Председатель Законодательного Собрания Иркутской области Людмила Берлина рассказала агентству "Интерфакс-Сибирь" о том, как выстраивается бюджетная политика в регионе, поделилась своим мнением о проблеме обеспеченности жильем северян, о будущем перспективного для региона Ковыктинского газоконденсатного месторождения.
- Людмила Михайловна, Законодательное Собрание большое внимание уделяет эффективному расходованию средств местными бюджетами. Какова на сегодня суммарная кредиторская задолженность муниципальных образований?
- Проблема эффективного расходования бюджетных средств сегодня особенно актуальна - доходы бюджетов снизились, ухудшилась экономическая конъюнктура. В таких условиях органы власти могут обеспечить исполнение взятых на себя обязательств только при грамотном и бережном управлении финансами. Также здесь важен еще один, неправовой, критерий эффективного расходования средств - это справедливое управление.
Разумеется, в бюджетной сфере региона существует множество проблем, в том числе просроченная кредиторская задолженность местных бюджетов, о которой вы говорите. По информации министерства финансов Иркутской области, на начало мая она составляла более 5,5 млрд рублей. При этом мы, к сожалению, не видим пока тенденций к её сокращению. Это непростая ситуация. Наличие задолженности серьезно осложняет жизнь муниципалитетам и не способствует финансовой стабильности в целом.
Со стороны региональной власти предпринимаются некоторые меры для стабилизации ситуации. Например, в областном бюджете на этот год предусмотрена выплата муниципальным образованиям Иркутской области дополнительной дотации на сбалансированность местных бюджетов на общую сумму около 700 млн рублей.
- Благополучные муниципальные образования получают "премии за эффективность". Насколько эта мера способна реально повлиять на ситуацию?
- При распределении дотаций по инициативе правительства области учитывается работа муниципалитетов по принятию местных бюджетов без превышения максимального размера дефицита. Кроме того, учитывается качество работы по повышению собираемости собственных доходов и работа по погашению кредиторской задолженности.
Эта новация направлена на повышение ответственности органов местного самоуправления, призвана стимулировать их к проведению разумной и сбалансированной бюджетной политики, отказаться от "иждивенческой" позиции.
Насколько такая практика себя оправдывает, депутатам Законодательного Собрания совместно с правительством предстоит выяснить осенью, когда проведем анализ по использованию дотаций. Если будет показано, что "премии" на деле стимулируют муниципалитеты к проведению более эффективной бюджетной политики, значит, этот опыт необходимо развивать.
Однако, мне думается, что пришла пора по вопросу о взыскании кредиторской задолженности принять кардинальное решение. Надо списать долг по состоянию на некоторую дату, например на 1 января 2008, а затем перейти на жесткую политику взаимодействия с органами местного самоуправления, вплоть до удаления мэров от должности за некачественную работу с муниципальными финансами. Таким образом, мы планируем активизировать работу муниципалитетов.
- За счет чего, по Вашему мнению, в регионе могут укрепляться финансовые основы местного самоуправления?
- К сожалению, на сегодняшний день расходы муниципальных образований Иркутской области обеспечены собственными доходами местных бюджетов менее чем на 50%, остальные средства распределяются "сверху".
Финансовые основы местного самоуправления могут укрепляться за счет совершенствования межбюджетных отношений и качества антикризисной модернизации в каждом муниципалитете. Люди должны быть обеспечены работой, причем не в допотопном примитивном секторе экономики, а в развивающем трудовые ресурсы и работающем на современных принципах.
Жизнь диктует необходимость принятия таких правовых решений, которые гарантировали бы необходимый уровень собственных доходов местных бюджетов. Это обеспечило бы реальную самостоятельность органов местного самоуправления. В этих условиях особенно важна взаимно ответственная и прагматичная позиция – как со стороны региональной власти, так и со стороны муниципалитетов. Я убеждена, что любые попытки играть на эмоциях, выторговывать для себя преференции, спекулируя проблемами, неуместны.
Сегодня трудно всем. Безусловно, муниципалитетам необходимо оказывать помощь в развитии источников собственных доходов. Так, в регионе по-прежнему открыт вопрос собираемости земельного налога, который зависит от процесса оформления земель в собственность. Подавляющее большинство мэров реально осознают необходимость юридического оформления прав на землю. Не случайно на семинарах, которые проводит Заксобрание в муниципальных образованиях, вопросы по процедуре регистрации прав на землю всегда вызывают повышенное внимание.
