О подвиге матроса Тихоокеанского флота Алдара Цыденжапова, ценой собственной жизни спасшего 300 человек экипажа эсминца “Быстрый”, вся страна узнала осенью 2010 года
16 ноября 2010-го Указом Президента России за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга, военнослужащему войсковой части 40074 матросу Алдару Баторовичу Цыденжапову было присвоено звание Героя Российской Федерации. 21 февраля 2011 года Дмитрий Медведев в Кремле вручил Золотую Звезду родителям погибшего матроса.
НО ЭТИМ событием история подвига бурятского паренька не закончилась. По факту его гибели была проведена проверка работниками Следственного комитета при военной прокуратуре Тихоокеанского флота. Чем же она закончилась?
Утром 24 сентября 2010 года “Быстрый” готовился к боевому походу из военно-морской базы г. Фокино Приморского края на Камчатку. В 8 час. 10 мин. по местному времени военному прокурору гарнизона залива Стрелок поступило сообщение о возгорании в носовом машинно-котельном отделении войсковой части 40074 (эсминец “Быстрый").
В 9 час. 10 мин. оперативному дежурному военной прокуратуры Тихоокеанского флота от дежурного по медицинской службе ТОФ поступило сообщение о травмировании матросов Алдара Цыденжапова, Александра Коровина и Павла Осетрова.
Из сообщения следовало, что указанные военнослужащие пострадали “24 сентября 2010 г. в 4 часа во время пожара в машинном отделении войсковой части 40074 (эсминец “Быстрый"), дислоцированной в г. Фокино Приморского края, который по состоянию на 7 час. 30 мин. тех же суток ликвидирован”.
Получив сообщение, военный прокурор гарнизона залива Стрелок полковник Гавришенко с группой подчиненных прокурорских работников немедленно выехал на место происшествия для проверки исполнения должностными лицами корабля законодательства, направленного на сохранение жизни и здоровья военнослужащих, обеспечения безопасных условий их службы. Одновременно в военном следственном отделе этого же гарнизона была создана следственная группа.
Осмотр членами следственной группы показал, что в помещении носового машинно-котлового отделения (НМКО) имеются следы возгорания. При этом предметов, которые могли бы воспламенить топливо, там не обнаружилось. Однако в ходе тщательной проверки оборудования выяснилось, что втулка измерительной трубы расходной топливной цистерны № 12 (футштока) закручена только на 1,5-2 оборота, в верхней части имеются следы горения, чего не обнаружено в ее нижней части. Резьба втулки и вся измерительная линейка были в мазуте.
Дальнейший осмотр выявил факты, на основании которых уже складывались первые версии случившегося, поскольку между средней площадкой НМКО, на которой находилась топливная цистерна, и нижней площадкой, разделенной металлической решетчатой пайолой (съемным полом), были обнаружены остатки электролампочки, а также следы обгоревшей проводки.
По всему выходило, что выплеснувшийся из расходной цистерны № 12 мазут протек через пайолу вниз и попал на проводку и лампочку электроосвещения НМКО и в результате короткого замыкания воспламенился.
ОПРОС свидетелей и очевидцев произошедшего подтвердил эту версию. Из информации, полученной от членов расчета ходовой вахты носового эшелона, стало известно, что 24 сентября 2010 г. около 4 часов утра матрос Микишев, являвшийся вахтенным по мазуту, вместе с матросом Цыренпилуном производил перекачку топлива в расходную цистерну № 12. При этом Микишев, находясь возле цистерны № 12, следил за ее наполнением, а Цыренпилун, перейдя в другое удаленное от НМКО помещение и включив нештатный топливоотдающий насос (штатный в НМКО не работал), производил перекачку топлива из цистерны № 1.
После того, как уровень топлива в цистерне № 12 достиг нужного уровня, Микишев закрутил крышку футштока закачанной цистерны и побежал к Цыренпилуну, чтобы дать команду на отключение насоса.
После ухода Микишева из футштока топливной цистерны № 12 на пайолы средней площадки, под которой находилась кабель-трасса, начало разливаться топливо. Заметивший это старшина котельной вахты старшина 1-й статьи контрактной службы Турутин побежал к ПДУ и доложил о растекании мазута вахтенному инженеру-механику. Вернувшись на свои расчетные места Микишев, Цыренпилун и Турутин обнаружили в НМКО пожар.
