В минувший четверг проект «Экспертный клуб – Иркутск» обсуждалась тема «Высшая школа в Иркутске: разрушаем или создаем?». Экспертами выступили известные популяризаторы науки и высшего образования в нашем регионе.
Доктор физико-математических наук, профессор, директор астрономической обсерватории ИГУ Сергей Язев заявил, что у нынешнего федерального министерства науки и высшего образования нет четкой стратегии развития российских вузов: так,
регионам не известно, что будет с национальными исследовательскими университетами, опорными университетами: «Как-то все затихло, такое ощущение, что новое руководство
по-другому смотрит на все эти вещи», - говорит Сергей Арктурович.
В СССР государственные решения на местах принимались к действию, никто не рассматривал, какой у нас губернатор, и что думает по этому поводу обком партии. Нужно было выполнять то, что было нужно стране. Сейчас же все ждут смелых губернаторов, которые «скребутся в дверь», или сильных ректоров, который тоже знает «нужную дверь». Идея «Кто сильнее и убедительней» может стать губительной для регионов. Ведь основная масса всех вузов находится в столице, там же все финансирование, туда же едут наши лучшие дети по результатам ЕГЭ.
Я знаю директоров школ, который говорят, что если выпускник поступил в иркутский вуз, то над ним смеются, на него показывают пальцем. Дети иркутской элиты также не учатся в Иркутске. Тренд последних лет – все смирились, любят рассуждать, что неплохо
улучшить бы уровень образования в Иркутске, но своего ребенка отправляют в Москву, Питер и далее. По моему мнению, ситуация тяжелая, даже катастрофическая.
Кандидат биологических наук Виктор Кузеванов также озабочен судьбой иркутского образования, назвав регион территорией упущенных возможностей. Это видно по ситуации в ИГУ, где министерство науки и образования «перекрыло дорогу очень
сильному лидеру, который мог бы объединить Академию наук и университет», отъездом большого количества абитуриентов и выпускников вуза в другие города и даже страны.
«У меня на счету есть несколько человек, т.н. «иркутских звездочек», талантливых людей, которые могли бы создать славу городу Иркутску, но теперь живут и работают, воспитывая немецких детей и школьников».
Еще одну проблему Кузеванов видит в том, что образование стало услугой. В Иркутске, городе с хорошими образовательными традициями, они начинают утрачиваться, в том числе, и через сито «которое просеивает лучших студентов», которые также уезают или уходят из профессии.