Муниципалитеты заинтересованы в увеличении доходов физических лиц и, соответственно, в уменьшении безработицы, в развитии малого и среднего бизнеса. Мы просим органы власти: дайте предпринимателям возможность развиваться, не трясите их, как яблоню, до последнего рубля. В противном случае, муниципалитеты лишаются перспектив увеличения доходной базы.
- Людмила, Михайловна, как Вы относитесь к принятию трехлетнего бюджета в области? Какова в этом плане перспектива?
- Идея принятия трехлетних бюджетов возникла на федеральном уровне в связи с необходимостью долгосрочного экономического планирования. Важно обеспечить стабильность и предсказуемость налоговой политики, улучшить условия для инвестиций. Переход на трехлетний бюджет должен был стать одной из базовых составляющих бюджетной реформы. Некоторые регионы успели перейти на новую схему, однако в связи с негативным влиянием мирового финансово-экономического кризиса отказывались от утверждения бюджетов на трехлетний период.
Иркутская область живет по однолетнему бюджету, но даже при этом существуют вопросы к качеству составления прогнозов социально-экономического развития. Например, в части планируемых доходов. Пока, к сожалению, нет ни объективных, ни субъективных условий, которые позволили бы принимать бюджет области на три года вперед.
Что касается перспектив, я думаю, что чем скорее мы научимся составлять долгосрочные и, одновременно реалистичные, надежные экономические планы и прогнозы, тем скорее появятся лучшие условия для развития Иркутской области. Не все, но очень многое при этом зависит от нас самих.
- В последнее время широко обсуждается предполагаемое банкротство компании "РУСИА Петролеум", которая занимается разработкой Ковыктинского месторождения. Считаете ли вы целесообразной продажу госпакета акций этой компании, и если да, то когда этот вопрос может быть поднят Законодательным Собранием?
- Ситуация вокруг "РУСИА Петролиум" непростая. Однако как бы ни было, региональные власти должны представлять и отстаивать интересы Иркутской области. Законодательное Собрание Иркутской области контролирует ситуацию. Не исключаю, что в ближайшем будущем на нашей площадке состоятся соответствующие обсуждения. Думаю, что в свете иска о банкротстве "РУСИА Петролиум", региональной власти необходимо обратить так же самое серьезное внимание на принципиальный вопрос о дальнейшей судьбе Ковыктинского проекта и его месте в стратегии социально-экономического развития Иркутской области. Эта стратегия сейчас разрабатывается, затем будет утверждаться Программой социально-экономического развития области до 2020 года. К сожалению, согласованные планы, касающиеся будущего Ковыкты, кардинально меняются уже не в первый раз. Думаю, что длящаяся годами неопределенность никак не отвечает интересам Приангарья и требует согласованной позиции властей на федеральном и региональном уровне.
- В конце мая в Иркутске состоялось выездное заседание комитета Государственной Думы РФ по делам Севера и Дальнего Востока. Насколько остро стоит в регионе вопрос с обеспечением жильем северян?
- Тема переселения из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для Иркутской области более чем актуальна. Всего в нашем регионе на очереди на получение жилищной субсидии стоят 13 тысяч северян. Из граждан, сдавших свои квартиры государству и выехавших из северных районов области в 1992-2000 годах, получили сертификаты всего 90 человек (три в 2005 году, пять – в 2006 году, 28 – в 2008 году, 25 – в 2009 году и 29 – в 2010 году). Таких семей, по данным регионального министерства социального развития, более одной тысячи, в том числе 490 из них находятся в тяжелых жизненных условиях.
- Какие предложения, касающиеся совершенствования федерального законодательства в этой сфере, внесли иркутские депутаты?
- В частности, мы предложили предусмотреть первоочередной порядок выделения субсидий для граждан, выехавших с Севера более десяти лет назад. Люди выезжали из умирающих северных поселков, но эти населенные пункты не получили официального статуса закрывающихся. Поэтому переселенцы оказались не в первой очереди на получение жилищных субсидий, а разбросанными по разным очередям. Они сдали свои квартиры государству, как того требует закон, но государство своих обязательств перед ними не выполнило. Предложенная Законодательным Собранием новация должна устранить это недоразумение.
Инициативу депутатов о предоставлении первоочередного права на получение жилищных субсидий гражданам, выехавшим из северных районов более 10 лет назад, поддержали региональное правительство, областное объединение профсоюзов, представители северных муниципальных образований региона, а также Заксобрания Красноярского, Забайкальского краев и Народного Хурала Республики Саха (Якутия).