Находившийся на своем посту возле цистерны № 12 вахтенный по питанию матрос Цыденжапов вместе с матросами Павлом Осетровым и Александром Коровиным, получив ожоги, эвакуировались из горящего помещения. После чего, убедившись, что из носового машинного отделения выбрались все, капитан-лейтенант Алексей Коноплев лично задраил люки горящего помещения и включил систему объемного пожаротушения, ликвидировав пожар.
В дальнейшем было неоспоримо установлено, что матрос Цыденжапов в той обстановке четко выполнил предписанные в таких ситуациях обязанности по обесточиванию вверенного ему поста и только затем эвакуировался в безопасное место.
КОМУ-ТО это может показаться само собой разумеющимся. Подумаешь, “закрутил какой-то вентиль и выбежал наверх”. Однако, как показало в дальнейшем предварительное следствие, в помещении размером 2х2 м пожар распространился мгновенно, поэтому и девяти секунд, которых смелому матросу хватило, чтобы выполнить положенное, оказалось в той обстановке слишком много…
Проведенным впоследствии посмертным судебно-медицинским исследованием Цыденжапова выявлено около 100% термических ожогов пламенем: наличие ожоговых ран на голове, туловище, конечностях, ожоги дыхательных путей, ожоговая болезнь в стадии ожоговой токсемии, ДВС-синдром (свертывание крови при ожогах), выраженные дистрофические изменения внутренних органов, отек легких и головного мозга. Судмедэкспертами было также отмечено наличие копоти на слизистой оболочке языка, ротовой полости, гортани, трахеи и бронхов, свидетельствовавших о том, что герой находился в атмосфере горения и там дышал. Причиной его смерти стали термические ожоги, ожоговая болезнь.
При перекачивании топлива произошла утечка мазута через футшток и его попадание на кабель-трассу с последующим воспламенением из-за короткого замыкания — вот первичные данные доследственной проверки, проведенной военной прокуратурой и военным следственным отделом гарнизона залива Стрелок. Однако военным юристам предстояло установить конкретные причины произошедшего: как это стало возможным, кто виновен в доведении до критической ситуации, из-за которой пострадали матросы и один из них погиб.
Если подойти к случившемуся формально, то раз пожар произошел в носовом машинно-котельном отделении корабля в результате натекания мазута и короткого замыкания кабель-трассы, виновен командир электромеханической боевой части корабля капитан 2 ранга Козачук. Однако настойчивость и профессионализм военных юристов позволили установить истинного виновника произошедшего.
Старшина и матросы трюмной группы Эник-оол, Микишев, Цыренпилун вспомнили, что ранее, в течение 2010 года в НМКО уже имели место два аналогичных факта разлива мазута из горловины футштока топливной цистерны № 12.
Матрос Микишев, давая пояснения по поводу перекачки топлива, пояснил, что, закрывая втулку футштока, он смог провернуть ее только два раза, поскольку больше крышка не проворачивалась. Непосредственный осмотр изъятой с места происшествия указанной втулки показал, что из имеющихся на крышке восьми резьбовых нарезок две в самом начале сорваны, крышка покрыта налетом сажи.
Командир трюмной группы корабля Иванисеня пояснил, что об этих фактах утечки мазута он докладывал командиру дивизиона живучести корабля Шинкаренко, а также о необходимости ремонта крышки футштока этой цистерны, у которой внутри появилась механическая неисправность: резьба частично сорвана, забита остатками топлива и отсутствует прокладка, обеспечивающая герметичность. Кроме того, в его присутствии задачу выявить и устранить неполадку перед Шинкаренко ставил командир электромеханической боевой части корабля Козачук.
Командир корабля Огнев и его старший помощник Петрачков показали, что за топливную систему корабля отвечает командир живучести корабля капитан 3 ранга Шинкаренко, назначенный на эту должность 6 июля 2007 года и имеющий большой опыт службы в занимаемой воинской должности. В период подготовки корабля к выходу в море и накануне его выхода, 24 сентября 2010 г., Шинкаренко был на корабле. Рапортов о неисправности футштока топливной цистерны № 12 от него не поступало.
Исполнявший обязанности командира дивизии капитан 1 ранга Сапрыкин подтвердил факт поступления ему 23 сентября 2010 года. доклада Огнева о готовности “Быстрого” к выходу в море.
ВСЕ ЭТИ установленные в ходе проверки факты дали основание для возбуждения 31 марта 2011 года уголовного дела в отношении капитана 3 ранга Шинкаренко А.С. по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 293 УК РФ, т.е. неисполнении должностным лицом своих обязанностей вследствие небрежного отношения к службе, повлекшее по неосторожности смерть человека.
