Президент РФ Дмитрий Медведев посетил Владивосток, где проинспектировал подготовку к саммиту АТЭС, который пройдет здесь в сентябре 2012 года. И остался явно недоволен увиденным. За год до мероприятия, на подготовку к которому тратят свыше $22 млрд, построено немногим больше половины объектов, новые гостиницы готовы всего на 20%, а гордость саммита — мосты на остров Русский — рискуют вообще оказаться недостроенными. Президент потребовал покончить с "этим бардаком" и пригрозил разобраться со всеми, кто затягивает строительство. С подробностями с острова Русский — корреспондент "Ъ" АЛЕКСАНДР ГАБУЕВ.
Последний раз во Владивостоке президент Медведев был ровно год назад — тогда он приезжал понаблюдать за военными учениями и ненадолго заглянул на остров Русский. На сей раз атмосфера визита тоже была близка к боевой — саммит АТЭС, к которому во Владивостоке затеяли грандиозную стройку, открывается 1 сентября следующего года. Однако даже беглый осмотр грандиозной стройки, в которую превратился весь Владивосток, показывает, что до ее завершения еще очень далеко.
Хотя бетонные кубы на острове Русский уже почти превратились в здания, где должен пройти саммит (а после него — разместиться кампус Дальневосточного федерального университета), многое на острове и в городе выглядит как и год назад. На задворках будущего кампуса стоят деревянные хибары, в которых ютятся семьи до сих пор не выселенных с Русского моряков. Передвигаться по острову приходится по убитой грузовиками дороге. Не лучше выглядит и трасса от аэропорта. Как объясняют вполголоса строители, последним слоем асфальта дороги покроют за пару недель до саммита. "Если раньше покрыть, непременно колея выйдет. Стыдно",— рассудительно объясняет один из многочисленных начальников на этой стройке.
— В результате саммита мы должны создать новый Владивосток, новое качество жизни для населения региона,— начал президент совещание по подготовке к саммиту.— Задача качественно провести саммит, конечно, важная, но она все же вторая.
Выступление Дмитрий Медведев начал с позитива. "Это единственная стройка в стране, где расходы не превысили запланированные!" — объявил он. Расходы, по словам президента, составят 662,9 млрд руб., в том числе из федерального бюджета выделено 205,5 млрд руб., из регионального — 33,6 млрд руб., из бюджета Владивостока — 44 млн руб.
Все выступавшие старались поддержать президента в этом убеждении. А глава "Крокуса", который является генподрядчиком стройки, Арас Агаларов доложил господину Медведеву, что из прибыли своей компании построил на острове набережную, причалы и много чего еще,— под конец его выступления могло сложиться впечатление, что господин Агаларов строит чуть ли не в убыток себе.
Впрочем, корреспонденту "Ъ" удалось обнаружить наглядные свидетельства того, что на некоторых объектах расходы все же превысили запланированные. Например, на стенде, информирующем о строительстве железной дороги от аэропорта до города, вместо пропечатанной цифры с оценкой проекта в 2,3 млрд руб. сверху была аккуратно наклеена бумажка с другой суммой — 8,1 млрд.
Похвалив тем не менее строителей за экономию, Дмитрий Медведев перешел к проблемам:
— Сегодня нам надо тщательно проанализировать причины отставания или переноса сроков сдачи важнейших объектов.
Прежде всего, неготовыми оказались пункты пропуска через границу. Из двух автомобильных, двух воздушных и трех морских пунктов работы идут по плану лишь на автомобильном в Краскино. Не решен вопрос и с поставками газа через газопровод Сахалин—Хабаровск—Русский. "Вопрос не в "Газпроме", а в правительстве,— отрезал президент.— Поручаю ему принять все надлежащие документы. Надо эту проблему в ближайшие две недели закрыть".
