Дело о надувательстве

Общественники Иркутска судятся с одним из супермаркетов города

Причиной иска в суд стало заявление бывшего работника супермаркета о грубых, систематических нарушениях и откровенном надувательстве, которые процветают в одном из супермаркетов Иркутска. Массовая реализация продукции с истекшим сроком годности, салаты из испорченных ингредиентов, куры, реанимируемые посредствам химических растворов... В ответ на заявление бывшего работника супермаркета сотрудники Управления Роспотребнадзора по Иркутской области провели проверку и большинство из указанных в заявлении нарушений нашли. В интересах горожан одна из общественных организаций Иркутска направила в Ленинский районный суд иск с требованием прекратить торговлю продуктами, которые угрожают здоровью и жизни людей.

Безотходное производство

Лидер молодежного движения одной из политических партий, кандидат в депутаты городской думы на муниципальных выборах 2009 года Михаил Торопов — в широких кругах общественности человек известный. В марте этого года он устроился на должность заместителя директора супермаркета «Бонус», расположенного в микрорайоне Университетском. В общей сложности Михаил проработал в супермаркете порядка пяти месяцев. О методах работы и допускаемых там нарушениях он рассказывает сегодня откровенно и в подробностях. Именно они-то, по словам Михаила, и послужили в конечном итоге причиной его увольнения.

— Нарушений масса. Продукция, предлагаемая на выбор потребителей, зачастую не выдерживала никакой критики, — начинает свой рассказ Михаил Торопов.

Так, например, замороженные шашлыки в ведрах, которые в период дачного сезона и загородных поездок пользуются стабильным спросом, по словам Михаила, смело можно отнести в список продуктов, реализуемых с наибольшим истечением срока годности.

— Закупая огромными партиями, супермаркет распродает их вплоть до просрочки в один год и более. Ввести покупателей в заблуждение помогают ярлычки, которые регулярно переклеивают работники магазина. По словам Михаила, «переплюнуть» шашлыки может разве что рыба, которая в принципе не подлежит списыванию. Ее перевешивают, вновь упаковывают, клеят свежие даты реализации и продают до тех пор, пока она не будет реализована. Примерно по такому же принципу, как утверждает бывший сотрудник супермаркета, распродаются колбасные изделия и «пропавшие» куры. Сохранить товарный вид последних помогает вымачивание в специальных растворах, применение ароматных приправ и дальнейшая термообработка.

— В итоге куры-гриль «пышут здоровьем», а вместо запаха гнили и разложений издают аппетитный аромат.

Зрелище не для слабонервных

По словам Михаила, в числе ряда его обязанностей было открытие торгового зала — картину, которую ему доводилось лицезреть каждое утро, сложно даже представить.

— Зрелище не для слабонервных: включаешь свет — и полчище тараканов и грызунов врассыпную разбегается по всему залу. Я сам не раз был свидетелем того, как люди возвращали салаты, в которых находили тараканов.

Если верить словам Михаила, не лучше, чем к покупателям, относилось руководство супермаркета и к собственным работникам. — Суммы, которые выделяются на питание сотрудников, мизерные. Отсюда и соответствующий рацион: йогурты с истекшим сроком хранения, салаты, которые зачастую готовят из испорченных продуктов. Словом, производство безотходное. Плюс ко всему именно за счет зарплаты сотрудников супермаркет и восполняет убытки от пропавших, в прямом и переносном смыслах, товаров. Стоимость списанной и украденной продукции ежемесячно по-братски распределяется практически на всех работников магазина. Лично я за пять месяцев ни разу не получил зарплату в полном объеме — высчитывали как минимум треть.

В итоге, проработав порядка пяти месяцев, Михаил Торопов написал заявление по собственному желанию. Итогом увольнения и стали взаимные претензии. Руководство обвинило бывшего сотрудника в недостаче на общую сумму свыше 20 тысяч рублей. Он же в свою очередь обратился в трудовую инспекцию и направил заявление с жалобой в Управление Роспотребнадзора по Иркутской области.

Роспотребнадзор нарушения выявил

Все вышеперечисленные безобразия, которые зачастую приписывают крупным торговым сетям, по большому счету не новость. Уловки, хитрости и откровенный обман, на которые в попытке избежать издержек порой идут владельцы магазинов и супермаркетов, давно уже стали предметом негодования, осуждения и предостерегающей информации. И все же одно дело смотреть сюжеты и документальные фильмы по центральному телевидению, другое — предположить, что подобные нарушения допускаются здесь и сейчас.

Учитывая взаимные претензии работодателя и бывшего сотрудника супермаркета, к столь откровенному рассказу Михаила Торопова о закулисье розничной торговли можно было бы отнестись с некоторой долей скептицизма и недоверия. Однако есть одно «но». В ответ на заявление гражданина М.М.Торопова специалисты Управления Роспотребнадзора по Иркутской области провели внеплановую проверку супермаркета «Бонус» и часть нарушений, о которых заявил Михаил, действительно нашли. С ответом, который пришел на имя заявителя от Управления Роспотребнадзора, мы ознакомились лично.

«По результатам проверки в рамках компетенции Управления Роспотребнадзора по Иркутской области установлены нарушения законодательства в сфере защиты прав потребителей, санитарного законодательства в части требований к приему, хранению, реализации пищевых продуктов при осуществлении услуг розничной торговли».