В ходе предварительного следствия показания свидетелей были объективно подтверждены результатами пожарно-технической, комплексной судебно-технической экспертизы измерительной трубки расходной цистерны № 12, которые полностью опровергли доводы обвиняемого об исправности измерительной втулки и невозможности возникновения пожара в результате разлива мазута и последовавшего из-за этого короткого замыкания электропроводки при попадании на нее мазута.
Эксперты установили, что очаг пожара располагался на средней площадке НМКО, в эпицентре которого находился футшток цистерны № 12. Непосредственной причиной пожара явилось возгорание распыленного мазута от дуги короткого замыкания в кабельной линии, проходящей под пайолами средней площадки. Эксперты констатировали, что возгорание жидкого мазута марки Ф-5 от источника открытого огня возможно при температуре мазута не ниже 80 градусов по Цельсию, однако в состоянии воздушно-взвешенной смеси мазут способен воспламеняться при более низких температурах.
Сразу вспоминаются показания свидетеля Микишева о том, что он, закрутив крышку футштока на 1,5-2 оборота, побежал предупреждать Цыренпилуна о наполнении цистерны. Естественно, пока он бежал, Цыренпилун не выключал насоса, продолжая перекачку, тем самым переполняя цистерну и создавая излишнее давление в ней. Через неисправную крышку топливо не вылилось, а брызнуло под давлением, создав указанную “воздушно-взвешенную смесь”.
Не оставило никаких надежд Шинкаренко и экспертное исследование неисправной измерительной втулки от измерительной трубы расходной топливной цистерны № 12. Эксперты подтвердили, что указанная втулка несправна, т.к. нарушена ее герметичность и прочность: резьба пробки сорвана, целая часть резьбы забита закоксованным мазутом, отсутствует прокладка. Неисправность (негерметичность) измерительной втулки и явилась причиной разлива топлива в НМКО. Непосредственной причиной выброса топлива из измерительной трубы топливной цистерны № 12 стало ее переполнение при негерметичности измерительной втулки измерительной трубы вследствие неисправности втулки.
6 июня 2011 года уголовное дело по обвинению капитана 3 ранга Шинкаренко А.С. в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 293 УК РФ, было направлено для рассмотрения по существу в Фокинский гарнизонный военный суд. Им 7 июля 2011 года по результатам судебного разбирательства вынесен обвинительный приговор. Шинкаренко признан виновным в инкриминированном ему деянии и осужден к 1 году 6 месяцам лишения свободы с отбыванием в колонии-поселении.
1 сентября 2011 года Тихоокеанский флотский военный суд, рассмотрев кассационные жалобы осужденного и его защитника на незаконность приговора, признал, что действия Шинкаренко судом квалифицированы правильно и своим кассационным определением оставил вышеуказанный приговор без изменения, а кассационные жалобы — без удовлетворения.
КОНЕЧНО, виновное лицо понесло заслуженное наказание, однако, как говорится, “осадок остался”. При знакомстве с материалами в отношении Шинкаренко А.С. бросились в глаза слова одного из свидетелей о том, что “о протечках мазута он знал, видел их, однако о данных обстоятельствах никому не доложил и причины не выяснял, т.к. за топливную систему он не отвечает”. Вот на этой благодатной ниве равнодушия, с одной стороны, процветают расхлябанность, халатность, а с другой — возникает необходимость чьего-то подвига.
…Россия в ХХ веке потеряла немало крупных кораблей: “Императрица Мария”, “Пересвет”, “Новороссийск”, “Комсомолец”, “Курск”. Все они нашли свой печальный конец либо во время войны вдали от морских сражений, либо в мирное время. Эсминец “Быстрый” мог бы войти в этот скорбный список. Но спас его бурятский парень Герой России Алдар Цыденжапов. Навечно вписано его имя в историю российского флота. Он стал первым моряком-надводником, получившим звание Героя России в мирное время.
На эсминце “Быстрый” в 2010 году с участием родителей Алдара открыта мемориальная доска. В расположении соединения ракетных кораблей ему установили памятник. По решению администрации Агинского Бурятского округа одну из улиц поселка городского типа Агинское назвали в его честь, в средней школе, где он учился, установлена мемориальная доска, на мемориальной Аллее Героев открыт бюст Алдара Цыденжапова. Но все-таки лучшая память о нем — строгое выполнение всех требований безопасности на любом морском судне. Сохранение бдительности в любых условиях — непременное условие жизни флота, его безопасности и боеготовности.
Игорь ЦЫРЕНДОРЖИЕВ,старший военный прокурор 4-го управления Главной военной прокуратуры.
Анна ПОТЕХИНА