Инна Шагнаева в Бурятии у всех ассоциируется со звездой эстрады. Многие в Бурятии любят ее песенное творчество. И мало кто знает, что уже несколько лет как Инна связала свою жизнь с буддизмом. Она – администратор сайта Сангхи России и Иволгинского дацана. Эта яркая, красивая женщина, которая внешне всегда казалась беззаботной и жизнерадостной, пережила в жизни немало драм, но вера помогла ей найти не только свой новый путь в жизни, но и личное счастье и покой.
– Инна, что означает ваш уход в буддизм?
– У каждого человека своя история судьбы, свой путь к пониманию вечных истин и к осознанию необходимости, потребности в духовной практике. У меня этот путь получился долгим и необычным. Кто-то уже рождается в семье, где вера и религиозная практика являются традицией. Кто-то лишь со временем находит ту философию, которая становится основой его жизни.
К духовным поискам меня привела грустная история моей любви и недолгого супружества. К сожалению, время лечит не все раны… В 27 лет в мою жизнь пришло одиночество, которое длится вот уже 20 лет. И вместе с новыми страданиями в мою жизнь пришла, наконец, религия… Теперь я могу сказать, что эти тонкие раны мои уже затянулись, но все же по-прежнему живут в моем сердце - выпавшие испытания и тонкие страдания невозможно вычеркнуть из памяти… Они и подвигли меня на духовные поиски.
Шаманизм, с которым я жила с самого рождения, не давал ответы на мои вопросы. А мне важно было понять и узнать, как остановить колесо острых кинжалов страданий своего незрелого ума…
И вот в один из тягостных дней тяжелейшей депрессии после смерти мужа в феврале 1993 года я, наконец, обратила внимание на христианские передачи на местном телевидении. И депрессия начала понемногу отступать, и шаг за шагом, от передачи к передаче маленькие росточки веры стали прорастать в моем сердце...
Но еще в сентябре 1992 года у меня произошла удивительная, просто фантастическая встреча, внешне совершенно случайная, с Его Святейшеством Далай ламой XIV, в последний день, в последние часы его последнего визита в нашу страну.
И вот когда Далай-лама уже собирался сесть в машину, чтоб отправиться в аэропорт, верующие стали просить благословить их. Признаться, меня тогда на эту встречу привело обыкновенное любопытство, никак не вера. Хотя сегодня понимаю, что все было не случайно. Так вот, пожимая руки впереди стоящих, возбужденных мирян-буддистов, он вдруг протягивает мне, стоявшей вообще в третьем ряду, позади всех, свою правую руку. И, улыбаясь, что-то говорит… Мы смотрим в глаза друг другу, и я чувствую полное онемение всего тела… Я впала в ступор, поскольку совершенно не ожидала такого поворота! Окружающие тоже замерли, практически с ужасом смотрели на меня, ведь по буддийским меркам свершилось практически чудо, а я стою, как вкопанная, и не подаю руки Его Святейшеству! Картина очень напоминала финальную сцену в «Ревизоре» Н.В. Гоголя. Замешательство длилось несколько секунд, и тут моя тетя схватила его за руку, и только тогда я смогла ухватиться за большой палец Учителя... Я так долго трясла Его Святейшество за руку, пока он сам не остановил меня… Это был шок… Через 5 минут после его отъезда прямо посреди площади Советов у меня, у моей тети и еще одной незнакомой женщины случилась истерика… Мы так громко рыдали, что прохожие просто шарахались от нас… И с того момента, как-то неосознанно, у меня появился интерес к философии буддизма. Я даже написала тогда, студентка III курса истфака БГПИ им. Д.Банзарова, курсовую работу о Далай-ламе как о духовном Учителе и лауреате Нобелевской премии мира.
– У нас очень много тех, кто называет себя буддистами, но их знания сводятся лишь к посещению лам…
– К сожалению, в тот момент хотя бы до поверхностного понимания основ Учения Будды, мне оказалось еще очень и очень далеко. Оглядываясь назад, всегда думаю, от скольких ошибок я себя уберегла бы, если уже тогда начала стараться хоть что-то понять в буддизме… Но меня впереди ждали еще 10 лет трудного пути, пути вне Дхармы.