Далее в числе нарушений значатся: хранение и реализация охлажденной продукции из мяса птицы по истечении срока реализации охлажденной продукции, а также с нечитаемой датой выработки на упаковке изготовителя; реализация замороженной рыбной продукции, расфасованной и упакованной в супермаркете, без указания даты выработки, сроков реализации на этикетке торгового предприятия; продажа колбасных изделий, расфасованных и упакованных под вакуумом в условиях супермаркета без сохранения этикетки изготовителя, а также реализация кулинарной продукции с установленным сроком реализации не более 6 ч, в течение 7,5 ч.

Штраф в 2000 рублей

Другими словами, мясная и рыбная продукция с просроченным сроком годности, несвежие салаты, нарезки собственного производства и этикетки с нечитаемой датой выработки — все это действительно имело место быть.

— Единственное, чего не обнаружили сотрудники Роспотребнадзора, — так это тараканов и крыс. В остальном же почти все и по пунктам, — отмечает сам Михаил Торопов.

Вместе с тем нельзя не отметить: как следует из ответа, который получил заявитель от Управления Роспотребнадзора по Иркутской области, за все вышеотмеченные нарушения наказание супермаркет понес более чем скромное. По результатам проверки в отношении директора обособленного подразделения ООО «АМИК Кэш энд Кэрри» — «Бонус» были приняты меры административного воздействия в виде штрафа по ст. 14.4, ч. 2 КоАП РФ.

— Штраф в размере двух тысяч рублей, наложенный на директора супермаркета как на физическое лицо, — согласитесь, в сравнении с вероятными последствиями столь грубых нарушений мера воздействия избрана более чем лояльная, — подчеркивает Дмитрий Носков, председатель иркутской региональной общественной правозащитной организации «Гражданская инициатива». — В итоге в интересах горожан мы направили от имени общественной организации иск в Ленинский районный суд города Иркутска с требованием прекратить тогровлю продуктами, которые угрожают здоровью и жизни людей.

Справедливости ради отметим: переклейкой ярлыков, несвежими салатами и прочими изысками розничной торговли грешит в Иркутске далеко не только «Бонус». Подтверждает сей факт и Дмитрий Носков.

— Безусловно, нарушения не обходят стороной ни одну сеть супермаркетов, работающую на территории Иркутска. Однако именно в отношении супермаркетов «Бонус» и «Поляна» жалобы и нарекания имеют массовый характер. Большое число нарушений в их деятельности выявляют и надзорные органы. Все это документально подтверждено: имеются соответствующие протоколы, постановления. Мы надеемся на положительное решение суда и рассчитываем, что это станет началом масштабной акции против злостных и циничных нарушителей действующего законодательства в сфере защиты прав потребителей, — подчеркивает Дмитрий Носков. — Что касается мер, принятых в отношении «Бонуса», то мы уже направили в Управление Роспотребнадзора по Иркутской области соответствующую жалобу. Как юрист с 15-летним стажем, могу ответственно заявить, что в соответствии с выявленными нарушениями Роспотребнадзор был обязан приостановить деятельность «Бонуса» сроком до 90 дней и проконтролировать устранение выявленных нарушений. Тем более что Управлением Роспотребнадзора было установлено, что продукция, реализуемая в супермаркете, грозит здоровью и жизни людей.

С просьбой разъяснить информацию мы обратились в Управление Роспотребнадзора по Иркутской области. В ответ, сославшись на ряд федеральных законов (в том числе на «Закон о СМИ», согласно которому информация не может быть представлена в случае, если она представляет собой коммерческую тайну) в комментариях нам отказали.

В настоящий момент иск с требованием закрыть супермаркет «Бонус» рассматривается в Ленинском районном суде. Пока прошло лишь предварительное слушание. Тем временем в Кировском районном суде идет разбирательство по иску, предъявленному руководством супермаркета к Михаилу Торопову с требованием возместить материальный ущерб в сумме свыше 20 тысяч рублей. На чьей стороне правда — покажет время.

Возвращайте и жалуйтесь!

Учитывая даже тот спектр нарушений, который был зафиксирован надзорными органами, остается лишь удивляться конкурентоспособности данного магазина. Памятными надписями местная книга жалоб и предложений, по словам Михаила Торопова, пополнялась ежедневно. А потому и меняли ее почти столь же часто.

— Конкретных сроков не знаю, но раз в два-три месяца меняли точно. В среднем же за один рабочий день магазин принимал порядка десяти возвратов.

Чаще всего, по словам Михаила, скисшее молоко, несвежие салаты и прочие пропавшие продукты возвращали пенсионеры и домохозяйки. Проблем, как правило, не возникало — менеджеры тут же возвращали деньги. Раздувать скандал, как отмечает бывший замдиректора, было явно не в интересах персонала.

Понятно, что сговорчивость менеджеров в данном контексте сложно подвести под понятие «качественный сервис». И все же стоит заметить: в супермаркетах нынче с покупателями лишний раз действительно стараются не связываться, по крайне мере вернуть «деревянное» пирожное или йогурт с плесенью в большинстве случаев можно. А значит, если уж вам и довелось приобрести продукт не первой свежести, то пренебрегать возможностью вернуть кровно заработанные не стоит. Говорят об этом и бывалые работники супермаркетов, и специалисты.

— Еще лучше, если в случае откровенного надувательства люди будут обращаться с жалобами в соответствующие инстанции, — отмечает юрист Дмитрий Носков. — До тех пор, пока сами потребители не начнут отстаивать свои права, обуздать непорядочных коммерсантов вряд ли удастся.

Дина Оккерт



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