Автомобильным магистралям прописали смеси и присадки

До конца текущего года будет утверждена целевая областная программа «Развитие автомобильных дорог общего пользования, находящихся в государственной собственности Иркутской области, на 2011-2015 годы». Согласно разработанному документу в течение пяти лет будет выделено 9,6 млрд рублей на строительство, содержание и ремонт дорог. Учтено в программе и применение новых современных технологий. Об этом заявил министр строительства и дорожного хозяйства региона Руслан Болотов на научно-практической конференции «Проблемы проектирования, строительства, реконструкции, ремонта и содержания автодорог с применением новых технологий и материалов». По его словам, программа возродит дорожную отрасль, которая в последние годы пребывала в упадке. А главное, жители региона получат качественные дороги.

Средства для освоения

– Областная программа, которую мы сейчас утверждаем, станет базовым документом для работы с федеральным центром по предоставлению субсидий Иркутской области на развитие дорожной отрасли, – отметил Руслан Болотов. – Финансирование будет осуществляться за счет областного и федерального бюджетов. Определено 9,6 миллиарда рублей. Из них 3 миллиарда рублей – федеральная казна, примерно 6 миллиардов – областная. Кроме того, будем активно привлекать средства из внебюджетных источников. В первую очередь, средства компаний, заинтересованных в развитии транспортной инфраструктуры. Это могут быть инвесторы из туристской, лесной отрасли, либо те компании, которые занимаются разработкой месторождений.

Министр добавил, что в областную программу вошли незавершенные проекты. По словам Руслана Болотова, за основу были взяты обращения депутатского корпуса, населения, проекты, разработанные в прошлые годы, но оставшиеся невостребованными. Будут охвачены все районы, в том числе и сельская местность. В процессе реализации программа будет корректироваться.

– В предыдущие годы мы наблюдали снижение финансирования дорожной отрасли, – пояснил Руслан Болотов. – Сегодня ситуация в корне изменилась. На федеральном уровне приняты решения о субсидировании дорожной отрасли Приангарья, разработана наша целевая программа, выделяются огромные средства на реконструкцию дорог Иркутска в рамках юбилея города. Мы видим, что порой финансирование идет в упреждающем порядке. И, к сожалению, область оказалась не в полной мере готова к этому. Это отчетливо видно на примере города Иркутска. Не хватает проектно-сметной документации, качественных технологий по организации работ. Это все отголоски невнимания к дорожной отрасли в прошлые годы. Тем не менее, увеличив финансирование, мы увидели, что отрасль полностью не просела и готова осваивать выделенные средства. Федеральная поддержка и областная программа форсируют ее развитие.

Особый акцент в программе делается на применении новых технологий и материалов. Руслан Болотов рассказал собравшимся на конференции о том, что дорожная служба области приобрела рециклер, который позволяет с наименьшими затратами и в короткий срок восстанавливать асфальтовое покрытие. Эта чудо-машина особенно важна для поселковых дорог. Если в городах еще ведется ремонт, то в сельских территориях, тем более в северных районах, этого не происходит. С помощью новой техники планируется переломить сложившуюся ситуацию. И это далеко не последнее нововведение, которое ожидает Иркутскую область.

Технологии, которые уже есть

Сама научно-практическая конференция «Проблемы проектирования, строительства, реконструкции, ремонта и содержания автодорог с применением новых технологий и материалов» проводилась в Иркутске впервые. Конференция собрала представителей научно-исследовательских институтов, дорожных и проектных организаций из Иркутской области, Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Алтайского края, Дальнего Востока, республик Саха (Якутия) и Бурятии.

– В этом году пошло масштабное финансирование строительства и реконструкции дорожной сети, что выявило ряд проблем, – заявил на открытии конференции президент Союза дорожников Иркутской области Анатолий Косяков. – Это нехватка кадров, техники, проектно-сметной документации, отсутствие инновационных подходов. Но у нас есть время, чтобы подготовиться к следующим годам, поскольку ожидается увеличение финансирования.

На конференции прозвучало много предложений по внедрению инновационных технологий. Одну из наиболее прогрессивных представил ЗАО «Труд». Заключается она в применении открытых битумоминеральных смесей для создания тонких макрошероховатых слоев. Ноу-хау является хорошим методом ремонта дорог – оно явно лучше «ямочного» ремонта. Покрытие, изготовленное по новой технологии, в условиях интенсивной эксплуатации не теряет своих свойств в течение шести лет. Это почти в три раза превышает сроки службы обычных способов регенерации асфальтобетона.

– Среди преимуществ новой технологии – высокие темпы производства работ, минимальные температурные ограничения и, соответственно, увеличение продолжительности строительного сезона, использование имеющегося оборудования и парка дорожной техники для приготовления и укладки асфальтобетонных смесей, – отметил в своем докладе главный инженер ЗАО «Труд» Юрий Кибирев. – Для городских магистралей и улиц дополнительные преимущества устройства покрытий из тонких слоев заключаются в том, что не требуется поднятия бордюрных камней, колодцев.

От Иркутского государственного технического университета прозвучало предложение о применении асфальтобетона на основе битуморезиновых композиционных вяжущих для дорожного строительства. Причем с использованием не дорогостоящих каучуков, а резинотехнических отходов, в частности отработанных автомобильных шин. ИрГТУ также представил более качественный и эффективный материал на основе композитной смеси бетона и техногенных отходов (золы-уноса и асфальтобетонного гранулята).

В условиях дефицита и роста цен на природные ресурсы, применяемые дорожной отраслью, интересной является инновация ОАО «Иркутскэнерго». Это использование безобжигового зольного гравия как самостоятельного материала для устройства оснований и покрытий автомобильных дорог, так и в качестве крупного заполнителя для приготовления асфальтобетонных смесей.

– На промплощадке производственного цеха ЗАО «Иркутскзолопродукт» (входит в состав «Иркутскэнерго») ведется проектирование и строительство собственного производства – линии по получению безобжигового зольного гравия, – рассказал главный инженер ЗАО «Иркутскзолопродукт» Валерий Левин. – В качестве сырья используется зола ТЭЦ-9. Совместно с ОАО «Иркутскгипродорнии» мы проводим исследования материалов, полученных на строящейся линии. В результате будет определена возможность использования безобжигового зольного гравия в дорожном строительстве.

Свои наработки представили также гости из других регионов страны. Начальник отдела маркетинга НПП «СпецТек» (Санкт-Петербург) Игорь Антоненко рассказал о проекте внедрения единой автоматизированной информационной системы управления процессами эксплуатации и технического обслуживания дорожно-строительных машин. По его словам, нововведение призвано обеспечить непрерывную связь между техническим менеджментом и подразделениями предприятия.

ЗАО «НПП «Алтайспецпродукт» продемонстрировало участникам конференции свою продукцию – адгезионную присадку к дорожным битумам и гелеобразующий модификатор, которые широко применяются с 2004 года при ремонте и строительстве дорог в Новосибирской, Томской, Кемеровской, Тюменской областях, Красноярском и Алтайском краях.

– Как показала практика, согласованная работа дорожников, государства и проектировщиков приводит к тому, что проблемы, не решаемые десятилетиями, можно решить в течение сезона. По итогам конференции будут выработаны методики, которые лягут в основу новых проектов и позволят нам сделать дороги лучше – повысят их долговечность, расширят температурный диапазон, снизят себестоимость, – подвел итог Руслан Болотов.

Автор: Елена Пшонко

Фотограф: Николай Рютин





РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