Есть у нас еще одна "застарелая", очень чувствительная проблема. Это ликвидация северного поселка Умбелла в Казачинско-Ленском районе. Еще 5 декабря 2007 года состоялось решение районной Думы о его ликвидации с соответствующей программой переселения жителей. В программе Иркутской области "Регулирование миграции экономически избыточной части населения районов Севера Иркутской области на 1999-2005 годы" в числе 19 населенных пунктов, подлежащих переселению, был также назван поселок Умбелла. Однако до настоящего времени ясной перспективы решения вопроса правительство области не представило, 98 умбелльцев безуспешно стучатся во все двери властных учреждений.
- Иркутск активно готовится к юбилею, который будет отмечаться в 2011 году. На Ваш взгляд, какие самые главные проекты необходимо осуществить, чтобы жизнь в областном центре улучшилась, а гости города действительно почувствовали, что Иркутск - столица Восточной Сибири?
- Не хотелось бы называть какие-то отдельные проекты главными. Приоритетная задача одна - чтобы иркутянам было комфортно жить в своем городе. И все проекты, направленные на развитие городского хозяйства, городских дорог, строительства и обустройства новых больниц и детских садов нужно осуществлять и поддерживать независимо от того, успеем ли мы их закончить к юбилейной дате или нет. Считаю, что в преддверии праздника необходимо многое сделать, пользуясь вниманием федерального центра и бизнес–сообщества. Нужно обеспечить задел на будущее, создать некий "мостик" для дальнейшего развития городской инфраструктуры. При этом мы прекрасно понимаем, что при существующих сегодня финансовых условиях нам, наверное, не следует ожидать щедрого потока инвестиций и вложений.
Кроме того, немаловажным элементом подготовки города к юбилею являются разнообразные гуманитарные проекты, которые радуют душу, объединяют жителей и города, и области. К добрым поступкам людей должна мотивировать не власть, а городское сообщество. Депутаты Законодательного Собрания приняли план подготовки к празднованию 350-летия Иркутска. В него включена работа по принятию закона "О статусе административного центра Иркутской области", поддержка финансирования проектно-изыскательских работ и строительства ряда объектов, проведение тематических депутатских слушаний. Мы также запланировали более 10 социальных и просветительских проектов.
Депутатский корпус с участием наших коллег из молодежного парламента намерен провести цикл лекций и встреч с жителями города и области, рассказать об историко-культурных традициях города Иркутска. Совместно с Художественным музеем запланирована выставка картин, переданных Иркутску нашей землячкой Антонине Прекальской-Невзоровой. Мы также объявили конкурс фоторабот и журналистских материалов об Иркутске. Фракция "Единая Россия" будет проводить конкурс социальных проектов, плакатов и рисунков, посвященных областному центру.
Я очень надеюсь, что день рождения города станет поводом для каждого иркутянина сделать свой добрый вклад в его обустройство и в повышение градуса комфортности Иркутска.
- Людмила Михайловна, Вы упомянули, что в юбилейных мероприятиях Иркутска примут участие депутаты молодежного парламента. Каковы задачи молодежного парламента? Вы довольны работой молодежи, смена растет достойная?
- Мы рассматриваем наш молодежный парламент не только как школу для начинающих юных политиков, законодателей и юристов, но и как дееспособный консультативно-совещательный орган при Заксобрании региона. Ребята не только участвуют в работе "круглых столов", в депутатских слушаниях и общественных обсуждениях. Они принимают непосредственное участие в разработке, корректировке и мониторинге законопроектов. Молодежный парламент подготовил пять поправок в проект Закона Иркутской области "Об областном опросе" и направил их для обсуждения в профильный комитет. На предыдущей сессии депутаты поддержали и приняли три из пяти поданных молодыми коллегами поправки к закону.
Также молодежный парламент предложил свои рекомендации в областную целевую программу по патриотическому воспитанию и по поддержке талантливой молодежи. Ребята активно включились и в обсуждение проекта Концепции социально-экономического развития Иркутской области на период до 2020 года.
Мне импонирует то, что члены молодежного парламента активно ведут свои социальные проекты и просветительскую работу. Они разъясняют школьникам и учащимся ССУЗов вопросы по "комендантскому часу", выступают перед родителями, консультируют по Интернету, проводят социальные акции для ветеранов и воспитанников детских домов.
Молодежный парламент становится школой, формирующей молодых и талантливых политиков. А это одна из важных миссий действующего Законодательного Собрания в области молодежной политики.
Елена Ерина
"Байкал24"
Опубликовано на официальном сайте Законодатеьного Собрания Иркутской области