На полгода отстает от графика строительство нового терминала в аэропорту Кневичи. Под угрозой и завершение к началу саммита одного из ключевых объектов — мостов через бухту Золотой Рог и пролив Босфор Восточный. Пока из воды торчат только гигантские столбы, а вот пролет между ними длиной почти 2 км даже не начинал строиться. Тем не менее министр транспорта Игорь Левитин и губернатор Приморья Сергей Дарькин бросились уверять президента, что уже в мае следующего года мост будет готов.
— Смотрите, чтобы потом никому не пришлось краснеть или бледнеть. У нас были уже истории с мостами, которые сдавали, а потом они гуляли во все стороны. Прочувствуйте меру ответственности,— остановил их господин Медведев.
Тут же выяснилось, что на всякий случай уже закуплены корабли, которые будут отвозить гостей саммита на Русский — "в каком-либо экстренном случае". Господин Медведев это начинание одобрил:
— Надеюсь, обещания, данные президенту, будут исполнены. Но бывают и непредвиденные ситуации.
Найдя решение проблеме мостов (или их отсутствию к моменту саммита), Дмитрий Медведев затронул еще одну больную тему. Выяснилось, что за год до открытия саммита в городе готовы менее 20% запланированных пятизвездных гостиниц. Сейчас эти 20% представляют собой пару недостроенных бетонных каркасов. Губернатор Дарькин твердо пообещал проблему решить и сдать гостиницы в первом квартале следующего года.
Под конец Дмитрий Медведев вспомнил и о такой наболевшей проблеме стройки, как изъятие земель. По его словам, полностью решены вопросы по 427 из 1111 объектов. Особенно президента возмутило то, что передачу 51 участка затягивает Минобороны.
— В пределах города куда ни плюнь — земли Минобороны. И сами ничего не делают, и другим не дают. Всех, кого за руку поймаем на попытке продать земли,— всех привлечем к уголовной ответственности, сидеть будут. С этим бардаком надо кончать! — взорвался Дмитрий Медведев.
Президент дал две недели на то, чтобы решить вопрос, и велел министру обороны Анатолию Сердюкову лично прибыть во Владивосток и разобраться с ситуацией.
— Можно сколько угодно долго корректировать сроки сдачи этих объектов. Однако саммит АТЭС откроется 1 сентября 2012 года. И эту дату перенести нельзя,— подвел черту президент.
Дальше совещание шло в закрытом режиме. Как стало известно "Ъ", там звучали и вовсе тревожные цифры. Так, общий объем выполненных строительных работ составляет всего 53,7%. Из 96 объектов сдано в эксплуатацию всего шесть, работы идут на 69, а 13 находятся в стадии проектирования. Еще шесть даже не начинали проектировать. Остро стоит и вопрос с рабочей силой. Официально на стройке трудятся 26,5 тыс. человек, из них более 11 тыс.— иностранцы.
О масштабе проблем с рабочей силой говорит хотя бы то, что на штабе строительства прикреплена табличка на русском, английском, китайском, турецком и узбекском языках: "Приемная прокуратуры Приморского края". И указаны дни и часы приема.
Правда, все строители, которых вчера встретил на острове корреспондент "Ъ", оказались либо узбеками, либо китайцами. "Мы тут уже пять месяцев. Условия сносные, в месяц платят по $800,— рассказал "Ъ" строитель Ван Гоцян из провинции Цзянсу.— Только вот зарплату, бывает, задерживают, да и сроки поджимают — если бы пригнали еще наших, мы бы за год управились". На задержки зарплаты жалуется не только он — весной на острове вспыхивало несколько забастовок, которые удалось погасить с большим трудом.
Впрочем, власти полны решимости провести саммит любой ценой. "Даже если атакуют террористы или высадятся марсиане, мы все равно проведем этот саммит именно во Владивостоке,— говорит собеседник "Ъ" в оргкомитете саммита.— Поставим шатры — и проведем. Потому что для России это — геополитическая задача".
"Байкал24"
опубликовано в