Но несмотря на то, что я почти не понимала, о чем идет речь в книгах Елены Рерих и Бидии Дандарона, все же скупала всю буддийскую литературу, что выходила в тот период. Ведь тогда вся прогрессивная общественность, интеллигенция нашей страны широко отмечала юбилейную дату – 250-летие со дня официального признания буддизма в СССР.
До 1998 года я изучала наследие Рерихов, труды Елены Блаватской, постоянно ходила на разные лекции и встречи с интересными людьми в Национальную библиотеку, выписывала массу соответствующих книг, журналов, газет и продолжала изучать христианство. В общины не вступала, в церковь не ходила, хотя знакомые и незнакомые люди часто звали меня вступить в те или иные христианские организации. Но мне просто нравилось читать Библию, Псалтырь, труды христианских святых и вдохновляться Божественным Словом – шел анализ, и вместе с ним происходила определенная «перезагрузка».
Осенью 1998 года я открыла для себя ведическую философию. И именно эта культура, наконец-то, открыла мне глаза, для самой себя открыла потенциал ума и сознания. Поняв, наконец, что все проблемы созданы в уме и в нем же разрешаются, я с огромным вдохновением приняла в свою жизнь духовную практику. И всегда буду благодарна судьбе за эту встречу с уникальной философией Сознания Кришны. С его последователями у нас в Бурятии я все эти годы очень дружу, и именно они вдохновляют меня на возвышенную духовную практику. Пусть это звучит пафосно, но так оно и есть. Мне нравится такое умонастроение.
И вот летом 2002 года я попадаю, опять таки случайно – не случайно, на лекции ученика Его Святейшества Далай ламы XIV Геше Джампа Тинлея, который на простом языке, с помощью прекрасных ассоциаций и метафор, практически на пальцах, легко и доступно, понятно объяснял сложнейшие (это для меня, конечно, сложнейшие) основы буддийского мировоззрения, философии и практики. И в какой-то момент я вдруг поняла, что именно философия Сознания Кришны дала мне возможность так легко понимать и воспринимать буддизм, и что все, что говорит Учитель, мне уже невероятно знакомо! И в тот день на первой лекции он сказал: «Когда готов ученик, тогда и появляется Учитель». Это было в точности про меня.
И я с легкостью и радостью приняла буддийскую практику как путь, который освобождает меня от негативных мыслей, гнева, от обид, неправильных воззрений, и медленно, но верно освобождает от всевозможных страданий, делая ум мой сильнее, потому что в сансаре невозможно быть идеальным. Мое сердце со временем стало сильнее, руки крепче и увереннее, ведь у меня три сына, и в отсутствие их отцов я должна воспитать их мудрыми и сильными, надежными и позитивными, потому что я узнала, наконец, цель своей жизни.
Будучи в шаманизме, я чувствовала огромное ментальное давление, всевозможные страхи, переживала внутреннее тонкое рабство, которое еще больше привязывало меня к своим страданиям. Я была тихой и забитой, пугливой и замученной жизнью худышкой. Буддизм и творчество дали мне крылья и силу.
21 год я его изучаю, и 11 лет он является моей главной опорой и основой жизни. Мне нравится осознавать, что в сердце моем нет ядовитых семян зависти, злобы, ненависти, цинизма, высокомерия, скупости, жадности, эгоцентризма, обид и обидок. До буддизма я очень часто злилась, кого-то ненавидела и о-о-о-очень сильно могла обижаться! Но никогда не завидовала и никому не желала зла. Думаю, что такой опыт также должен был быть, иначе я не понимала бы, как на самом деле легко жить без этих камней в сердце, «без камней в сапогах». И никто и ничто уже не крадет мои силы и не сжигает мои добродетели. Я не идеальна, но просто хочу быть нормальным человеком.
Буддийская практика, если она выполняется правильно, в свой день и час, открывает все закрытые двери – и тайные, и явные, спонтанно исполняя благие желания и лучшие мечты, а бесстрашие и уверенность в своих силах становятся вечными спутниками… Потому что знаешь, если ты искренне служишь Дхарме, то в нужный момент сама Дхарма встает на твою защиту.
Буддизм дал мне долгожданные ответы на все вопросы, успокоил мой пылающий и страдающий ум, дал возможность увидеть жизнь в другом измерении, в других аспектах, в других взаимосвязях…
– Как вы относитесь к тому, что люди культуры, спорта, звезды телевидения и даже люди религии идут в политику?
