Пост — это не разгрузочная диета

28 ноября у православных христиан начался Рождественский пост. Он готовит верующих к светлому празднику Рождества Христова.

Во время поста верующим не положено есть мясо, яйца, сливочное масло, молоко, сыр. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рождественского поста уставом запрещаются рыба, вино и елей и дозволяется принимать пищу без масла только после вечерни. А о том, какая же есть польза от поста для души, рассказывает на страницах сайта “Православие и мир” председатель Московского общества православных врачей, сопредседатель Церковно-общественного Совета по биомедицинской этике при Московской патриархии, профессор медицины Александр НЕДОСТУП.

— В чем основная польза человеку от поста, с точки зрения православных докторов?

— Для православного врача очень важной представляется духовная сторона поста. Ведь православные признают, что природа человека представляет собой не только тело, но также и душу, и дух. Душа занята эмоциональными, интеллектуальными, логическими, волевыми проблемами, в то время как дух — это та часть души, которая призвана общаться с высшим миром.

Очень важно, что во время поста человек будет соблюдать не только пост телесный, не только воздержание от пищи, но и воздержание от некоторых поступков духовной жизни — гнева, очень буйных развлечений. Это нашло отражение и у великих учителей Церкви, говорящих: “Поститесь, братия, телесно, поститесь и духовно”. Духовный пост тоже очень важен, потому что все мы — верующие, неверующие — духовно, конечно, являемся больными людьми.

Мы можем быть душевно вполне здоровыми, логически четко мыслить, знать высшую математику, контролировать эмоции, но при этом дух у нас будет очень поврежден. Все мы этим страдаем — маловерием, отсутствием любви, то есть качествами, которые измеряются уже по иным критериям, чем логическое мышление.

— Почему, с медицинской точки зрения, может быть важным отказ от негативных чувств и мыслей, страстей, борьба с которыми должна происходить во время поста?

— Мы, православные медики, убеждены, что болезнь имеет происхождение не только чисто телесное, но и духовное, причем болезнь и телесная, и душевная. Верующий человек понимает, что болезнь, как правило, — это следствие греха, который присутствует в организме. Об этом можно рассказать даже без привлечения богословских аргументов. Предположим, человек совершил нехороший поступок — то, что со всеми нами происходит сплошь и рядом. При этом человек очень редко не сознает того, что совершил. Он может стремиться забыть свой проступок, загонять его в себя, стараться себя оправдать, но все-таки след от поступка обязательно останется, и человек будет носить это ощущение в себе. И когда это сознание застревает в мозгу, там, в коре головного мозга, создается, даже с чисто физиологической точки зрения, очаг раздражения, дискомфорта.

По законам индукции работы мозга это раздражение распространяется также и вокруг, на близлежащие отделы, в первую очередь, на так называемую подкорку, которая находится под корой головного мозга и которая ведает деятельностью наших внутренних органов — сердца, сосудов, желудка и кишечника. Соответственно, это возбуждение переходит в подкорку, и оттуда импульсы начинают распространяться дальше. И вот вам пожалуйста — так начинают возникать и язвенная болезнь, и гипертония, и астма, и все прочие недуги.

Все это близко и психосоматике Фрейда и Павловской теории. Но только Фрейд, как известно, яростный атеист, сводил все к половым инстинктам, все у него было однобоко. И Павлов также был атеист, хотя и рассматривал эти процессы на более высоком уровне. Верующие же люди считают, что физическая поврежденность имеет более глубокие внутренние причины, и в первую очередь это — совесть. Без понятия “совесть” никак не обойдешься, потому что именно она тревожит и будоражит человека. Есть такой афоризм, что совесть — это голос Бога, ведь человеку совершенно непонятно, откуда она берется.

— Можно ли в связи с этим сказать, что пост, как просто ограничение в питании, не имеет смысла?

— Да, обычно в светской прессе делается упор на диетическое значение поста. Это, конечно, очень утилитарное отношение к посту. Ведь пост — это не разгрузочная диета, а нравственное очищение.

Православные поздравляют друг друга с началом поста именно потому, что понимают, что это — великие дни духовного очищения. Сейчас предстоят дни, когда Церковь особо призывает человека хранить духовную чистоту: особо любить людей, особо жертвовать собой, стараться делать добрые дела, не совершать непредписанных поступков.

Саянэ БАЛДАНОВА.



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