Процесс возрождения малой авиации в Восточной Сибири сдвинулся с мертвой точки.
Федеральное казенное предприятие на базе северных аэропортов Байкальского региона может быть создано уже в 2013 году. Об этом заявил министр транспорта Иркутской области Евгений Селедцов.
Ожидается, что реанимация аэропортовой сети стимулирует развитие местных авиарейсов малой наполняемости. Конечно, при условии субсидирования перевозок, уточняют представители отрасли.
Напомним, что вопрос о создании федерального казенного предприятия, которое бы объединило аэропорты Иркутской области, Бурятии и Забайкальского края (в общей сложности 72 малых аэропорта), был поднят в августе на совещании в Улан-Удэ.
4 октября главы трех регионов направили совместное обращение к министру транспорта РФ с просьбой создать ФКП "Аэропорты Восточной Сибири". Неделей позже губернаторов поддержал полпред президента в СФО Виктор Толоконский, который пообещал поддержку инициативы территорий в минтрансе России. Готовность со стороны федеральных органов власти к этому есть, уверяет Евгений Селедцов, главное, чтобы не оплошали регионы.
По словам руководителя Восточно-Сибирского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Артура Сулейменова, документы подготовлены, и как только будет принято решение на федеральном уровне, можно приступать к созданию авиапредприятия. Первый аэропорт, с которого можно уже начинать, - Чара в Забайкальском крае.
- Он идеально подходит, так как полностью находится в федеральной собственности. Затем можно присоединить Таксимо и Нижнеангарск в Бурятии - там были проблемы с частными собственниками, но, по нашим данным, новый владелец готов отдать аэропорты в республиканскую собственность, - сообщил Сулейменов. - Идет работа с забайкальским Краснокаменском. В Иркутской области первыми в казенное предприятие войдут аэропорты Нижнеудинска, Ербогачена и Киренска, где федерации принадлежат не только взлетно-посадочные полосы, но и аэровокзальные комплексы. А также аэропорт Мамы, где мы сумели, наконец, передать ВПП в федеральную собственность.
Аэропорты, перешедшие под крыло ФКП, получат из бюджета страны средства на реконструкцию и содержание. Что, надо отметить, очень своевременно: как признался Артур Сулейменов, несмотря на то, что все действующие аэропорты Приангарья, за исключением Усть-Кута, допущены к приему местных авиарейсов, состояние ВПП Бодайбо, Усть-Кута и Ербогачена вызывает глубокую озабоченность. По словам руководителя территориального управления Росавиации, их грунтовые полосы можно закрывать хоть сейчас. По-хорошему, там надо строить новые ВПП - бетонные, чтобы соответствовали современным требованиям.
Тем временем идут переговоры с собственниками других аэропортовых комплексов о передаче их новому предприятию. По свидетельству Артура Сулейменова, нынешний владелец аэропорта Братска готов отдать здание вокзала в муниципальную или областную собственность, правда, пока неясно, на каких условиях.
Параллельно в Приангарье занимаются восстановлением еще ряда аэропортов, которые не войдут в первый этап формирования ФКП, но рассматриваются в качестве опорных точек развития регионального авиасообщения. В частности, уже решено возобновить рейс "Иркутск - Казачинское" - до 2006 года на этом направлении полеты выполняли "Ан-24". Сейчас ФСТ рассматривает предложенные тарифы, и как только решится вопрос субсидирования, рейс можно будет запускать.
В декабре запланировано открытие вертолетного маршрута "Братск - Железногорск - Илимский" - тем самым железногорский аэропорт будет открыт после двенадцатилетнего простоя. Скорейшему его запуску способствует то, что, благодаря усилиям местных властей, аэропортовый комплекс до сих пор находится в хорошем состоянии. В перспективе рассматривается выполнение полетов и на самолетах.
Директор авиакомпании - регионального перевозчика Анатолий Юртаев отметил, что, каковы бы ни были планы авиаторов (а компания намерена расширять и внутрирегиональную сеть полетов, и занимать нишу межрегиональных перевозок), первична все же аэропортовая инфраструктура - самолетам нужно где-то приземляться. И по мере того как областное правительство совместно с Росавиацией введут в строй аэропорты, сетка полетов будет развиваться.
Однако надо понимать, что региональное авиасообщение должно быть субсидируемым, коммерческие тарифы будут не по карману большей части населения. Эту точку зрения разделил и Артур Сулейменов, заметив, правда, что его ведомство начало работу над снижением себестоимости полетов.
Кстати
30 октября в Иркутск прибыл первый "Ан-148" воронежской сборки. Это среднемагистральный самолет российского производства на 75-80 посадочных мест, крейсерской скоростью до 800 километров в час и дальностью полета до пяти тысяч километров. Его приобрела авиакомпания "Ангара", имеющая статус регионального перевозчика.
Сегодня ожидается прибытие еще одного "Ан-148", а через неделю - третьего. Воронежские "Ан-148" смогут садиться на грунтовые полосы. Ввод новых самолетов в эксплуатацию запланирован на декабрь. Правительство Иркутской области поддерживает обновление регионального авиапарка, субсидируя часть затрат на уплату авансовых и лизинговых платежей за воздушные суда. Ранее Евгений Селедцов заявлял, что в течение 2012-2013 годов планируется приобретение пяти "Ан-148" и еще пяти - в 2014-м.