобы обезопасить себя.

Елена Лобанчикова, УВД по г. Усть-Илимску.

"Байкал24" впервые опубликовано



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