– Я не могу знать истинные мотивы этих людей, истинные причины таких решений. Но, попытавшись поразмышлять, на ум пришли такие мысли – все это происходит от очень сильного недостатка любви в личной жизни человека, идущего в политику, серьезно!
Конечно, большинству из нас не хватает счастья и так же сильно не хватает настоящей любви, заботы, сердце всегда ждет признания. Кому-то хочется признания в виде славы, всеобщего уважения, почитания его статуса, чина, положения, хочется популярности, обожания и даже определенной зависти со стороны бывших конкурентов, старых обидчиков, коллег, обижавших некогда одноклассников, однокурсников и т.д.
Когда из сердца уходит любовь или ее все еще нет, то эту пустоту нереализованности обязательно должно занять нечто, что удовлетворит ум и эго. Для кого-то этим нечто становится политика, публичность которой, хорошая материальная обеспеченность во всем и еще некоторые приятные обстоятельства, очень сильно мотивируют личность и дают ей силы бороться за «доходное место» аж до «хруста позвонков», как удивительно образно было написано в одном печатном издании.
И даже если сначала депутат или чиновник был одержим патриотизмом и заботой о благе народа, то в скором времени он вынужден принимать существующие правила игры. И поскольку природа политики изначально пронизана суррогатной заботой о благе общества, в ней никогда не было гармонии, обычной реальностью здесь становится недоверие друг к другу со всеми вытекающими последствиями – подводными течениями. Вся мировая история развития института государства свидетельствует об этом. Поэтому чего уж тут удивляться, что все чаще и чаще наш народ голосует за своих потенциальных избранников, что называется, «ногами».
Узнаваемых деятелей культуры, спорта, медийных лиц, это же известно, просто «закупают» те или иные партии. Самим им совершенно не под силу в одиночку пройти даже начальный уровень предвыборного «сита», каким бы сильным ни было желание что-то изменить в стране или в своем городе. Они никогда не становятся настоящими политиками. Просто своим присутствием, именем, лицом и достижениями им надлежит обеспечивать рейтинг своей партии-патрону, отрабатывая гонорар, старательно делая вид, как будто что-то очень важное они делают в своих комитетах, разбираются в теории и практике развития экономики, да и государственного развития в целом. Как правило, обычно у них и не берут серьезных интервью. Что-то дельное и интересное могут сказать из обозначенной вами категории только журналисты, это настоящие «акулы» пера.
– Как складывается ваше творчество сейчас?
Сейчас моя жизнь изменила свое привычное русло – совсем недавно я переехала в деревню под Улан-Удэ! И мне так безумно нравится этот деревенский быт, что, кажется, поклонники моего творчества к Новому году могут получить приятный и долгожданный подарок – новые песни о любви! Здесь все располагает к творческой работе, и я очень рада этой неожиданной и такой долгожданной перемене. В город приезжаю только по необходимости.
За последние шесть лет, что я позволила себе так шикарно провести в декретном отпуске, создала несколько буддийских проектов, освоила несколько новых специальностей – фото- и видеосъемку, сценарное дело, режиссуру монтажа роликов, фильмов, озвучку, сам монтаж, макет и дизайн книг, брошюр, буклетов, простых и сложных календарей и еще ряд сопутствующих профессий. Много ездила по Бурятии, наслаждалась ее красотой, напитывалась тонкими соками родной земли и вдохновлялась на новые стихи, песни, фильмы, книги и т.д.
А сколько их в планах накопилось! Все эти необычные проекты в разных сферах деятельности просто кто-то нашептывает мне в ухо, правда! Я успеваю только записывать! Их уже более ста! Теперь вот думаю, хватило бы жизни, чтоб все их реализовать!
Раскрывать секреты пока не буду, поскольку давно уже заметила, что стоит только мне с кем-то поделиться размышлениями о своем новом проекте, как через некоторое время начинают появляться неожиданные препятствия, а вместе с ними уходит и энергия исполнения желания… И хороший проект уходит «в стол». Но могу сказать только об одном – каждый день совместно с хранителями Хамбо ламы Итигэлова с 16 февраля 2013 года к юбилейной дате – 250-летию со дня основания трона Пандито Хамбо лам России, у нас идет работа над большим и важнейшим изданием «Собрание ежедневных Посланий Учителя». Это будет необыкновенная книга! Возможно, с музыкальным приложением на СD.
Беседовала Нана Бадуева