Путь обновления ЗабЖД

Забайкальская железная дорога обеспечивает грузоперевозки в направлении перспективных рынков Китайской Народной Республики и Азиатско-Тихоокеанского региона. С ними связана реализация на полигоне обслуживания магистрали крупных проектов — реконструкция станций и модернизация пути по главному ходу и реконструкция с последующей электрификацией южного ответвления дороги — участка Карымская-Забайкальск.

С нарастающим напряжением

Успешное завершение второго этапа электрификации участка Карымская-Забайкальск станет знаковым событием 2012 года, как для Забайкальской железной дороги, так и в масштабах отрасли.

С момента создания ОАО “РЖД” показатели работы Забайкальской железной дороги находятся в постоянной динамике. В течение девяти лет важнейший показатель работы дороги — грузооборот ежегодно превышал уровень 2003 года, и в период с 2003 года по 2011 год на 88,5%. За девять месяцев текущего года выполнение составило 100,3%, с ростом к уровню предыдущего года на 4,5%.

Погрузка в период с 2003 года по 2009 год оставалась в среднем на одном уровне, а c 2010 года увеличилась в 2,1 раза к уровню предыдущего года в связи с вводом в эксплуатацию нефтеналивного терминала на станции Сковородино. По итогам работы за девять месяцев текущего года, выполнение плана погрузки составило 101,6%.

В условиях роста объема перевозок значительно повысился один из основных бюджетных показателей дороги — средний вес поезда. К уровню 2003 года увеличение составило 305 тонн, или 8,5%. За девять месяцев 2012 года рост на 1% к уровню 2011 года.

Производительность локомотива за девять лет увеличилась более чем на 300 тонн, или 17,8%.

Производительность труда на дороге за девять лет работы в компании увеличилась в 3,5 раза. За 9 месяцев 2012 года выполнение к плану составило 100,3%. Темп роста производительности труда, при задании 102,3 процента, составляет 102,6%, и по темпам превышает рост реальной заработной платы. Это самые лучшие показатели в сфере использования трудовых ресурсов в Амурской области и Забайкальском крае.

За девять лет работы компании рост себестоимости железнодорожных перевозок с учетом амортизационных отчислений по дороге составил 59,4 % при увеличении объема приведенной работы в 2011 году к 2003 году на 85,4%.

Симметричный ответ

На Забайкальской железной дороге 2012 год проходит под знаком реализации крупных проектов по обновлению перевозочной инфраструктуры. Продолжаются масштабные работы на Южном ходе. В прошлом году была завершена электрификация участка Карымская-Оловянная. В ноябре этого года будет сдан в эксплуатацию электрифицированный участок Оловянная-Борзя, а в 2013 году будет завершена электрификация всего Южного хода (от Карымской до Забайкальска).

Самую масштабную реконструкцию с середины XX века переживает станция Забайкальск. Опасения некоторых скептиков по поводу того, что после начала работы нефтепроводов Восточная Сибирь-Тихий океан и прекращения прохождения составов с нефтью на Китай через Забайкальск значение Южного хода начнет падать, не оправдались. Грузопоток в этом направлении и без нефти продолжает расти, и у него сегодня очень серьезные перспективы.

На развитие станции Забайкальск в 2012 году выделены беспрецедентные по своей величине инвестиционные средства — свыше 3 млрд. рублей. Это позволит коренным образом изменить существующую технологию работы с импортным грузом и создать реальные условия по освоению прогнозных объемов внешнеторгового грузооборота. В дальнейшем, при таких темпах инвестирования, в 2013 и 2014 годах будет модернизирована практически вся инфраструктура этой станции, ликвидированы все существующие сегодня инфраструктурные ограничения в обеспечении эффективности ее работы.

Реализацией этого проекта дорога уже в 2012 году создаст возможности расширить объем переработки импортных грузов, поступающих из Китая. Выполняемые сегодня на станции работы заложат хорошие основания для строительства сортировочной системы узкой колеи, которой на дороге нет. Это станет адекватным ответом на мощное развитие инфраструктуры на сопредельной китайской стороне, где сегодня создается терминал очень высокой мощности. Мы будем соответствовать требованиям времени, а в отдельных позициях, касающихся весовых норм, с нашей точки зрения, у нас результат будет выше. Мы полагаем, что электрификация этого направления в сочетании с развитием станции Забайкальск позволит выйти на весовую норму 6300 тонн до границы с Китаем. Это будет существенный вклад в увеличение провозных способностей дороги.

Международный статус нашей магистрали год от года возрастает, требуя и от коллектива дороги работать по-новому, в соответствии с требованиями международных стандартов. Вступление Российской Федерации во Всемирную торговую организацию возлагает на железнодорожников Забайкальской магистрали новые обязательства.

В августе 2012 года через международный пункт пропуска Забайкальск перевезено 1 млн. 612 тыс. тонн внешнеторговых грузов. Это на 0,9% превышает показатель августа 2011 года.

Реконструкция станции Карымская в 2012 году продолжена. Уже в 2013 году это позволит повысить участковую скорость грузовых поездов, прежде всего, на участках Петровский Завод-Карымская и Шилка-Карымская до уровня, обеспечивающего стабильную эксплуатационную обстановку на полигоне протяженностью более 1000 километров. В целевом состоянии узел Карымская на 2015 год будет представлять собой современный технологический комплекс, способный перерабатывать более 120 поездов в сутки.

Еще одним приоритетом модернизации перевозочных возможностей дороги является расконсервация более 30 ранее закрытых станций. Приоритетное значение в решении этого вопроса, в конечном счете, будет иметь расчет экономической эффективности, а затем обоснование средств, необходимых для расконсервации.

Определено, что необходимо еще сделать, для того чтобы дорога не несла потери в пропуске транзитного грузопотока. Нужны, прежде всего, дополнительные диспетчерские съезды. Специалисты дороги предлагают наряду с расконсервацией станций построить не менее 15 диспетчерских съездов, что позволило бы повысить эффективность перевозочного процесса. Этот вопрос тоже в стадии рассмотрения, и есть готовность компании по положительному его решению.

ОАО “РЖД” четко следует принципам социально ориентированной компании. А поэтому в программе инвестиций 2012 года предусмотрены весьма значительные социальные проекты, направленные на решение целого ряда актуальных задач, таких как строительство ипотечного и служебного жилья, детских дошкольных учреждений, реконструкция и обновление детских оздоровительных лагерей. На 2012 год выделены значительные средства на строительство современной базы отдыха на озере Арахлей, а также на обновление существующих баз отдыха.

Осуществляется и обновление детских железных дорог в Чите и Свободном. К детской железной дороге в Амурской области особый интерес проявлен старшим вице-президентом ОАО “РЖД” Валентином Гапановичем. Требуется ее развитие, чтобы она была достойной своего назначения, не уступала подобным дорогам, находящимся в центре России. Идет развитие детской железной дороги в Чите.

По инициативе железнодорожников на станции Карымская в 2011 году было начато возведение православного храма. Этому предшествовала торжественная закладка капсулы с памятным посланием потомкам, в которой участвовал президент ОАО “РЖД” Владимир Якунин. Источником для строительства храма являются пожертвования граждан и средства строительных организаций. Отрадно то, что переход от слова к делу был очень быстрым. Этот храм будет славным памятником всем строителям, преобразующим Забайкальскую магистраль.

Реформа —

на финишной прямой

Все этапы реформирования, предусмотренные Программой структурной реформы, Забайкальская железная дорога прошла в соответствии с разработанными мероприятиями.

В настоящее время на полигоне Забайкальской железной дороги осуществляют деятельность подразделения 20 филиалов ОАО “РЖД” (Забайкальская дирекция тяги, Забайкальская дирекция управления движением, Забайкальская дирекция по тепловодоснабжению и другие, 5 структурных подразделений ОАО “РЖД”, а также 16 подразделений дочерних и зависимых обществ ОАО “РЖД” и открытое акционерное общество “Забайкальская пригородная компания”). С первого октября в этот перечень добавилась Забайкальская дирекция инфраструктуры. С ее выходом в самостоятельную вертикаль Забайкальская железная дорога продолжит свою деятельность в качестве Регионального центра корпоративного управления (РЦКУ).

Уже сейчас существенно изменилась роль начальника железной дороги. Президентом компании начальнику дороги делегированы дополнительные полномочия для реализации нового круга задач общественного масштаба.

Забайкальская железная дорога, как и пилотные дороги, готова к формированию корпоративного центра, на дороге проведен весь комплекс мероприятий, определенных компанией в области реформирования отрасли.

***

Важно, что инициативы Забайкальской магистрали, все пожелания и предпринимаемые усилия находят неизменную поддержку у руководства ОАО “РЖД”, реализуемые на дороге проекты четко увязаны с политикой государства и потребностями отечественного бизнеса. Это подтверждает решение о проведении в Чите летом 2013 года IX Ассамблеи начальников железных дорог России. Столь солидный представительный форум свидетельствует о повышенном внимании к тому, чем сегодня живет дорога, к ее проблемам, накопленному опыту и достижениям.



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