1 ноября 1727 года в торговом форпосте Кяхта (назван по реке Кяхта, ныне это центр Кяхтинского района Республики Бурятия) русским послом Саввой Лукичом Владиславичем-Рагузинским (1669–1738) и уполномоченными китайского правительства Чабиной, Тегутом и Тулишеном был заключен договор об установлении границ между Россией и Китаем, который зафиксировал русско-китайскую границу. Наряду с Буринским договором Кяхтинский являлся правовой основой русско-китайских отношений вплоть до середины XIX века.
Это стало поворотным пунктом в российско-китайской торговле.
Китай становился крупным мировым поставщиком чая, ставшего в России самым популярным напитком. В середине 19 века чай составлял 95% стоимости русского импорта из Китая.
Через Россию чай и другие китайские товары попадали в страны Ближнего Востока и в Западную Европу. География Чайного пути очень обширна. Путь имел множество сухопутных дорог, волоков, водных путей, от него отходили ответвления в разные российские губернии. На пути работало более 120 торговых ярмарок. Движение караванов из России в Китай и из Китая в Россию шло через Москву, Переславль-Залесский, Ярославль, Кострому, Вологду, Устюг Великий, Нижний Новгород, Ирбит, Соликамск, Екатеринбург, Верхотурье, Туринск, Тюмень, Тобольск, Томск, Омск, Ишим, Новосибирск, Красноярск, Канск, Енисейск, Илимск, Нижнеудинск, Иркутск, Верхнеудинск, Селенгинск, Кяхту, Сайшану, Ургу, Эрн-Хото, Калган, Пекин и другие города и поселки. В Пекине действовала русская купеческая фактория. Общая протяженность пути составляла около 10 тысяч километров.
Чайный путь наряду с такими путями, как нефритовый, шелковый, солевой, коричный, оловянный, винный, невольничий сыграл огромную роль в истории развития человечества. По объемам торгового оборота путь был вторым после Великого Шелкового пути. Путь действовал более 200 лет. Значительные средства государственной казны и крупные капиталы купцов были вложены в строительство дорог и городов, в образование и культуру, в строительство церквей и в освоение новых земель.
После строительства Суэцкого канала Чайный путь постепенно теряет свое значение, но это не приводит к его отмиранию. В настоящее время многие участки пути превратились в действующие железнодорожные и автомобильные магистрали и вошли в общую транспортную сеть, связывавшую регионы Азии и Европы. В настоящее время маршрут «Чайного пути» используется туристами. Он является самым длинным трансконтинентальным туристским маршрутом, позволяющим познакомиться с историей и культурой многих стран Евразии.
"Байкал24"